Потерянная принцесса. Кто я?

Ирина Гирфанова
начало: http://www.proza.ru/2019/12/04/1101


Весь следующий день княжна проспала. Руца несколько раз пыталась расшевелить воспитанницу, но, в конце концов, возмущённая, оставила Агнию в покое.

Проснувшись под вечер, девочка быстро оделась в охотничий костюм, спрятала волосы под чёрную вязаную шапочку и незаметно выскользнула в сад, захватив остатки ужина, к которому сама почти не притронулась. Одеваясь на ночные прогулки в чёрную мужскую одежду, она становилась похожа на мальчика и не привлекала внимания ни стражи, ни тех, кто сам старался спрятаться в ночи. В свои двенадцать малорослая худенькая Агния выглядела как десятилетка.

Пробравшись в башню, Агния нашла узницу на том же месте, но уже не в таком плачевном состоянии. Женщина жадно набросилась на принесённую еду. Утолив голод и жажду, незнакомка откинула голову к стене и умиротворённо закрыла глаза.

- Я не ела два дня, - проговорила она. – Муж мой умер, я решила последовать за ним туда, откуда не возвращаются. И всё же, благодарю тебя, мальчик, за то, что спас меня.
- Я девочка, - поправила Агния. – А ты кто?
Она присела рядом узницей.
- Девочка? – удивилась женщина. – Прости, твой наряд ввел меня в заблуждение.
- Пустяки, расскажи лучше о себе.

Агнии не терпелось поскорее узнать, кто перед ней. «Раз человек сидит в темнице, значит он преступник», - рассуждала она. - За что эти люди сюда попали? Если это убийцы или государственные преступники, как утверждает Деян, значит, они понесли заслуженную кару. Но, мало ли чего не бывает на свете! Может, вина этой женщины ничтожна по сравнению с таким наказанием!»

Незнакомка глубоко вздохнула и тихо, нараспев произнесла, будто боялась, что не сможет выговорить:

- Меня зовут Зорица.

Агния вздрогнула, насторожилась, но Зорица этого не заметила. Она немного помолчала и уже увереннее продолжила:

- Я княгиня Калиникии. Это, – она медленно повернула голову в сторону мёртвого мужчины, - мой муж, князь Миорад. А там, - женщина кивнула на скелет, - бывший придворный колдун Охронт. Миорад посадил колдуна в темницу за дурные вести. Да только вскоре и сам угодил сюда вместе со мной. Милая девочка, знай – мы заслужили это наказание.

Зорица всхлипнула, сжала ладонь Агнии. Девочка вздрогнула и выдернула руку:

- Это неправда! – воскликнула она. – Князь с княгиней...

И вдруг запнулась, поражённая страшной догадкой:

- Деян! Он лгал мне? Все это время вы были здесь? Совсем рядом? Живые и здоровые?
Агния схватилась за голову. Зорица удивлённо посмотрела на неё:

- Деян? Так вот кто запер нас здесь. Предатель!

И осеклась:

- Кто он тебе?

- Никто, - тихо и зло ответила Агния. - Мне он никто. Но он — властин Калиникии, сам себя провозгласивший князем. Говорит, законные правители двенадцать лет назад внезапно исчезли и ему пришлось принять бразды правления.

- Пришлось! - горько усмехнулась Зорица. - Уж не ждёт ли он сочувствия? Негодяй. Блуждать ему веки вечные по тёмным лабиринтам Омо! Не взвидеть ему света белого в конце недостойной жизни!

Она закашлялась, задохнувшись от гнева и уже спокойнее продолжила:

- Много лет назад Деян был советником моего мужа, а до него — советником его отца. Миорад верил ему и оказался здесь. Вместе со мной. А Деяну, значит, пришлось...

Зорица зашлась безумным смехом. Эхо рассыпало непривычно громкие звуки по пустой башне.

- Тихо, - подняла голову Агния. - Вдруг услышат. Ещё совсем недавно башню караулили. Вдруг кто захочет проверить.  Так как вы здесь оказались?

Сердце девочки билось часто-часто: она не могла поверить, что видит перед собой мать, совсем недавно был жив отец, а она росла сиротой, не подозревая — они так близко, так ужасающе близко!

Княгиня всхлипнула:

- Мы не прислушались к предостережению Охронта. Как горько я сожалею, что вместо того, чтобы действовать, когда пришла беда, растерялась и не сделала того, что должна была!

Её бессвязная речь ещё больше запутала княжну:

- Не понимаю, какое предостережение? Чего ты не сделала?

- Давным-давно, ты уж прости меня, милая, но с тех пор как я попала сюда, потеряла счёт времени, - лицо Зорицы исказило подобие улыбки, - была у нас с Миорадом дочь Агния. Такая хорошенькая, маленькая, нежная девочка! Однажды утром, когда ей исполнилось полгода, малышку будто подменили. Наша красавица-дочка превратилась в чудовище: белое, как упырь, не выносящее солнечного света. Мы с Миорадом решили, что княжну заколдовали, закрылись в своих покоях, пытаясь найти утешение во хмелю и однажды пробудились в темнице. Вино нам сюда никто не приносил, постепенно разум прояснился, но что-либо изменить было уже невозможно. Зато появилось время подумать. Много времени! Как же я сожалела о том, что натворила! Вместо того, чтобы заботиться о бедном ребёнке, который ни в чём не виноват, я поддалась панике, сбежала в мир своих грёз! Никогда себе этого не прощу!

Узница замолчала, погрузившись в воспоминания. А княжна затаила дыхание, боясь поверить своим ушам. Что говорит эта женщина? Её — Агнию, заколдовали?  Глупости! Этого просто не может быть, потому что это — невозможно!

- Ты… Ты ведьма! – вскричала девочка. – Теперь я поняла, почему ты здесь! Вместе со своим колдуном! Никогда больше не приду к тебе, никогда!

Княжна вскочила, ненадёжные доски предостерегающе затрещали. Агния не обратила на это внимания. Оказавшись снаружи, на свежем воздухе, пропитанном тонким ароматом шиповника, пронизанном таинственным лунным светом, она отдышалась, пытаясь усмирить гнев, выбралась за калитку и побежала по траве, не разбирая дороги. Спустя некоторое время остановилась, поражённая догадкой. Всё встало на свои места. Конечно же узница — не Зорица, а ведьма. Она нарочно заманила Агнию в свою башню, чтобы разжалобить и выйти на свободу. Она знает все больные места Агнии. Она очень опасна. Да и Агния хороша — не послушалась властина и чуть было не погубила всех.

Фантазия разыгралась: княжна представила, что бы было, окажись всемогущая ведьма на воле. Такая запросто сможет любую правду превратить в ложь, настроить детей против родителей, людей против князя и тогда… Вот почему Деян говорил, что это государственная тайна!

Княжна не заметила, как добрела до своих окон и присела на скамейку под раскидистым кустом жасмина. Мысли как-то сами собой потекли в другом направлении. «А если всё же властин говорил неправду? Деян никогда не любил меня, относился, как домашней зверушке. Узница… Кажется, она по-настоящему переживает, страдает. Неужели, правда — мама? Миорад. О нём вообще никто никогда не упоминал. Но кто тогда сидит, закованный вместе с этой женщиной, высохший, как скелет, мёртвый. Еще совсем недавно был жив. Вдруг правда – отец? Что, если Деян лишил её родителей, захватив власть? Глупая, поддалась чувствам, не дослушала. Но как можно такому поверить? А ведь верится!»

Агния зажмурилась, проглотила ком в горле. «Если бы узница была такой сильной ведьмой, давно бы освободилась. Очаровала бы стражников или ещё что придумала. Но она чуть не умерла. Да и зачем ей лгать? Зачем лгать человеку, уже распрощавшемуся с жизнью? Человеку, много лет проведшему в заточении? Значит, лжёт Деян?

- Я должна узнать правду, - прошептала княжна. – И даже знаю, где её искать!
Агния вспомнила, как нянька водила её, ещё совсем малышкой, к своей старшей сестре. Когда-то сестра Чины была повитухой и помогла появиться на свет самой Агнии. Почему они все молчали? Если узница говорит правду, почему они молчали?
Агния вдруг вспомнила, что в замке не принято говорить о прошлом, что почти все придворные — люди молодые, многие из них чужеземцы. Вспомнила, что когда была маленькой и задавала безобидные детские вопросы о маме, взрослые переглядывались, не зная как и что отвечать. Даже нянька всегда уходила от разговоров о былом. Только бы старая повитуха была жива!

Княжна лёгкой тенью быстро пролетела по саду к потайному выходу в город и побежала к домику на окраине. Агния хорошо помнила дорогу, она вообще ничего никогда не забывала. Тихонько постучалась в ставень.

- Кто там? – дрожащий старушачий голос. Агния не удивилась, что сразу откликнулись. Всё происходило как во сне, всё должно было получиться и получалось.

- Бабушка, отвори, будь добра. Это я, Агния.

Долгая пауза. Шаркающие шаги и постукивание палки по полу. Скрип двери.

- Заходи, дитя. Хорошо, пришла. Я уж и не чаяла, что дождусь. Думала помру вместе с твоей тайной.

Сгорбленная старушка повела княжну через покосившиеся сени в горницу, освещённую лучинкой.

- Не спится мне что-то, - без умолку бормотала бывшая повитуха. – Смертушку жду, боюсь, кабы мимо не прошла. А она всё нейдёт. Видать Аше так угодно. Зато вот тебя дождалась. Садись, деточка, садись милая.

- Бабушка, окажи милость, расскажи о моей семье. После смерти Чины рядом со мной не осталось никого, кому бы я верила. Да ведь и Чина говорила только то, что приказал  Деян, не так ли?

- Так оно и есть, касатушка. Всех, кто мог проговориться, удалил с глаз долой. Сестрице моей под страхом заточения велел молчать. Её одну оставил возле тебя, чтоб выходила и вырастила. А как стала неугодной, сгубил, изверг. Слишком много знала сестрица моя, а ты такой любознательной да понятливой оказалась. Всё выспрашивала, всё выведывала. Вот Деян-то и решил...

Старушка хрипло вздохнула. Она была так немощна, что дрожала всем телом: тряслись руки, голова, колени под юбкой. Дрожал голос, в глубоких впадинах глазниц часто-часто моргали веки с выпавшими ресницами. У Агнии сжалось сердце от жалости. А повитуха продолжала, словно боясь не успеть:

- А про меня и забыл, душегубец. Думал – живу на окраине, да и старая уже, безопасная для него. Ан нет, и я сгодилась!

Голос её окреп, почти перестал дребезжать.

- Когда напасть с тобой приключилась, молва разнеслась, что твоих мать и отца Деян в башню заточил. Но громко говорить никто не решался – властин быстро в силу вошёл, а вскоре — слыханное ли дело: себя князем объявил! Это при живой-то наследнице! Да и то – ещё деду твоему служил, умеет править-командовать. Я-то поначалу даже рада была, что князь с княгиней так бесславно закончили. Любимого моего – чародея Охрю они, злодеи, заточили в темницу, в коей и сами после оказались. Хоть и не поженились мы с ним, а любила я его всю жизнь. В княжеской охране оба наших сыночка служили. Да и сейчас служат. Никто не знает, что они дети колдуна Охронта. Подкармливала я Охрю-то через них, даже свидеться доводилось через оконце, когда ещё один он там сидел, в башне-то. И после тоже. А как узнала, что раскаялись, простила я злосчастных Мио и Зорю. Не в себе были, когда зло вершили, горе сломило их. Охря даже силы свои Зорице отдал, чтобы выжила. Придёт, говорил он, день, когда вернётся к тебе твоя дочка. Так и помер. Сама Зорюшка мне это передала, когда Охри-то не стало. Князь Мио поддерживал жену, как мог, да и он недавно покинул наш мир. А матушка твоя, Зорица, кушать отказалась, разуверилась совсем. Сынок мой старшой вчерась приходил, сказывал. На тебя, Агнюшка, одна надёжа. Сходи ты в башню эту окаянную, прости мать свою. Сожалеет она, что отвернулась от тебя в трудную минуту, раскаивается.

- Знаю я, бабушка, - глотая слёзы, прошептала Агния. – Только что оттуда. Не поверила я ей, потому к тебе и прибежала. Что же мне делать? Как всё исправить, как матушку  спасти?

- А приводи её ко мне. И за мной уход будет, и ей крыша над головой. Стражники-то  уже доложили властину, что два дня уже, как узники еду не берут. Снял Деян стражу-то, а сам проверять ни в жисть не пойдёт, как не ходил и прежде. Кроме сынков моих никто туда не хаживал уже много лет.

- Благодарствую, бабушка. Скоро рассвет. Завтра приведу к тебе матушку, а сейчас пора мне.

- Иди, касатушка, пускай Аша и Ири помогут тебе!

Следующей ночью Агния пробралась в башню с большим тюком.

- Прости меня, Зорица, за вчерашний мой гнев. Я ведь и есть то чудовище, о котором ты говорила. Я – Агния. Не просто поверить, когда слышишь, что заколдована. Зато появилась надежда, что колдовство не вечно, что обрету я когда-нибудь свой истинный облик! Мне так жаль, что князь не дожил… что мы не …

Зорица обняла Агнию, прижала к себе:

- Ты не чудовище, милая Агния!

Отстранила, рассматривая:

- Ты очень красивая! – и опять притянула княжну к груди.

- При свете луны, когда не виден цвет моих глаз! – едва слышно прошептала девочка. Ей было непривычно чувствовать тепло чужого тела, приятно, что назвали красивой. Какие странные ощущения!

- Благодарю тебя, …мама… - впервые Агния произнесла заветное слово.

Зорица замерла, напряглась. Княжна, почувствовав перемену в матери, отпрянула.

- Что-то не так? Ты не хочешь, чтобы я называла тебя мамой?

- Что ты, милая! Непременно называй. Но я должна сказать кое-что.

Агния испугалась. Что ещё? Какие новые потрясения приготовила ей судьба?

- Рассказывай, мама, - уже увереннее произнесла девочка, пробуя волшебное слово на вкус. – И пусть между нами больше не останется никаких тайн.

- Да, моя девочка, да.

Зорица опустила голову, ей тяжело давалось следующее признание:

- Дело в том, что перед смертью в колдуна вселилась сама Аша. Она открыла нам, что нашу доченьку подменили. Что девочка жива и здорова, но где-то в чужих руках. А в замке живёт не родной наш ребёнок. Мио хотел спросить, кто подменил детей, но уста Охронта замолкли навсегда. Больше я ничего не знаю.

Зорица подняла глаза на поражённую Агнию.

- Значит, я неизвестно кто. Подкидыш. Всё, что давало силы, защиту — уверенность, что у меня есть родной дом. Только что показалось — обрела мать а, выходит – ни родины, ни родителей, ни даже своего имени!

Княжна прислонилась к стене, закрыла глаза. На ресницах блеснули слёзы, лицо казалось таким же белым, как волосы...

- Бедная девочка! – княгиня погладила Агнию по руке. – Моя бедная девочка! Только не думай, что я снова отрекаюсь. Обещаю – до конца своих дней я буду любить тебя, а когда найду родную дочь, моей любви одинаково хватит для вас обеих!

После недолгого молчания Агния встала, развязала принесённый тюк. В нём оказалась женская простая одежда.

- Что ж, не время рассиживаться, - сказала твёрдо, даже жёстко. – Одевайся, матушка, я отведу тебя в надёжное место. А там поглядим, как дальше жить.

продолжение: http://www.proza.ru/2019/12/05/737