Где Тихий океан? Про общественный транспорт в LA

Нина Осокина
– The bus won't go any further! – неожиданно объявил пожилой водитель, поворачивая на парковку. Смысл этих слов дошёл до меня только после того, как пассажиры стали покорно покидать салон. Надо же! Автобус дальше не пойдёт, а никто не возмущается, не задаёт вопросов. Но я-то не местная, поэтому задержалась при выходе. На моё «почему» водитель сказал, что у него уже закончился рабочий день – по случаю Пасхи. Что за невезение! Мало того, что музеи сегодня не работают, так ещё и с транспортом проблемы. А так хочется увидеть Тихий океан! Угораздило же приехать в Лос-Анджелес именно на католическую пасху!

Вышла из автобуса, растерянно огляделась. И куда идти? На заполненной машинами парковке безлюдно – если не считать меня и шофёра. Жаль, не проследила, куда ушли мои бывшие попутчики. Одно ясно, что путь они держали в сторону бульвара Санта-Моника. По этой длиннющей автотрассе, простирающейся от восточного Голливуда до прибрежного городка Санта-Моника и не имеющей ничего общего с обычным бульваром – прогулочной аллеей, автобус № 4 только что вёз меня к океану. Вёз-вёз, да не довёз...

Сделаю отступление. Время действия – март 2013 года, мы с внуком – впервые в Штатах. Пригласила нас Клара, давняя знакомая моего покойного мужа. Перед тем, как оказаться в Лос-Анджелесе (кратко – ЛА), неделю жили в её доме, недалеко от Сан-Франциско, и были в восторге от всего – от радушного приёма, достопримечательностей и по-летнему тёплой погоды. Из Сан-Франциско я планировала направиться в ЛА – исключительно ради того, чтобы показать внуку Диснейленд. А уж потом, из аэропорта LAX – домой... Но Клара посоветовала «треугольный» – более оптимальный маршрут: сначала в Лас-Вегас, а уж потом в Лос-Анджелес. От слов тут же перешла к действию: заказала авиабилеты и забронировала номер в престижном отеле на бульваре Стрип. Благодаря её стараниям, мы провели в игорной столице незабываемые три дня. И, действительно, там есть на что посмотреть – помимо казино. Мы даже выкроили время для поездки в Гранд-Каньон, и это вообще было потрясающе! А на четвёртый день рано утром выехали из Вегаса на автобусе. За окном экзотика – пустыня с кактусами, горные хребты, маленькие городки, похожие на декорации из фильмов-вестернов... А внутри удобные кресла, большое пространство для ног, туалет, бесплатный Wi-Fi, кондиционер и розетки в салоне. В общем – красота!

Спустя четыре часа въехали в Лос-Анджелес и потом около часа пересекали его с востока на запад. Ещё полтора часа ушло на то, чтобы от автостанции в Даунтауне добраться до нашего отеля на Сансет-бульваре (от него до голливудской Аллеи Славы всего несколько минут ходьбы). Таким образом, беглое знакомство с городом уже состоялось – из окна автобуса...

Наскоро перекусив, помчались к бульвару Голливуд и вскоре с любопытством разглядывали звёзды на тротуаре – с именами знаменитостей. Там были даже пустые звёзды, ждущие своего часа – Антон, недолго думая, вписал фломастером себя. У китайского театра наткнулись на отпечатки рук кинозвёзд, сфотографировались на фоне театра Долби, где вручают премию «Оскар», и, решив, что делать там больше нечего, сели в метро. Через две остановки вышли у студии Universal. Но день близился к концу, кассы были уже закрыты, и мы, погуляв в парке, вернулись в отель. Антон сразу же заявил, что устал и больше никуда ни пойдёт. Ну, а мне, неугомонной, не сиделось в номере, я снова решила прогуляться... Поблизости увидела сувенирную лавку, заглянула туда. Хозяйка оказалась русской. Узнав, что у нас остался всего один день в ЛА, посоветовала съездить к океану, к Венис-бич: «При лимите времени и бюджета – это единственное место в городе Ангелов, достойное посещения». Я ответила, что ещё хотим совершить автобусную экскурсию по центру, но она возразила: «Всё не успеете – что-нибудь одно. До океана только в одну сторону около двадцати миль... Кстати, недалеко от вашего отеля проходит четвёртый автобус – очень удобно! Надо только свернуть на Формоза-авеню и дойти до бульвара Санта-Моника. Остановка так и называется: Санта-Моника-Формоза».

Но внук предпочёл экскурсию, и мы с утра, купив на бульваре Голливуд обзорный тур, проехались на открытом пикапе по знаковым местам. Водитель показал нам виллы кинозвёзд, Сансет Стрип и Родео Драйв с шикарными магазинами, надпись «HOLLYWOOD» на холме, гостиницу, где снимали фильм «Красотка»... Мы уложились в четыре часа и остались довольны. Свободного времени оставалось много, и после обеда я решила воспользоваться вчерашним советом. Однако Антон удобно устроился на кровати с планшетом, сбоку «сухомятка» – конфеты, чипсы, и сказал, что он ужасно устал. И я решила ехать одна...

 

...Итак, как же выбраться с парковки? С ориентацией у меня всегда были проблемы, поэтому за помощью пришлось вновь обратиться к водителю. Тот протирал салфеткой лобовое стекло и на мой странный вопрос, где Пасифик оушен, отреагировал так же странно – не прерывая работы, указал свободной рукой на солнце, низко клонившееся к западу. Мысленно вспомнив карту города, с задержкой догадалась, что там, на западе, и находится Тихий океан. Наверное, водитель искренне чтил Пасху, или был просто совестливым, потому что не ограничился этим жестом – спустя мгновение вышел из автобуса и уже вежливо стал объяснять, в какую сторону идти, и как дальше добираться...

Спасибо ему, остановка нашлась быстро. Стала ждать. Прошло минут десять – ничего нет. Хоть и знала, что интервалы у местных автобусов бывают даже более тридцати минут, однако занервничала... Водитель сказал, что до океана уже близко, и отсюда можно доехать не только на четвёрке. Неужели у всех короткий день?..

Решила пойти пешком. Тем более что прогулка обещала быть приятной – тёплая калифорнийская погода, по обеим сторонам бульвара живописные строения вперемежку с высокими пальмами. Дорога пошла в гору, и далеко впереди – на западе, почти лёжа на холме, приветливо светило солнце... Я бодро направилась ему навстречу. Вот-вот, предвкушала я, поднимусь на вершину холма, и передо мной откроется вид на океан...

Наконец поднялась. Но – увы! Впереди только бесконечная прямая полоса бульвара Санта-Моника – сначала спускающаяся под уклон, потом снова вверх... И по-прежнему светит солнце над горизонтом – уже не приветливо, а издевательски.

Уныние было недолгим – неожиданно около меня затормозил Big Blue Bus, следующий до Вениса. Много слышала хорошего об этих синеньких автобусах, действительно больших и комфортабельных, и вот теперь сама убедилась. Особенно впечатлил гидравлический спуск – не надо запрыгивать в салон, что очень удобно для инвалидов и пожилых, то есть и для меня!

Правду сказал водитель четвёрки – ехать действительно оставалось немного. Вскоре я уже была на конечной стоянке Blue Bus и, оглядываясь, старалась запомнить это место – ведь потом надо сюда возвращаться. Так-так, вот указатель на Венис-бич – туда и пойду...

На прославленном песчаном пляже было немноголюдно – не сезон. Представляю, как оживлённо здесь будет летом, но сейчас на песке полно только чаек. Ещё бродят несколько туристов – включая меня. Чуть больше любителей серфинга – одни летают по волнам, другие валяются на песке с досками, наверное, ждут подходящую волну.

Сняла кроссовки, босиком прошла по мелководью... Теперь моя коллекция морей, на которых побывала, пополнилась Тихим океаном.

Солнце зашло, постепенно усилились волны. Поодаль остановилась какая-то парочка. Попросили меня сфотографировать их. Потом я дала молодому человеку свой фотоаппарат. Стою, позирую... И думаю о внуке. Какой бы хороший кадр получился, если бы вместе здесь были. Тут девушка мне крикнула: «Чииз!» – наверное, лицо у меня было слишком озабоченным.

Затем я прошлась по набережной. Стало быстро темнеть, на променаде зажглись фонари, магазины, освещённые рекламами, приобрели особенно праздничный вид. Всё именно так, как я представляла: красочно, оживлённо... Однако настроение у меня начало ухудшаться – из-за внука. Как там он один? И я заторопилась назад.

Вернулась на место своей высадки, ищу табличку с названием остановки – нигде нет! Стою в растерянности... В это время из ближайшего переулка выходит шумная компания – по всей видимости, семья. Несколько детей, несколько взрослых. Один представительный мужчина, в котором я определила главу семейства, вёл на поводке лабрадора. К нему-то и обратилась. Мужчина с участием выслушал меня, потом спросил домочадцев – те отрицательно покачали головой. Тогда он, передав поводок жене, вынул из кармана смартфон. Догадалась, что сейчас воспользуется навигатором... (Эх, жаль, что нет со мной внука, вернее, его планшета, напичканного подробными картами!) А мужчина уже показывает на экране путь до остановки и говорит с улыбкой, что отсюда недалеко – всего один блок. Блок – это у них расстояние от переулка до переулка. Мысленно обозвала себя бестолочью – не сообразила, что место высадки и место посадки иногда не одно и то же! А вслух поблагодарила. В ответ американская семья дружно поздравила меня со счастливой Пасхой и продолжила прогулку.

Остановка была типичной для Лос-Анджелеса – лавочка и столбик с надписью «Большой синий автобус». Без посторонней помощи найти её в темноте было бы трудно. Чуть позже подошли два темнокожих парня, встали рядом... Мне стало чуточку страшно. Господи, какая же я всё-таки авантюрная бабушка! Оставила внука одного из-за какой-то прихоти – на океан, видите ли, захотелось взглянуть! От тревожных мыслей избавило прибытие синего автобуса. Кстати, эти парни вежливо пропустили меня вперёд.

Почему-то была уверена, что все проблемы уже позади – осталось только успеть пересесть на автобус №4, следующий до моей остановки: Санта-Моника-Формоза. И ещё благополучно добежать до финиша – отеля, где меня ждёт (и беспокоится!) мой дорогой внук.

Но темнота сделала своё злое дело – я не заметила, как автобус свернул с бульвара Санта-Моника... Спохватилась лишь на какой-то остановке в Беверли-хиллс. Опять невезение! Стараюсь не паниковать – спокойствие, только спокойствие. Огляделась по сторонам. Прямо передо мной, судя по вывеске, какая-то закусочная. Захожу... Приветливый хозяин, которому сбивчиво изложила свою проблему, мигом позвал молоденького паренька-официанта, и тот повёл меня... Нужная остановка оказалась совсем рядом – за углом кафе. А вскоре подошёл автобус, следующий до Голливуда, и я, счастливая, что так всё удачно разрешилось, вошла в салон. Теперь я стала намного мудрее: заплатив за билет, попросила водителя предупредить. В тот момент я, наверное, плохо следила за своим произношением, потому что водитель, темнокожая полная женщина с короткой стрижкой – вылитая Вупи Голдберг! – внимательно выслушав меня, широко улыбнулась и по-русски сказала: «КАРОЩО!»

И я со спокойной душой я уселась в кресло. Хорошо! Всё действительно хорошо. Хорошо сложился день – столько всего увидела... И люди повстречались хорошие, некоторые даже русские слова знают. Вот только внук, наверное, беспокоится...

Вскоре «Вупи Голдберг» выглянула из кабины и с белоснежной улыбкой сообщила: «Йооp стоп, мэм!»

В отель вернулась около десяти вечера. Войдя в номер, застала внука в том же положении – лежащим на кровати с планшетом... Не отрываясь от экрана, равнодушно произнёс: «Привет, бабуля!»

Меня прорвало:

– Антон! Ты хоть чуточку переживал за меня? – по его глазам увидела, что недоумевает. Сердито пояснила: – Время-то ведь позднее!

– Разве? – удивился он. И, спохватившись, добавил (в угоду мне!): – Ах, да! Конечно же, переживал! Кстати, ты почему ты так долго, бабуля?

 

Наутро мы перебрались в городок Анахайм – где Диснейленд. Опять на общественном транспорте – сначала на метро до Даунтауна, оттуда на автобусе. Говорят, Город Ангелов мало приспособлен для передвижения общественным транспортом, но у нас – худо-бедно – всё получилось.

В Диснейленде жили в отеле недалеко от главного входа – целых два дня. Опробовали множество аттракционов (я даже на американских горках прокатилась, правда, зажмурив от ужаса глаза, – до такой степени не хотела внука отпускать одного), увидели парад Героев Диснея, а ещё вечерний салют – ставший ярчайшим завершением нашего первого путешествия в Америку.

Кстати, визы нам с внуком дали на три года, и были другие американские поездки – и другие города, и другие приключения... Но об этом как-нибудь потом.