Глава 5. Мир и время

Александр Леонидович Муляк
ОТНОШЕНИЕ КО ВРЕМЕНИ

“Для людей время – добрый ангел”.   
Фридрих Шиллер

Какие аспекты раскрываются для нас при рассмотрении времени с теистических позиций? Именно здесь я почувствовал, какой же конфликт в отношении к самому времени меня волнует: общая культура и вера в Бога, как Управителя всего окружающего мира.
Для культуры время - это череда событий, в лучшем случае попытка научиться на ошибках прошлого. Верующий человек не отказывается от этого опыта. Но понимание того, что Господь - есть Господин и времени накладывает дополнительный отпечаток на наше отношение ко времени. И если мы видим как многие обстоятельства внешнего мира служат человеку, то почему же время должно быть лишено этих свойств. Возможно, измерение времени мешает нам правильно к нему относится. Мы приспособили его для организации процессов, а то, что мы сами являемся участниками более глобального процесса - забываем.

МИР ЦЕННОСТЕЙ

Мир без ценностей, душа без ценностей, почему?
Почему создание ложных ценностей ведёт к всеобщей их потере? Здесь встаёт вопрос о важности истины, почему так важно искать именно её, почему суррогат, даже, казалось бы в приемлемой форме, ведет к разрушению всего и вся.
Без осмысления замысла мироздания, как места, которое предназначено для познания Истины, и принятия Бога всем своим существом невозможно правильно расставить акценты. Невозможно также правильно расставить акценты, если не видеть, насколько ограниченное время нам для этого отведено, как важно его не терять. А потеря ценностей ведёт к напрасному растрачиванию настолько ценного времени.
Мотивирующие вопросы: для чего человеку дан микрокосмос столь обширный и столь требовательный к согласованию всего в себе, и на сколько отношение к заповедям отражает наше принятие Творца, наше смирение перед Ним.

ГРУСТНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Если грубо, то никому в страстном  мире не нужна истина, в лучшем случае довольствуются согласованностью теорий. Если разделить, то свое понимание почитают за истину, свои желания почитают за закон, а удовлетворение своих чувств за смысл бытия. Но в силу повреждения души инициатива находится то в руках мыслей, то в руках воли, то в руках чувств, и неутешная душа не знает покоя: в мыслях невежество, в воле разрушение, в чувствах незнание и нежелание любви.
Разве похоть может одолеть любовь, если любовь есть. Бедны люди на любовь, и очень тяжело она прививается нашему сердцу. И ой как много нам нужно времени для изменения. И это важнейшая задача в нашем целеполагании.

МИР ИДЕЙ

Никому ничего не нужно! Это если смотреть на массовое общество. Людей деятельно реагирующих на идеи считанные проценты, и диалог между ними можно воспринимать по разному.
Для кого-то это мышиная возня, когда главное - бизнес. Для других это дополнительное самоутверждение, когда собственное эго все равно выше проблематики. А для кого-то мир идей главенствует над материальным миром, и где качество жизни общества находится в линейной зависимости от взаимосвязи с этим миром - правильности понимания своего места в этом мире.
Но мне почему-то не хочется воспринимать этот мир идей обособленно, как некий надмирный феномен. Для меня он открывается во взаимодействии с Творцом. Есть Творец - Личность, и уже живое взаимодействие с Ним проявляет и открывает для нас этот мир идей. И цель не в достижении совершенного слияния с этим миром, если Творец остается в стороне. А через приятие Творца обрести полноту бытия, которая и есть приближение искаженного грехом тварного мира к своему первообразу.

СТРАХ БОЖИЙ В ОБЩЕСТВЕ

Не могу вывести закономерность, как это влияет на исторические и политические процессы, но сильнее тот народ, в котором сильнее ощущение Бога. Бог не позволяет  человеку вести себя неразумно. Как только в обществе начинает формироваться тренд на позволительность этого, общество резко начинает вырождаться.
Я здесь хочу подчеркнуть ценность исторического времени и присутствие управляющей Силы, которая через обстоятельства способствует народам нравственно подниматься. Надеюсь, вы осознаете, что желание мыслить как душе угодно - это путь к деградации. Поэтому легкомыслие общества всегда столкнется с жесткими внешними обстоятельствами.
Вы уже заметили, что у меня в мыслях доминирует примат свободы в рамках субъективного внутреннего мира. Но не я требую этой свободы, а сама реальность свидетельствует об этом. Грустная и страшная картина: отдельная личность в масштабе своей жизни, народ, в масштабах своего развития абсолютно свободны выбрать путь самоуничтожения, и уйти с исторического пути человечества.
Свобода мысли побеждает, но существующая действительность немного погодя все расставляет на свои места, и варвары, которым абсолютно безразличны высокопарные доводы свободы просто выдавят расслабленных аборигенов через ассимиляцию… И, возможно, начнется новый круг истории.
С одной стороны мир устроен так, что уход за допустимые пределы человеческого образа приводит к социальным проблемам, ведущим к саморазрушению всего общества. С другой, полная неспособность, при всем своем волевом желании, человеку достичь эталона опираясь на самого себя. Но до тех пор, пока земля может родить человека, ищущего Бога, она не будет разрушена.

О ДНЕ СЕГОДНЯШНЕМ

“Забыть о времени можно только проведя его с пользой”.   
Шарль Бодлер

Смешение культур в настоящее время не даст сформировать социальные системы, фундаментально построенные на страстях. Только время дает возможность создавать такие культурные феномены, где порой, при чудовищных искажениях сохраняется возможность развития этого общества.
Для меня время является синонимом жизни не по той причине, что сама жизнь протекает во времени, а по причине предназначения самого времени. Время открывает возможность к изменению. Что же такое в нас нуждается в изменении? На мой поверхностный взгляд и в терминологии данной работы - это стремление к самодостаточности. Но это касается отдельно взятого человека, а что же касается всего общества, общества, у которого совсем другие цели.
Не смею предположить, что в отношении общества, такой ценный ресурс как время пущен на самотёк. Нам этот мир дан не для того чтобы мы им распоряжались по своему невежественному усмотрению. Мы можем не видеть глобальных законов в жизни всего человеческого общества, но они также есть, как и законы материального мира. И так как одни законы созидают бытие этого мира, так и законы в жизни общества нормализуют жизнь общества вопреки прихотям отдельных личностей. Порой кажется, как люди смогли скатится до некоего абсурда, но этого мало, они железной хваткой держаться за эти установки. Проходит время и события могут привести к двум, диаметрально противоположным процессам: либо к вырождению этого общества, либо к появлению процессов, которые нивелируют пагубные стороны в жизни этого общества.
 Так же, как в природе нет безумия животного мира, так не стоит представлять будущее, как мир полного безумия всего человеческого общества. Точнее сказать, это будет один раз и эти события описаны в Откровении.
Обществу нужно много времени чтобы подстроится под свои недостатки. Бог устроил этот мир для человека, имея Свой некий замысел, и реализуя только его человек может достичь максимальной эффективности в использовании времени. Я еще раз акцентирую внимание на том,  что и само время создано под человека - на сколько эта формулировка концептуальна или фундаментальна человек узнает лишь тогда, когда выйдет за рамки времени.
Каждый человек - уникальная личность, с вложенным в нее потенциалом. Очень трагично, когда человек не желает раскрывать свой потенциал и при этом же свои ожидания в отношении себя строит на своих пристрастиях. Осознать себя в полной мере открывается возможность только тогда, когда сам человек предстоит перед Творцом. Только человек, приблизившийся к Богу в такую меру, что чувствует Его присутствие, чувствует Его взгляд на себе - может раскрыться в полную меру.
Что может заменить человеку эти отношения? Ничто. В этом то как раз и кроется потеря смысла жизни - ничто так явно не показывает надмирность человеческой природы и несоизмеримо более сложную архитектуру человеческой души как потеря смысла жизни всесторонне благополучного человека. Смысл жизни просто открывается в глубине человеческого сердца и он либо есть, либо его нет. Мысли, обстоятельства, все второстепенно. Чем более сильное взаимодействие с Творцом, тем крепче смысл жизни.

ПУТЬ УЧЕНИКА

“Потерянное время – это время, в которое мы не жили полной человеческой жизнью, время, не обогащенное опытом, творческим стремлением, радостью и страданием”.   
Дитрих Бонхёффер

Как учится у жизни? На пути смирения душа приходит в состояние ученика. Без смиренного принятия действительности не получится учиться у жизни. Время - это путь. Путь, который способен нашу непоколебимую самость привести в состояние ученика. И прошедший этот путь не останется разочарованным. Время и смирение - как же они энергетически связаны, и как же время зависит от процессов смирения в душе человека.
Жертвенность и любовь взаимно усиливающие вещи. И только через них от прикосновения Божия,  происходит истинное созидание в нашей жизни. При этом,  если человек идет по этому пути,  его душа раскрывается.  И наоборот,  замыкается,  если не имеет решимости на этот путь.
Человеку полезно носить в сердце постоянную нужду в Боге, а мое сердце радуется, когда чувствует свою самодостаточность и беспроблемность бытия. “Ты хочешь по кайфу жизнь прожить, или душу свою спасти?” - иногда грустно шучу над собой.
Если мы уйдем в вечность без способности примирения, значит наша жизнь прошла зря. Речь о том, что нужно подняться над современной страстной проблематикой, осознать свою сущность и найти ценности, которые позволят по новому взглянуть на окружающих людей.

Дерзайте!