О Шекспире и сатирах

Елизавета Брюхова
Греческие комедия и трагедия происходят от одного и того же религиозного культа — праздника в честь Диониса с шествием сатиров, сопровождаемого всяческими вакханалиями (или Дионисиями). Заплутав в веках, эти жанры уже в семнадцатом веке достигли полной противоположности друг другу и до сих пор воспринимаются нами как антонимы.
По моему скромному мнению, произошло это благодаря Вильяму Шекспиру, который и определил вектор движения литературы на ближайшие триста лет. Вы можете возразить, ведь разница была ясна уже в Древней Греции, а я вам отвечу, что мы ни черта не смыслим в греческих трагедиях, где господствует понятие «фатума», в западной же культуре действие двигает не судьба, а свобода воли, а это совершенно разные вещи!

Комедия и трагедия Шекспира отличаются несколькими параметрами.
Во-первых, в комедиях конфликт возникает из-за злобных героев и (или) непредвиденных обстоятельств, а в трагедии — в противостоянии новой, ренессансной личности — старому, средневековому мировоззрению.
Счастье в комедии достигается добродетелью главных героев, а в трагедии борьбой со старой системой нравов. И, наконец, если вы думали, что главное отличие в том, что в комедии смешно, а трагедия ужасно скучна, то это не так; в комедии конфликт всегда разрешается, а в трагедии нет, поэтому то в конце «Гамлета» все герои умирают, даже Розенкранц и Гильденстерн. Исключением для Шекспира стала его первая трагедия, «Ромео и Джульетта», в которой веронские семьи, увидев, к чему привела их вражда, в конце концов примирились.

Двадцатый век преподнёс литературе очень приятный сюрприз в виде замечательного, искрометного, тонкого и умнейшего драматурга — Тома Стоппарда.
Стоппард со всей своей оригинальностью подошёл к вопросу драмы, и решив, что ему чужды каноны, сломал систему.
Он перевернул с ног на голову классические шекспировские тексты, полные страдания и пафоса, и написал «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по «Гамлету» и «Влюблённого Шекспира» по «Ромео и Джульетте».
В первой пьесе он рассказал историю принца датского глазами его двух глуповатых слуг, и сделал это так восхитительно весело, так непринужденно, что после уже невозможно относиться к Гамлету по-прежнему. Пьесу отличает не только юмор, но и трепетное отношение к оригинальному тексту Шекспира, который произносится всеми героями, кроме главных.
Розенкранц и Гильденстерн при этом попадают во всяческие парадоксы, временные ловушки, абсурдные ситуации, рекурсии, играют в словесный пинг-понг и размышляют о том, что такое смерть.
Вторая пьеса, менее модерновая, (верней, киносценарий) о том, как
сам Шекспир, страдающий от мук любви к девушке, с которой никогда не сможет быть вместе, пишет «Ромео и Джульетту», воссоздавая свои радости и неудачи с ней, а также плохо импровизирует, сочиняя сонеты, гостит в спальне возлюбленной, прячется от её жениха, обещает свои пьесы двум враждующим театрам и почти проваливается на премьере.
Увы, история его заканчивается печально, девушка выходит замуж, но Шекспир не отчаивается. Он садится писать «Двенадцатую ночь» и воспроизводит все прожитые с ней события уже в совсем другом свете, в жанре комедии.

Том Стоппард — истинный волшебник, вложивший главную идею, главный дар в своего Шекспира.

Идею о том, что любую трагедию, даже самую лучшую в западной культуре, можно превратить в комедию и искренне, по-доброму посмеяться.