1. Обретение идентичности. из сборника Между фикус

Вера Ольгина
        Двадцать  первый  век, как в прочем и каждый век,  формирует 
    человека  нового  образца. Молодым  можно  позавидовать,  они  еще 
    формируются.

        А если  ты  уже  сформирован   на  две  трети  в двадцатом  веке.   
    вы     представляете,  как  сложно  в  новом  веке    перестраиваться,   
    был    пионером,  комсомольцем,  прошел  школу партии,  пережил  развал 
    СССР. 
        Твоими  героями  были   Павлик  Морозов, Зоя и Шура, 
    красногвардейцы, а  сейчас   по  телевизору показывают  сериал
    «  Правда, о  краснодонцах».
        На  экране  не  одухотворенные  лица  учеников  великого  Герасимова,
    которые    воссоздали     юношей  и  девушек ,  отдавших  свои  жизни   
    ради  нашего  Сегодня. 
      Это  какие-то  марионетки , целенаправленно   работающие на  низком 
    уровне    извращения  истории.
      
        А история    это   огромный   гуманистический    потенциал  для 
    формирования  общекультурной  идентичности  молодежи.
        И  эта,  ;   «ПРАВДА»,   для  нашего  поколения    оказалась 
    неправдой,  но  только  для  нашего  поколения!
      
        Молодежь  свою  историю еще  ждет, сменяются  поколения, а  выше
    сидящие  все    спорят,  какими  должны  быть учебники по истории.
         Поколения  уходят  в  жизнь, так  и  не  узнав  Правды.
    А  пока  СМИ  перегружены,  как  мешки  мусором  разнообразных  шоу  с 
    генетическими  материалами  помоек  общества.
        Конечно,  больше  на  себя  обращает  внимание то,   что  издает 
    специфические  запахи!
    Чувствительная  система  обоняния  работает лишь  при  высокой 
    концентрации  молекул пахучего  вещества,  а эту  концентрацию  СМИ 
    поддерживают  добросовестно!  Она  очень    высоко  оплачивается!
      
        Молодежь  купается в этом  хаосе  поисков  истины и  растет на 
    историях  исповедей  певичек  и  их  бой-френдов.    Смотрит  рекламы с
    сиалексом и лавеласом. 
    Лицезреет  лошадиные  красивые   головы ,  которые  ласкает   лицо 
    неопределенной ориентации,  рекламирующее  лошадиную  косметику.  А 
    другое  лицо  каждый  вечер  втирает в  свои  колени  лошадиный гель, тем 
    самым  сохраняет  свой  аллюр  на  первом  государственном  канале 
    телевидения.
       
        Так,  кто  же  мы,  вчерашние  дети  Ильича ;  покорители  целины; 
    строители БАМА  ;  дети  и  внуки  победивших  фашистскую  нечисть и 
    полетевшие  в  космос;  тысячи  нас  оставили  в Афганистане и в других
    всем  неизвестных государствах; а сколько сгорели,  ликвидируя   
    техногенные и прочие  аварии в стране, а скольких  унесли  лихие 
    девяностые.
      
        Сегодня  мы ;   пенсионеры.
    За  что  же  нас  так ,  как  говаривала  моя  бабушка в старину,  « 
    мордой  об  стол»?!
        Когда-нибудь  мы  узнаем,  сколько  человеческих  жизней  унесла  эта 
    «Правда»  и  сколько  опустила   до  помойки  и  бутылки, а сколько 
    толкнула  в  окно   или  в  петлю?
 
        Какая  же идентичность  должна  быть  у  нас  в  21 веке? !
     Или  мы  остались  в 20  веке,  а  может быть  нас  специально  там 
    оставили  и  не  выпускают?!  И  только  к  великим  датам,  вспоминают и 
    показывают  на  экранах  стариков, опущенных  и  потерянных ,  забытых в
    прошлом веке.
        Лицемерие  века  не  имеет  пределы,  особенно   в словах о том,  что
    мы  вас  помним, любим и не забудем.
      
        Кому  мы  нужны,  еще  двигающиеся  лузеры?! 
    Как  говорит  молодежь  сегодня ;    Жесть! 
        Пенсии  копеечные,  цены в   аптеке    как  в  мебельном  магазине.
    Дома  кошке  в  глаза  смотреть  стыдно,  она  вне  политики  и
    экономических проблем,  ей  трудно  рассказать о  санкциях , просто  она   
    хочет  есть. И   у нас   новая  проблема  ; « Мяу!».
   
        Надо  остановиться,  тема  очень  острая, а  раны не  заживают, 
    потому,  что  высокий  уровень  сахарных  обещаний  в  крови  общества,
    который корригировать  не чем.
        Кстати,  какого  общества?
    Помню растяжку над Садовым кольцом  около  Курского  вокзала
    « Долой  кефир  и  клизму.  Вперед  к  капитализму!».
      
        В  каком  обществе  мы  живем, я  не  знаю. И  вытирая  ноги о
     потерянное  прошлое,  кто-то  может,   ползет  в  неизвестное  будущее,
    а кто-то  не  может  уже,  где- то сидит  на  лавочке  вместе  с   
    алкоголиками  этими постоянными   обитателями  детских  площадок 
    московских  двориков.
    
        Но  если  ты  -  преподаватель,  то  выхода  нет!  Надо, как  принято 
    сейчас  говорить,  перезагружаться  или  идентифицироваться.
         Обретение  своей  идентичности  я  начинаю  каждое  утро в холле, 
    где  в  зеленовато-серых  тонах  утренней  тишины,  спешу  расположиться 
    между  фикусом  и  розой.    Усаживаясь  на  мягкий  диванчик,  ощущаю 
    себя  почти  Гиппократом  под  платаном,  ожидающим    своих  учеников….
    
        Красивую картинку с  этим  платаном  в «золотой»  рамке ( роспись  по 
    металлу)  когда то  подарили мне    студенты,  может  быть    напоминания 
    о  том,  что  необходимо,  Вам,   все  же  стремиться  к 
    самосовершенствованию,  мол , не  все  потеряно!  Помните  об  учениях 
    Гиппократа!
        А может  быть,  это  была  их  клятва  верности идеям  медицины?         
    А  может  быть  просто,  у  кого-то  из  студентов  родители  работали в
    магазине, где    и  смогли  по  дешевке приобрести  всем преподавателям 
    одинаковые  золотые платаны   на  собранные  деньги?
       
        А  что,  дешево  и  символично,  все-таки  Гиппократ был  врачом!
     К  праздничным  датам  студенты  закупают  одинаковые  подарки оптом. 
     Помню,  у  кого-то работали  родители в « Икее», так появились у всех   
     разноцветные  вазочки,  затем  одинаковые  кружки и  поехало.
     Редким  преподавателям  дарили  золотые  цепочки,  часы.    Одна, 
     особенно  по  молодости,  постоянно  хвалилась, в старой  комнате-
     курилке,  новым  телефоном   или  часами  после  каждой  сессии, а 
     другая,  постоянно  жалуясь на  отсутствие  денег,  тихо  купила 
     машину.  Чудеса  случаются и с   преподавателями.
         
         Когда  студенты  уходят  на  старшие  курсы,  то  редкие  из  них 
     поздравят  с  праздником,  поэтому  я ненавижу  данайские    подношения. 
     Но  эти   уроки  лести живучи.
     У меня  дома еще  висит  «золотой  платан». Каждый  день,  я смотрю  на   
     него  и вспоминаю    студентов,  и  клятву Гиппократа  о чистоте  и
     верности  своей  профессии,  которая заставляет меня  активизировать
     свой   образ  жизни и  систематически идентифицироваться .         
     Итак,  я  расположилась    в  холле,  в   полумраке. 
      
         Слева,     сквозь ветки  фикуса  просматривается  аквариум,  где  в
     относительном  спокойствии,  зависли  небольшие  рыбки,  изредка  и 
     почти  внезапно  меняющие  свое  месторасположение.  Но  всегда  две 
     оранжевые  гоняются  друг  за другом,  прячась  за  корягами  и  какими-
     то  сказочными  водорослями.  Вдруг   и  они  внезапно  затихают и 
     маскируются.
         
          Аквариум  это  их   бесконечный  мир  замкнутого  пространства.
     Справа,  постепенно  собираются  студенты.   Вчерашние  школьники, 
     вырвавшиеся  из замкнутого  пространства  ЕГЭ  в  бесконечный мир, к 
     встрече  с  которым  их  никто  не  готовил.
        Маленькие  компании утренних  завсегдатаев,  это  чаще первокурсники.
     Они  шумят,  что-то  рассказывают друг  другу,  смеются.  Другие  звонят 
     домой и сообщают,  что  они  уже  в  колледже.
         Тихо  ведут  себя  те,  которые  садятся  на  соседний  диванчик, 
     за  розой.  Чаще  это  старшекурсники.  Они  более  уверенны  в себе, 
     спокойны.  На   малышню  смотрят  с  улыбкой.
        Юноши  здороваются  за  руку,  особенно  гордятся  этими  знаками 
     первокурсники.
        Поздороваться  со  старшими  это  уже  авторитет !.
     Девушки,  бросив  беглый  взгляд  на  одежду,  целуют мальчиков и
     прикладываются  к  щекам подруг.  И  на  их  лицах  очень  легко 
     читается  отношение друг  к  другу. Ничего,  скоро  и  они  наденут 
     свои    маски.
        К  этому ритуалу  «  взрослости» постепенно привыкает  и  малышня, 
     начинается  социальная   идентификация  на  ярмарке  тщеславия  холла.
         Особенно  тихо  сидят  с  наушниками и  протезами  учебников , т.е.
     с  электронными  книгами, обычно  2 -3  человечка.  Быстро , не 
     раздеваясь , пробегают  в  туалет парочки девочек, а выходят  гордой 
     походкой,  неся  себя . красотки  в модифицированных  халатах  и  на
     высоких   каблуках.  Двигаются  медленно,  ловя  взгляды  окружающих  - 
     тоже  идентифицируются.   
       
         Выбегают  так же совсем  юные,  больше  похожие  на  школьниц  в 
     чудовищных  произведениях  моды   -   балетках.  Жуткие  тапочки,
     делающие  фигуры  куцыми и  совсем  не  украшающими ножки. .  Очень 
     хотелось бы  объяснить  мамам  и  дочерям,  как  влияет  на 
     физиологическое  развитие  органов  таза и скелета  неправильная  обувь. 
         Но  недолго  осталось ,  на  занятиях   по  анатомии и физиологии 
     они  узнают много  интересного. Я  надеюсь,  что  дочери их  дочерей 
     будут  одеваться  и  обуваться  физиологично.
       
         Из  туалета  появляются  две  студентки   в хиджабах    длинных 
     юбках   и  в  кроссовках.  Как  говорят  студенты ; круто!
         
         Невозможно  сосчитать,  насколько  многонационален  состав 
     студентов,  но  акценты  никто  не  расставляет по  национальному 
     признаку,  как  бы вычурно  этот  признак   не  старался  выпячиваться.
     Они  учатся,  дружат  ;  все  вместе!  Все-таки  прошлый  век был  чем-
     то  умен  и  полезен  нам  в  новом  веке!
   
         Подходят  студенты  разных  курсов и те,  кто  проучился уже у меня,
      и те, кто  начал  учебу. Бывшие  студенты  рассказывают  о  своих
     успехах  или  трудностях,  о  радостях  или  просят  разрешение подойти 
     для  личной  беседы.
    
         Значит,  я  им  нужна,  а  что же  может   быть  приятней  для
     педагога,который сформировался   на  две  трети   в 20 веке?!
         Наконец,  с  почти  всегда потерянным  лицом,  появляется  дежурный 
     преподаватель,   выискивающий   дежурных  студентов.  Обнаруженные   
     дежурные  нехотя  располагаются  около  двери лестницы  на  этажи, 
     сваливая  рядом  на  пол  рюкзаки,  потертые  сумки  с  куртками и
     «сменкой».  Некоторые со  стаканами  кофе от  «Братьев  Караваевых».
     Они  стоят,  молча или  с  наушниками, абстрагируясь  от  монотонных 
     будней,   слушая  или  просто  смотря,  как  преподаватель всем 
     проходящим твердит  одно  и  то же:  Где  халат? Застегнись! Где «
     сменка»?     Но  это  лишь  второй  кордон.
         Первый  кордон  начинает  функционировать  уже  после  звонка  на 
      урок.
    
         Около  входа в холл,  после  баррикады  турникета  и, не  здороваясь    
      с охранниками,  опаздывающие  попадают  в  объятия  дежурного 
     администратора.
     До  сих  пор  не  могу  понять ,  за  что   такие  обязанности 
     предоставлены  администраторам?  Видимо им  больше  нечего  делать.
         Они тоже  включают  стандартные  обращения к  нарушителям.
     Опаздывают  почти  всегда  одни  и  те же.
     Поэтому, они  инертны  к  страстной  речи администратора, быстро 
     заполняют,  знакомые  им  бланки  объяснительных  записок  ; это
     инновация  воспитательной  работы,  стопками  лежит на  трибуне забытой   
     около  входа. И  под  засыпающие взгляды  дежурных , явно  уставших 
     стоять,  исчезают  на  лестничных  пролетах.
     Пробегают  опаздывающие  преподаватели, ругая  пробки и  жалуясь на 
     отсутствие  журналов.
     Начинается  новый  учебный   день.
 
        Сегодня  я  со  второй  пары    и  все  еще  сижу.  Каждый  день, 
     просматривая  этот  утренний  сериал,  я  размышляю  о  том,  насколько
     в  нашем неизвестном  обществе  разрастаются  проблемы  не  только 
     нерешенные, но  еще  и  не  известные нам  проблемы подрастающего 
     поколения.
 
         А  поколения  приходят и  уходят  на  уже  другой  уровень 
     неизвестного   бесконечного  мира   все  еще замкнутого  пространства 
     нашего  общества.
    
         Какие  же  высоконравственные  ценности  мы  обязаны  им    успеть   
     привить  ;  сложный  вопрос,  но  ясно  одно  ; этим  нужно  заниматься 
     каждый   день,  каждому  из  нас  иначе   потом  может  быть  поздно.

   2013 год                Вера Ольгина