Речное плёсо

Михаил Латышев
Ещё вчера мы, не выспавшись, маялись в первой утренней электричке до Шали. Ехали до деревни Мартьяновой и переходили по шаткому мостику Реку Теснин. Взбирались на жаре в гору и падали в тёмные, холодные лога. Одолевали колеи лесовозной дороги, залитые водой. Шли по просторным Волеговым полям, спускаясь к матушке Чусовой.

Ещё вчера мы ставили палатку, отмахиваясь от слепней и назойливой мошки. Блаженно бродили по плёсу, умывались и плескались. Был август, и вечер с костром напротив громадных, отвесных скал. Когда наконец-то готов обычный чай, для тебя нет напитка божественней. Вечер трудного дня.

Это было так давно, будто полетела не ночь, а столетие. Мы проснулись другими. Седовласый туман проплывал под Гребнями. Это семь ножей и семь книг. Семь огромных, высоких и узких каменных плит кинжалами врезались в левый берег Реки Теснин. Словно книги на полке, прислонившись, они молча взирают, как за рекой колышется море крапивы. Крапивное семя проросло на месте деревни Волеговой. Её уже нет. Над непрочитанными книгами Чусовой парит коршун.

В небесах растеклось снулое утро. Наш маленький отряд готов к погружению в волеговский Царь-Лес. Мы идём к речке Волеговке, позади нас хмурые и косматые Гребни. Над тёмной рекой непонятное небо - серые клочья мешаются и заслоняют голубые проблески.

Кто в итоге победит? Выглянет солнышко или останется душная хмарь? Мы болеем за первый вариант, а комары и мошки с оводами - за второй.

Первый этап самый приятный - гулять по воде! Август выдался на удивление тёплый. Вода в Чусовой была как парное молоко.
Волеговский плёс - шикарный, прогулочный. На мелководье иногда попадаются донные камушки. Их называют таши. Горная река бежит по разноцветным камушкам, и не верится, что ты стоишь посреди великой Чусовой. Такова летняя межень.

Вода хлюпает и завлекает камушки в сандалии. Приходится смешно дёргать ногой, чтобы их выбросило из-под подошвы. Камни шепчутся с травой, водоросли струятся зелёными шелковистыми волосами русалок. На это можно смотреть бесконечно. Потому что бесконечна река, уносящая твои мысли прочь.

По левому берегу Чусовой к нам спускался косогор Маланьиной поляны, раскинувшейся сразу за Гребнями. Рассвет брезжил над Волеговым Полем. Небо постепенно голубело, а вода из тёмной становилась прозрачной.

Останавливаясь, мы стали замечать, насколько удивителен прибрежный мир. У краешка заливного луга бушует чишма, в ней сиреневыми огнями горят букеты дербенника. Огромная и мохнатая чёрная гусеница с тигровой расцветкой медленно спускается по стеблю.

Известно, что медведи, лоси и кабаны уходят на зимовку с окрестностей Чусовой за Каменный Пояс. Там, на его сибирских склонах, зима кончается быстрее. Примерно на месяц раньше тают снега, которые в логах Чусовой лежат до середины мая. Понятно, почему летом зверь возвращается в долины Реки Теснин. Не найти на Урале места, столь щедрого и богатого травами.

По правому берегу от деревни Волеговой не пройти, он весь изрезан оврагами и зарос урёмой. Путь до села Сулём уходит под воду. Здесь в прямом смысле река и есть дорога.

После перебора за камнем Лужаечным река Чусовая разливается плёсом от Гребней до устья речки Волеговки. У плёса на обоих берегах Реки Теснин  с начала XVIII века стояла деревня Волегова. Мост не нужен, от устья Волеговки к Маланьиной поляне можно перейти вброд.

Мы брели по плёсу, и справа показалась Зелёная шапочка. Это горушка, под которой на речке Волеговке был устроен небольшой пруд. Кажется, что она совсем рядом, но это обман зрения.

Интересно! За Маланьиной поляной опять видна Чусовая, идущая в обратном направлении. Просто у Волегова камушка река разворачивается, чтобы обогнуть гору камня Высокого. На переборе расположено устье речушки, которая одной фамилии с камнями и полями у бывшей деревни.

Здравствуй, маленькая и гордая речка Волеговка! Приток Чусовой бежит в настоящих лабиринтах из оврагов и лесных джунглей. Чусовские джунгли - страшно красиво! Они приглашают смельчаков.

Весной Волеговка бушует, тащит камни и ветки, развешивая траву на ветках прибрежных ив. К августу она совсем обмелела, рыба из неё не смогла уйти на зимовку в Чусовую, осталась в пруду.
Что ж, попробуем пойти вверх по этой речушке. На такой экскурсии хорошая вещь - водоступы. Иди по воде, куда хошь!

На обмелевшем дне кусочки принесённого дёрна выжили и распустились кочками. Мы натыкаемся на глыбы, блестящие малахитом водорослей в чистой ледяной воде. Вода обтекает камушки, и на них образуются водопадики.
Водичка Волеговки  - ммм…. вкусная-вкусная!

Когда-то через Волеговку был построен мост. Он стоял на дороге, ведущей к селу Сулём. Сейчас его опоры лежат на дне глубокого оврага, который вырыла непокорная речка. Стоя в глубоком русле, видишь обе реки - матушку Чусовую и её дочку Волеговку.

Наш отряд вернулся на чусовской берег с экскурсии по речке. Ближе к её устью тихое плёсо внезапно сузилось. Чусовая вошла в стремительный и узкий перебор, и катится по нему под гору к Волегову камушку.

Надо же! Вода только что плелась еле-еле, как ледащая старуха. И враз помолодела - несётся, шумит и плещет брызгами фонтанов на каждом таше. Перебор-то на самом деле страшненький. Не счесть, сколько барок разбил этот малой с виду камень!
Он носит имя Волегов Боец.

Каменистая лещадь обнажилась, проросла луговыми травами. Мы идём по ней и любуемся просторами. Впереди видна граница волеговского леса. Совсем скоро божественный Царь-Лес впустит нас в свои тёмные, дремучие объятья…

Нежность.
В занавеси трав - безмятежность.
В них откроется вскоре
Небо над камушком на переборе,
Горят луговые лампады и свечи.
Средь зелёного моря.
Вечность.

*** ВОЛЕГИ ***

Волег - это древнепермское имя, от которого пошла известная в Прикамье старинная фамилия Волеговых. В документах 1683-1686 годов упоминаются жители Чердыни Афонька и Евдокимко Волеговы, а в переписной книге Соликамского уезда 1711 года - Гарасим Валегов.

Вошли в историю братья Волеговы, Федот Алексеевич (1790-1856) и Василий Алексеевич (1807-1864), управлявшие Пермским имением Строгановых. Историки и краеведы Пермского края, братья издали ценные свидетельства Крестьянской войны 1773-1775 гг. в Прикамье.

Под влиянием старшего брата В.А. Волегов собрал архив истории Строгановых, а также Пыскорского монастыря, участвовал в создании археологической "коллекции чудских древностей" с бляхами Пермского Звериного Стиля.

К началу XVIII века на Чусовой фамилия Волеговых уже встречалась в русских слободках. В 1721 году в переписи Невьянских железных заводов и приписных слобод по Курьинской волости упоминаются "ясашныя крестьяня, которыя отданы камисару Никите Демидову по указу ко строению стругов:

1. Во дворе Семен Иванов сын Гилёв, сказал себе от роду семидесят лет.
2. Во дворе Тимофей сорока трех, Филип тритцати лет Ивановы дети Волынкины.
3. Во дворе Мелентей пятидесят пяти, Ларион сорока пяти, Иван тритцати пяти лет Родионовы дети Волеговы.
4. Во дворе Тимофей пятидесят пяти, Герасим сорока лет Осиповы дети Бажуковы".

В этом небольшом фрагменте упоминается несколько исконных чусовских фамилий – Гилёвы, Волынкины, Волеговы, Бажуковы.

Фамилия Волеговых, "Родионовых детей", прижилась на Чусовой и видна на уцелевшем могильном памятнике бывшей деревни Родиной, что стояла напротив камня Максимова. Старожилы деревни Мартьяновой упоминали эту фамилию, относя её к людям пришлым – "Волеговы были - так тоже не наши, не мартьяновски".

А первыми на Чусовой селились предки коми-пермяков. Давным-давно племя одного шамана, ведомое трясогузкой, искало лучших мест для охоты, выпаса скота и рыбалки. Шаман заснул вечным сном в каменной Палатке. Лесные люди скитались в парме, пока не вышли к этим чудным местам.
-Воль-ёг! - воскликнули они.

Известны дохристианские имена в коми-пермяцком языке, у которых общепермское происхождение – Вольдг, Пистдг, Курдг или Курбг. В документах истории Удмуртии XV—XVII веков они упоминаются как Волег, Пислег, Курег.
Волег или Валег? Что же означало это имя?

Касательно версии "Валегов" - валегами (валежником) раньше называли сухие дрова. Слово "валеги" в вятских говорах (валеЖки) и на языке коми-зырян означает …валенки! Коми говорят: "руд валеги" - серые валенки, "валеги гоз" - пара валенок.

Однако жители Сулёма называют бывшую деревню до сих пор с ударением на первую гласную – "вОлегова". Видно, не в пимокатах тут дело.

Касательно версии "Волегов", то в Пермском крае найдётся несколько деревень с похожим названием – Волеги. Видимо, из тех строгановских земель и были поселенцы, поставившие первые дома напротив скалистых Гребней. Захотите узнать, кто такие "волеги" – окунётесь в самые глубины истории! Волег – древнейшее из имён человеческих, и не только в Перми.

Древнерусское имя Вольга/Вальга (Олег и Ольга), похожее на скандинавское Хельг и Хельга, могло произойти от праславянских корней Вел/Вол, Волх/Волг означавших последователей языческого бога Велеса, либо жрецов древнерусских богов - волхвов (нестриженых, волховатых). От тех же корней появились слова волос, ольха, Волга и даже… волк!

Ещё раньше появилось прапермское имя Волег (Вильог, Вольёг). Часто можно встретить простое толкование этого слова из современного коми-пермяцкого языка, как "ловкий, хитрый", "скользкий".

В 2012 году О.В. Смирнов, опираясь на работы И.Я. Кривощекова, предположил, что не всегда верно использовать современные значения слов. В данном случае слово воль-ёг/виль-ог образовано из корня воль/виль и гидронима йог/ёг.

Гидроним йог/ёг созвучен с хантыйским йыгей (йыг – "река") или марийским йогы ("течение"), означая реку, "течение реки". Деревня Ёква, расположенная на Чусовой ниже Усть-Утки, на самом деле была Ёг-ва. Судя по старым картам и свидетельствам Мамина-Сибиряка, она же звалась Иоквой (Йог-вой).

Древнее значение корня "воль/виль" сохранилось в мансийских субстратных говорах бассейна реки Тавды. Воль – это плёсо, попросту плёс. Место деревни Волеговой примечательно тем, что здесь река Чусовая после камня Лужаечного вырывается на широкий плёс.

Воль-ег могло означать "речной плёс", указывая на особенность русла. На русском Севере и на Волге есть деревни, расположенные в похожих местах, только с названием Плёсо или Плёс.

Материалы, использованные при подготовке статьи
1. Река Чусовая. Путеводитель Природного Парка. Под ред. М.Ю. Фёдорова и др., 2014 г.
2. О.В. Смирнов. "Мансийские субстратные говоры", УрФУ, 2012 г.