Схема метро

Карина Василь
(философская зарисовка)

Моя знакомая приехала в Москву. Собственно, в этом нет ничего необычного: миллионы людей приезжают в Москву, уезжают из неё, остаются в ней, ходят туристическими маршрутами, работают, нищенствуют… Большая часть всё-таки остаётся работать. Но и туристов предостаточно. Но в случае со своей подругой я вдруг подумала: а как именно должен чувствовать себя в Москве житель обычного маленького провинциального городка, в котором метро вообще нет? И на эти размышления меня навёл вопрос моей знакомой: как из Измайлова добраться до Красной площади? Я попыталась объяснить, но сходу наткнулась на недопонимание. Привыкшая, что даже немосквичи на моей работе прекрасно ориентируются в московских районах и схеме метро, мои названия не произвели на мою знакомую никакого эффекта – они для неё просто ничего не значили. Ну и как объяснить незнающему человеку, что Таганка ей совсем не по дороге, а Сокольники, хоть и недалеко (относительно) от её Измайлова, но одной веткой без пересадок туда не добраться. А Парк Победы это вообще другой конец Москвы? Что Храм Христа Спасителя находится не на Арбате и не рядом с Красной площадью? Что Китай-город не у Кремлёвской стены? Что метро Спортивная и спорткомплекс «Лужники» - совсем не рядом? И это при всём том, что отвечала на вопросы о месте прогулок и объясняла, как куда добраться я по телефону.
Закончив объяснения, я задумчиво посмотрела на схему Московского метро и попыталась представить, как на неё смотрит не москвич, а невежественный в этом отношении провинциал. И ужаснулась. Сонм разноцветных линий, круги, невозможное количество названий, ответвления для к аэропортам ж/д направлениям, автобусным станциям, наземное метро (так называемое «лёгкое») в Бутово, монорельс на севере Москвы (ради чего это было построено – вообще неясно: есть мнение, что оно себя не окупает), МЦК, новые диаметры, с которыми вообще неясно, что делать, - есть от чего свихнуться. Не схема, а квест, головоломка, лабиринт, в котором легко потеряться. И это только схема. Вот в Праге – 4 ветки, и езжай себе, не задумываясь, из одного конца города в другой! А ведь это всего лишь схема! А само метро? Чем мешали старые табло с подробной информацией? Зачем понадобилось менять их на клейкую ленту с одним названием единственной станции или обозначением куска ветки на колоннах? В метро москвича от приезжего узнать легко: москвич идёт, не глядя (вернее, глядя в свой смартфон), по своему маршруту. А если в один из дней ему от этого маршрута понадобится отклониться, москвич знает, куда посмотреть, чтобы скорректировать своё движение. И не утруждает себя даже мимолётной остановкой перед указателями - достаточно взгляда. Москвич привык к цвету линий, и знает, какой указатель и где висит (на переход со станции на станцию, на выход в город). Ну, или, по крайней мере, он знает, куда этот взгляд бросить. А если не знает, то быстро найдёт. Сориентируется, где устроить встречу – так называемые серые пластиковые лавочки «место встречи» с wi-fi, и где постоять и попеть под гитару-скрипку с колонками – красный полукруг в стороне от потока людей. Москвич бросает взгляд на указатель не для получения информации, а для подтверждения правильности её. Приезжие же останавливаются, часто внезапно и без предупреждения, подолгу изучают табло с информацией или пристают к окружающим подсказать, в какую сторону идёт подошедший поезд или куда идти им самим. И при этом нередко не утруждая себя чтением информации вовсе. Москвичи же привыкли к экранам в вагонах и на станциях, к кондиционерам, wi-fi и возможностью зарядки мобильника. Привыкли, что в вагоне можно самому построить маршрут на сенсорном экране, с экрана получить информацию о местах гуляний на праздники в Москве, об экскурсиях, истории города. А ведь эти новшества появились не так давно, чтобы воспринимать их как само собой разумеющееся. Приезжих вводит в бессознательное состояние обилие информации, духота, сутолока и замкнутость пространства тоннелей, по которым несётся поезд. Поэтому забавно видеть приезжих, которых технические новинки цивилизации вводят в недоумение, ступор или священный трепет.
Моя знакомая сама построила маршрут от Измайлова до Александровского сада, куда я направила её, чтобы начать знакомство с Москвой с её, Москвы, центра – Красной площади. Для москвича это ерунда, не стоящая внимания мелочь – с одного конца ветки проследить маршрут до другого. Но для человека, который метро и его схемы видел только по телевизору – это подвиг, победа над своим невежеством: ведь надо ещё сориентироваться, где находится станция Александровский парк на этой запутанной схеме и где находится твоё место жительства сейчас в Москве – Измайлово. Наблюдая за результатом действий моей знакомой, я сделала вывод: человек, который впервые встречается со схемой метро Москвы и который сам смог в ней разобраться, разберётся  с чем угодно. С любой схемой любого метро любой столицы любой страны. А может и не только схемой метро. Хочешь узнать, насколько человек сообразителен – дай ему схему московского метро с заданием добраться из пункта А в пункт Б. Это и будет показателем ума и сообразительности человека, который до этого не видел метро вовсе вместе с его схемами и указателями. А ведь московское ещё не достроено. И что ещё в схему будут включать – вопрос. Москва не резиновая, но от толпы народа пухнет год от года. И нет конца этому…