особенность

Галина Миленина
     Есть у меня одна особенность — когда впервые вижу человека, уже знаю о нём, каков он. Это происходит автоматически, в считанные секунды приходит чистая информация, простое знание, ясно-знание. И самое удивительное, после многих событий, отношений, перипетий, через долгие годы, я помню эту характеристику. Иногда, подумав при первой встрече, что человек способен на подлость и опасен, я со временем, очаровываюсь им, забыв предостережение, думаю, что вот же, ошиблась, а он такой милый! Но проходит время и понимаю, что он просто талантливо играл и, но в какой-то момент, при сложившихся обстоятельствах, он показывает своё истинное лицо, без маски.  Близкие знают о моей способности и доверяют моему мнению, советуются, но, не всегда следуют советам.
      Однажды,  друзья пригласили меня в гости познакомиться с женихом их дочери. С их слов это был взрослый и состоятельный мужчина. Мы просидели за чаем довольно долго в ожидании визави, но жених задерживался с визитом. Мне было пора, я засобиралась домой и у выхода присела на корточки, застёгивая сандалии своей маленькой дочурки, когда открылась входная дверь, и я увидела только обувь и ноги гостя. Несмотря на знойный воздух лета, меня словно холодом обдало, и я услышала внутри себя:«нет!» В эту минуту мне не хотелось даже выпрямиться во весь рост и посмотреть в лицо обладателю светлых кожаных штиблет, не только знакомиться с ним. Нас представили друг другу, и я поспешила выйти на воздух, крепко держа за руку дочь. Хозяева вышли  проводить нас. Отец невесты сокрушался, что мне не удалось  познакомиться с  его будущим зятем. Я же ответила, что мне хватило, того, что я увидела, и категорически не советую отдавать дочь за этого человека. Они очень удивились, стали уверять меня, что он перспективный, а то, что  старше и был женат, это даже плюс, девочка юная, неопытная, а он будет ей и защитой и опорой. А им так сейчас тяжело, ведь есть ещё младшая, а жить всё трудней и трудней, одни сапоги для Тони да пальто на зиму скольких денег стоят, — оправдывали своё решение скоропалительно выдать замуж  дочь мои друзья. Я выпалила в ответ: « Хотите сэкономить на сапогах, а что если вскоре Тоня вернётся к вам с ребёнком на руках, и у вас уже не две, а три дочери!»
     Я предлагала свою помощь в поступлении в вуз, хотела увидеть способную, трудолюбивую девушку студенткой, ей было только семнадцать, она не ходила по дискотекам, не встречалась с мальчиками, отлично училась и росла тихим послушным ребёнком, умело управлялась в кухне с борщами, но жизни ещё не знала и сразу после школьной  скамьи нарвалась на взрослого продуманного обольстителя. Маме бы объяснить, уберечь девочку от ошибки, но увы, та сама была очарована мужчиной и  готова хоть завтра отдать за него дочь. Мне было очень жаль девчонку, но меня никто не слушал. Осенью я получила приглашение на свадьбу.
    Отгуляв свадьбу на деньги родителей невесты, молодые устроились жить на их же даче. Долгие месяцы  «перспективный» зять, оказавшийся без постоянного места работы, сидел дома  и предлагал тестю проект за проектом, один фантастичнее другого, где тесть работник, а он руководитель. Отдав на переплавку своё обручальное кольцо перед свадьбой будущему зятю, мой друг уже кое-что начал понимать, но включить заднюю вовремя, переубедить свою жену, которая всю жизнь рулила, не смог. 
     Новоиспечённый муж Тони, долгие годы протиравший штаны в кабинете райкома комсомола, неожиданно уверовал в бога и начал истово креститься, приучать  молодую жену к молитвам и беспрекословному послушанию. Прервав общение с родителями, Тоня подчинялась и слушалась любимого. Она была прилежной хозяйкой, заботливой и нежной женой, и готовилась стать матерью. Когда молодожёны съели все запасы в подвале на даче и убедились, что их семью родители не в состоянии содержать, они уехали из Крыма в Россию к родственникам. Родившуюся дочь,  решили не показывать бабушке и дедушке в отместку за то, что те больше не помогали им материально.   
      Прошло шесть лет, мои друзья ничего не знали о молодых. Однажды, в разгар лета пришла телеграмма: « Тоня умерла. Приезжайте хоронить».
     Конечно, они не поверили. Страшная, глупая шутка! Видимо, не зная, как помириться, эксцентричный зять, таким образом, решил вызвать к себе родителей, наверняка нужна помощь. И они готовы к примирению, ведь там растёт их внучка!
     В поезде мой друг не спал всю ночь, готовился к каким -то словам, к встрече на перроне, но сказать их было некому.  Их ждал труп Тони, похороны и шестилетняя внучка, которую он увидел впервые. Осужденный зять отбывал наказание за воровство.  Это ему Тоня приволокла две тяжеленные сумки с продуктами в тюрьму, и упала там же замертво, — воспаление лёгких и отёк мозга.
     В Крым мой друг вернулся абсолютно седым и,  на всю оставшуюся жизнь врезалась картина, как у Тони из- под ресниц выкатилась слеза, когда он подошёл к гробу. На миг его озарила надежда, что девочка жива. Ему объяснили, это не слёзы, — тело оттаивает в тепле после морга …
     Внучку они вырастили. Девушка уже учится в институте. Первое время боялись, что зять выйдет из тюрьмы и заберёт ребёнка. Напрасно, если и явится, только за алиментами, когда дочь станет взрослой.
     А я помню  обо всех  встречах с людьми, которые входили в круг моего общения. Спасибо Природе за подаренную мне особенность. Но одно не могу понять, почему я не помню подробно, что было три дня назад, а что я подумала о человеке тридцать лет назад при первой встрече или месяц назад, в память врезается навсегда и уже не уходит?