Как родилась Обь. Цикл Круги по Алтаю

Владимир Жестков
         Катунь - главная алтайская река, она появляется на южном склоне подножья высочайшей вершины Алтая Белухи и через 688 километров в качестве левой составляющей входит в Обь, крупнейшую в Западной Сибири реку.
 
     Катунь - типичная ледниковая река, начинаясь у ледника Геблера, она принимает множество притоков с ледниковым питанием с Катунского и других хребтов, находящихся в районе Белухи.

     Условно реку можно разделить на три приблизительно равных по длине участка: верхний, от истока до впадения реки Коксы (210 км), средний, от Коксы до впадения реки Сумульты (200 км) и нижний, от Сумульты до слияния с Бией (280 км). 

     В горах, на верхнем участке, Катунь вынуждена обогнуть Катунский хребет с южной стороны в сторону запада. Там река прорывается через скальные хребты, пробивая в них глубокие каньоны и успевая при этом опуститься на 1000 м. На этом участке в Катунь впадает множество притоков с ряда Алтайских хребтов, превращая её в полноводную реку. При впадении Коксы в Катунь расположен посёлок Усть-Кокса. Практически это последний населённый пункт, в который можно добраться на легковой машине.

     От Коксы до Сумульты Катунь продолжает пробиваться через высокие горные хребты, опускаясь при этом еще на 400 м. На этом участке Катунь принимает свои главные притоки, рождающиеся на ледниках, в том числе Чую, давшую своё имя легендарному Чуйскому тракту. 
   
     На последнем участке Катунь спускается ещё на 400 м, протекая вначале в условиях среднегорья, где в неё впадает знаменитый Чемал, потом по низкогорью, а вот в районе села Майма она неожиданно превращается в широкую степную реку, правда, с достаточно быстрым течением до 5-6 м/сек. К юго-западу от Бийска Катунь сливается с Бией, образуя Обь, одну из величайших рек мира.

     Считается, что название "Катунь" произошло от алтайского слова "кадын", что означает "госпожа или хозяйка". Тут следует заметить, что алтайский язык относится к тюркской языковой группе, а в древнем тюркском языке есть слово "катын" или по-русски "река", возможно реку так назвали в глубокой древности тюркские племена, проживавшие когда-то на этой территории.

          Широко известно неофициальное название Катуни – "бирюзовая". Она действительно ярко бирюзового цвета, причём такой нарядной её можно увидеть не только в осеннее время, как это следует из литературных источников, а и летом. Но в 2014 году, когда мы в очередной раз увидели Катунь, она несла мутную воду, грязно серого цвета. Было ясно, что это последствия того катастрофического наводнения, которое недавно было на Алтае.

     Откуда же берётся бирюзовый цвет и когда вода в реке вновь приобретёт тот оттенок, который так всем нравится. Всё объясняется достаточно просто. Оказывается, на своем пути река встречает зелёнокаменные песчаники, которые ограниченно растворяются в воде, придавая ей тот уникальный цвет, который и дал Катуни второе имя. Известно, что самой прозрачной и бирюзовой вода в реке бывает зимой. Говорят, что такой насыщенный цвет можно увидеть в тех местах, где река не замерзает при самых сильных морозах, на порогах. А самой грязной вода бывает весной, когда тают снега, и после сильных дождей, смывающих в реку почвенный слой. Так что остается ждать, когда вся мутная вода уйдёт сама по себе, перестанут таять ледники, и закончатся надоедливые дожди.

      Ну, а теперь посмотрим, на другую составляющую Оби – Бию. Вся её жизнь проходит совсем по-другому, чем у Катуни. Ей не приходится с муками пробиваться через хребты, разрезая скалы, как какая-то исполинская пила, постепенно становясь всё мощнее, всё полноводнее. Бия спокойно вытекает из Телецкого озера, и даже при рождении она уже широкая, полноводная, стремительно несущаяся вниз на встречу с Катунью река.  Истоком реки считается створ моста, соединяющего два алтайских села Артыбаш и Иогач, расположенных на Телецком озере напротив друг друга.

     На южноалтайском языке река называется Бий-суу, что в переводе означает "господин воды".  Хотя Бия река не ледниковая, но в своей верхней части она очень холодная, летом в жару держится в пределе 10-15°С, и лишь в самых низовьях  вода прогревается. Этому есть вполне уважительная причина – ведь река вытекает из одного из самых холодных и глубоководных озёр в нашей стране – Телецкого. Бия река достаточно длинная (301 км) и порожистая, что делает её пригодной для туристических сплавов II категории сложности.  На своём протяжении Бия принимает в себя 15 притоков и к устью сравнивается по всем показателям с Катунью, вследствие чего после их слияния образуется новая река – Обь

     Неподалеку от слияния Катуни и Бии на берегах последней раскинулся на 30 км в длину второй по численности населения город Алтайского края – Бийск.  Когда-то Бия была судоходной на всем своём протяжении, теперь же только от устья до Бийского речного порта (22 км).   

     В представлениях алтайского народа в эти реки были превращены влюблённые друг в друга девушка и юноша. На эту тему существует множество легенд, с частью из которых можно познакомиться здесь.

     Во многих легендах Катунь ассоциируется с девушкой, а Бия с юношей, которые любили друг друга. Несмотря на запреты, они побежали навстречу, но их заколдовали и превратили в реки.  Несмотря ни на что, они встретились и образовали новую реку. А поскольку они оба, двое, река и стала называться Обью.

     Произошло это чуть ниже города Бийска в поселке Верх-Обский, откуда и начинается Обь, река протяженностью 3650 км, а, если считать с Иртышем, то целых 5410 км, что делает её самой протяжённой рекой в России, и четвёртой по этому показателю в Азии. На севере река впадает в Карское море, образуя Обскую губу, гигантский залив, длина которого около 800 км. 

   Вот так получилось, что эти тесно связанные между собой реки дали нам представление сразу о трёх возможных (из четырёх) способах рождения рек: ледниковое происхождение (Катунь), вытекание из озера (Бия) и слияние двух равнозначных рек (Обь).

     Легенда о реках Катунь и Бия
     Когда-то, по представлениям аборигенов Алтая, реки Катунь и Бия были супругами. Бий - господин, Кадын (Катын) – жена. Жена была сварливая, неуживчивая, а муж – спокойный, тихий, умный. Он уживался с другими реками, был в мире с горами-великанами. Его сварливая жена Катунь поссорилась со всеми реками и горами и не давала покоя супругу. Тогда реки и горы посоветовали Бию вызвать свою супругу на состязание. Кто в этом споре-состязании победит, тот должен и верховодить в семейной жизни.

     Устроили состязание на быстроту бега. В присутствии свидетелей были определены условия пари и вынесено решение: кто из супругов раньше достигнет горы Бабырган, что высится на севере алтайских гор, тому и быть главой семьи. Так началось между ними состязание. Стоящие на пути Бия тайга и горы раздвигались, давая ему путь, потому что симпатии их были на его стороне. А на пути Катуни, наоборот, горы сдвигались, мощные скалы становились преградами.
Сварливая Катунь, с трудом преодолев все преграды, наконец, вырвалась в долину и достигла горы Бабырган, уверенная, что прибыла первой. Но, к её удивлению, Бий уже давно миновал эту гору. Бабырган, увидев отставшую от мужа Катунь, громко расхохотался.

     "Что ты, разинув пасть, смеёшься?" – спросила у Бабыргана сварливая Катунь, на что последовал ответ: "Твой муж уже давно тебя ждёт в долине, а ты всё ещё плетёшься здесь". Ещё сильнее озлобившись, Катунь со всего размаха ударила Бабыргана по щеке и понесла свои воды дальше. Настигнув мужа, в порыве гнева она закатила и ему пощечину, но потом, одумавшись, сказала: "Хотя я проиграла в споре, но зато я жена не простого человека, а бия – господина". С тех пор за супругом Катуни закрепилось второе имя: Бий-суу – господин вод.

     Обе реки, Бий и Катунь, слившись воедино, продолжали свой путь на Север, образуя Обь (от алтайского слова "оп" – своенравие). Катунь после слияния с Бием успокоилась, стала кроткой. Стыдясь своих прежних выходок, так и не вернулась на Алтай.

     Легенда о Бии и Катуни
     Бий (господин) послал своего чиновника с просьбой к Катынг (барыня). Бий приглашал Катынг соединиться с ним и течь одним большим руслом, образуя новую большую реку. Катынг - гордая, бурливая, не хотела терять самостоятельности и категорически отказала в просьбе Бию. Разгневанный таким отказом, Бий прогнал и проклял чиновника, который не сумел уговорить Катынг. От проклятия чиновник обратился в птицу, которая до сих пор живет в горах Алтая. Эта птица имеет одну сторону лица красной. От несправедливости к нему (чиновнику) птица прячется от людей в скалах. Краснота одной стороны лица – спекшая кровь от удара разгневанного Бия. А Бий, спокойный и величавый, иногда, вспоминая отказ Катынг, становится буйным, заливая села, стоящие на его берегу. А птица до сих пор прячется в скалах – это улар.

     Легенда о Бии и Катуни
     Давным-давно на Алтае жил прославленный богатырь Сартыкпай. Много славных легенд о нём сложено. Рекам, горам помогал Сартыкпай. Однажды, когда богатырь давал дорогу дальним рекам Алтайских гор, он задумался, как помочь другим рекам и ручейкам. По одной из легенд, Сартыкпай три дня думал, отчего образовалось под указательным пальцем Телецкое озеро. Но не знал тогда Сартыкпай, что далеко у горы Белухи его сын Адучи ищет путь для реки Катунь. Тот так спешил, что в спешке повел Катунь на запад, но потом, одумавшись, повернул её на восток. Тут прилетел черный дятел и говорит Адучи: "Отец твой думает, как помочь другим рекам, беги к нему". Адучи тотчас повернул реку на северо-восток, побежал навстречу отцу, ведя за собой Катунь. Отец, не дождавшись сына, повел из Телецкого озера реку Бию. Параллельно бежал сын Адучи, ни на шаг не отставая от своего могучего отца. Вместе, в один миг встретились они, слились Бия с Катунью, образовав широкую Обь. И понесла она воды многих рек и ручьев Алтая в далекий Северный Ледовитый океан.

     Легенда о реках Бия и Катунь
     У алтайского народа есть несколько легенд о реках Бия и Катунь. Одна из них гласит, что когда-то на Алтае не было больших рек и гор. На огромной равнине жил богатый хан Алтай, у которого самым главным богатством была дочь – красавица Катунь. Многочисленные поклонники добивались руки красавицы, но были отвергнуты. Никто не знал, что она тайно любила молодого пастуха Бия.

     И сказал разгневанный отец: "Выдам тебя за того, кого пожелаю". Видя своё безвыходное положение, Катунь решила сбежать к любимому. В глухую тёмную ночь она исчезла, а утром хан, обнаружив пропажу, собрал своё войско и сказал, что Катунь будет принадлежать тому, кто её догонит. Бросились воины в погоню, но Катунь обратилась рекой и стремительно помчалась на север, пробивая дорогу среди камней. Пастух Бий, оставив байские отары, тоже превратился в стремительный поток и помчался навстречу с любимой. Не догнали воины беглянку. Она встретились со своим избранником, кинулась к нему в объятия, и так, обнявшись, навечно потекли вместе, образовав могучую сибирскую реку Обь.

     Страшно разгневался хан, в гневе превратил всех своих незадачливых слуг в валуны и камни и сам окаменел высокой горой Белухой. Самый быстрый из воинов – Бабырган – дальше всех убежал и теперь стоит, окаменевший, на равнине вдали от гор.

     Легенда-сказка о Катуни и Бии
     Когда-то в Алтайских горах плескались два озера. Первое называлось молодым парнем, быстрым как олень и смелым, точно орёл. Второе озеро было красивее и называлось девушкой, лицо которой было светлее луны, глаза красивее Каракольских озёр и губы краснее июльских пионов.

     Парня насильно женили на дряхлой тётке, овдовевшей в старости. Он ненавидел старуху, сердце его и сердце девушки были связаны крепким арканом, который не перерезать, не перерубить. Были они из одного рода и родители рассвирепели, когда узнали, что они любят друг друга. Для девушки стали искать жениха, а парня измучили упрёками и насмешками. Но молодым легче было умереть, чем потерять друг друга.

     И сговорились они убежать в далёкую степь, ровную как небо, усыпанную родниками, будто звездами. В лунную ночь заседлали они коней и поскакали. Бий – так звали парня – первым выбежал в степь. Долго искал свою возлюбленную, улыбка радости не появлялась на его лице. А случилось так: отец девушки проснулся не вовремя и в ярости набросал ей на дорогу горы камней до самого неба. Долго билась Катунь – так звали девушку – но ничего сделать не могла. Упала словно замертво. Перед утром услышала голос возлюбленного, и вновь закипела в ней сила. В кровь себя изодрала, но камни разбросала, а сама – к своему милому. Встретились они в степи, у подножья последних сопок, и, обнявшись, помчались вдаль.

     Легенда о Катуни
     У хана Алтая была прекрасная дочь Катынг. Безумно любил её своенравный отец. Понимал он, что рано или поздно придётся девушку отдать замуж, придётся расстаться с ненаглядной дочерью. Хотел он, как можно дольше удержать свою Катынг дома. Чтобы никто не видел её красоты, хан построил для неё замок высоко в горах.
Одиноко жила красавица Катынг в своём прекрасном неприступном замке. Никто не мог попасть в эти места, потому что не было туда никаких дорог. Но птицы, прилетевшие с востока, пели для Катынг песни о красоте и уме парня по имени Бий, который живёт далеко в степях.

     Ветры, пролетавшие мимо гордо стоявшего в своём одиночестве замка шептали красавице о любви Бия к Катынг. Разгорались в мыслях девушки прекрасные мечты о счастье с любимым человеком. И вот однажды, наслушавшись щебетанья птиц и шороха ветра, Катынг решила сбежать из заточения и встретиться с долгожданной любовью.
Подкараулила смелая девушка, когда уснет её могучий отец, спрыгнула с высокой скалы и побежала навстречу любимому. Проснувшись, хан Алтай не нашёл своей дочери. Поняв, что любимая дочь покинула его навсегда, он послал вдогонку самых ловких и сильных богатырей с приказом догнать беглянку и вернуть назад.
Но ни один из воинов хана не смог настичь Катынг, которая ловко прыгая с камня на камень, петляя между скалами, стремительно бежала все дальше и дальше. Самым быстрым и проворным оказался богатырь по имени Бабырхан. Он уже ухватил Катынг за рукав платья, но она, рванувшись, оторвала рукав и устремилась дальше.
Так и не догнали богатыри красавицу Катынг, которая встретилась со своим любимым Бием, и они побежали дальше вместе, слившись в одно целое — реку Обь.

     С тех пор эти влюбленные неразлучны.

     А грозный хан Алтай в жестоком гневе своём и в слепой ярости превратил богатырей в камни. Так и стоят они каменными громадами: Сартыкпай, Сарлык и Бабырхан, который стал последней горой Северного Алтая.

     Легенда о Катуни (второй вариант)
     На огромной равнине жил богатый хан Алтай, у которого самым главным сокровищем была дочь — красавица Катунь. Многочисленные поклонники добивались её руки, но все они были отвергнуты. Никто не знал, что девушка тайно влюблена в молодого пастуха Бия. Очень любил свою дочь хан Алтай, но, видя, что она отвергает выгодных женихов, рассердился на неё. Стал выяснять, почему красавица-дочь гонит прочь всех богатых и знатных молодых людей. Донесли ему про любовь между ханской дочерью и бедным пастухом.

     Ещё больше разгневался хан и сказал: "Выдам тебя за того, кого пожелаю. Сам найду тебе жениха!". Поняла Катунь, что отец не изменит своего решения, и отважилась сбежать к любимому.

     В глухую ночь она бесследно исчезла. А утром хан, обнаружив пропажу, собрал своё войско и сказал, что его дочь красавица Катунь будет принадлежать тому, кто её догонит и вернёт отцу.

     Бросились воины в погоню, но Катунь обратилась рекой и стремительно помчалась на север, пробивая себе дорогу среди камней.

     Узнав про побег любимой, пастух Бий оставил байские отары, превратился в быстрый поток и устремился навстречу ненаглядной невесте.

     Ханские воины, как ни старались, не смогли догнать беглянку. Встретилась она со своим избранником, кинулась к нему в объятия и так они, обнявшись навечно, потекли вместе, образовав могучую сибирскую реку — Обь.

     Страшно разозлился хан. В гневе превратил всех своих незадачливых слуг в валуны и камни, а сам окаменел от горя, став высокой горой Белухой.
Самый быстрый из воинов — Бобырган, во время погони убежал дальше всех и теперь стоит окаменевший на равнине вдали от всех гор.

     Легенда о Катуни и Бии
     Жил-был на земле Кан Алтай. Все-то у него было: и табуны отборных лошадей, и отары тонкорунных овец, и стада горбатых верблюдов. Огромные богатства таились в недрах его владений. Имел Алтай трех сыновей-батыров: Сарлыка, Чептогана и Бабыргана - и красавицу-дочку, сравнимую с Алтын-Кюскю. Звали её Кадын. Больше всех детей любил дочь Алтай.

     Но пришло время отдавать любимую Кадын в чужой улус. Очень не хотел отец расставаться с дочерью. Задумал он такое: назначал Алтай калым непомерный за девушку: отдать богатств больше, чем имеется у самого хана. Никто не мог собрать такого калыма. Разъезжались опозоренные женихи по улусам.
Летело время. Вот пришел к Кану Алтаю юноша - Бий. Просит он отдать Кадын за него замуж. Рассмеялся Алтай и сказал:

     - Принесешь калым больше чем у меня богатств - отдам. А нет - полетит твоя голова с плеч.

     Понурился Бий и побрел искать калым. Долго бродил юноша по свету, пока не вернулся к хану.

     - Ну, собрал калым? - рассмеялся хан.

     - Отвечу тебе, Алтай. Только сначала ты скажи: что для тебя высшее богатство?

     - Конечно же любимая дочь моя, Кадын!

     - О, великий Кан Алтай, для меня также величайшее богатство дочь твоя. Это есть мой калым.

     Нахмурился грозно Алтай. Понял, что перехитрил его юноша.

     - Хорошо, отдам тебе дочь свою. – а сам задумал ночью убить Бия.

     Узнала об этом Кадын, которой успел полюбиться благородный юноша. Прокралась к нему она ночью.

     - О, Бий! Господин мой! Задумал отец неладное. Хочет он убить тебя, чтобы не выполнять обещанного.
 
    Решили тогда влюбленные сбежать от жестокого хана.

     Узнал об этом Алтай. Разгневался люто. Позвал к себе сыновей-батыров.

     - Сыновья мои могучие! Если не хотите потерять сестру вашу любимую, догоните беглецов. Но ни в коем случае не оглядывайтесь назад, иначе вмиг станете камнем!
Выехали батыры в погоню, каждый со своим войском.

     Вот скачут они. Вырвался вперёд старший сын - Сарлык . Вот уже дышит беглецам в спину. Наслала на него Кадын непомерную гордость. Оглянулся с презрением он на своих отставших братьев и тут же стал горой.
Скачут оставшиеся два брата дальше. Вот уже нагоняет влюбленных средний брат - Чептоган. Но и на него насылает Кадын гордыню. Оглядывается тот на брата и вмиг становится горой.

     Остался один Бабырган. Нагоняет он беглецов. Сколько не насылала гордыню Кадын, не поддавался батыр.

     - Все пропало! - крикнула красавица в отчаянии и потекла рекою.

     Бий, увидев, что Кадын превратилась в реку, разлился, подобно ей, светлыми водами. Побежали они навстречу друг другу.

     Бабырган, увидев, что опоздал, в отчаянии оглянулся назад и обернулся горой, а войско, что следовало за ним, стало холмами.

     Понял Кан Алтай, что не поймать ему строптивой дочери. Вздыбился тогда он могучими хребтами - хотел помешать двоим встретиться. Но пробилась Кадын сквозь преграды. Запертый было Бий также смог побежать далее. С этих пор в той долине, где юноша был на время остановлен, большое озеро Алтын-Кёл. Наконец, встретились Кадын и Бий, обнялись и побежали вместе, родив на свет могучие дитя - Ак-Умар.
Говорят, до сих пор на месте слияния двух великих рек Алтая, Катуни и Бии, вода часто становится алой. Поэтому, считается, что духи Кадын и Бия живут и любят друг друга, каждый день преодолевая все преграды на пути, и рождают Ак-Умар(Обь).
А батыры-братья и по сей день стоят окаменелые. Больше всех недоволен Бабырган, потому как почти уже схватил он Кадын. С тех пор у него такое сердитое и хмурое лицо.

      О хозяине горы и девушке Катынг
      Давным-давно, прогуливаясь по окрестностям гор, девушка Катынг встретила в горах молодого и красивого юношу. Они понравились друг - другу, поженились и стали мужем и женой. Парень привёл свою молодую жену в свой дом-пещеру, он, оказывается, был хозяином горы. Но наступила осень, и хозяин горы заскучал. Стал долго сидеть на вершине горы и смотреть на заходящее солнце. Когда Катынг спросила, что тревожит его, парень ответил, что до следующей весны им придётся расстаться, и исчез. Долго искала Катынг своего любимого по долинам и лесам, по пещерам и лугам. Наконец нашла.

     В большой пещере хозяин горы сидел за большим столом замерзший, даже с носа у него свисала большая сосулька. Девушка тронула его за плечо. Проснувшись, хозяин горы сказал, что больше они не увидятся – человек нарушил сон Земли. Оказывается, когда вся Природа погружается поздней осенью в сон, хозяева гор тоже засыпают. Весной, когда хозяин горы просыпается, он открывает двери в горе, вылетают из дверей птицы, разбегаются звери. Долго оплакивала Катынг исчезновение парня, целую реку слез выплакала. Превратившись в реку, Катынг ищет своего любимого до сих пор. Ищет по горам и долинам, степям и тайге.

      Легенда о реке Катунь и горе Бабырган
      В одном стойбище жили красивая девушка Катунь и богатырь Бабырган, и любили они друг друга. Но отец девушки не дал согласия на их брак, поэтому они решили убежать. Хватился утром отец - нет дочери. И так он рассердился, что стал хватать большие камни и бросать их в сторону предполагаемого пути беглецов. Долго бросал он камни, и под конец схватил он не камень, а целую гору, которая упала прямо на богатыря и убила его. Остановилась Катунь возле этой горы, плачет. Тут и отец настиг, велел возвращаться. Заупрямилась Катунь. Схватил тогда отец её за рукав, но вырвалась Катунь, оторвав рукава платья, и побежала прочь. А там, где рукав оторвался, образовалась протока. А гору люди назвали по имени убитого богатыря - Бабырган. До сих пор смотрит Бабырган на свою красавицу, которая бежит мимо него в поисках лучшей доли.

      Легенда о порогах на реке Катунь
      Два богатыря, отец с сыном, задумали прославиться, построив мост через бурную Катунь. Начали они работу. Добрый Ульгень согласился помочь, но с условием, что во время работы они будут держать себя в чистоте. Огромные камни посыпались с обеих сторон своенравной реки. Осталось не более сажени для арки, под которой должна была течь река. Вечером богатыри остановились на отдых. Ульгень охранял их покой. Проснувшись после крепкого сна, отец увидел, что много камней из насыпи поглощено Катунью, потому что сын его не стал соблюдать условие доброго друга. Отец с негодованием на челе садится на ближайший камень и грустно смотрит на неоконченное строительство. Следы его огромных ног отпечатались на камнях и остались каменные насыпи выше устья реки Чемал.

      По слухам, богатырь-отец пытался ещё несколько раз осуществить свою мечту, да не в силах одному совладать со своенравной Катунью. До сих пор следы его творений видно на реке Катунь в виде порогов.

      Легенда о мосте через Катунь
      К археологическим памятникам XIII в. на Алтае относится строительство дорог и сооружений для переправы через Катунь. Так следы древней, расчищенной и разработанной дороги есть на перевале Чике-Таман. Выше устья Большого Ильгуменя, напротив Кор-Кечу на обоих берегах Катуни заметны следы древних приспособлений для переправы через реку. В выступах скал продолблены дыры, предназначенные для строительства канатного моста китайского типа, наподобие тех, которые известны в Китае. Строительство моста в этом месте, по легенде алтайцев, связано с именем богатыря Сартакпая.

       Давным-давно в горах Алтая жили пастухи на одном берегу реки, а охотники на другом. Сын пастуха Кечу полюбил чернокосую Ильгумень - дочь охотника. Целыми днями сидели влюбленные на противоположных берегах реки и смотрели друг на друга. Разговаривать они не могли, шум бегущих струй заглушал слова любви. Однажды, когда влюбленные смотрели друг на друга, началась гроза. Молния ослепила молодых людей, они ослепли и перестали видеть друг друга. Убитые горем родители юноши и девушки решили нарушить закон предков и опустили ослепших детей в бурные потоки реки, чтобы хоть там они соединились навсегда. Река соединила влюбленных и вынесла их на остров, где добрые духи вернули им жизнь.

      А тем временем в стойбище, где жили родители юноши, забрёл путешествующий богатырь Сартакпай. Он пожалел убитых горем стариков и дал им клятву, что больше никто из влюбленных, живущих на разных берегах реки, никогда не погибнет. Сартакпай выдолбил кинжалом большую дыру в самой высокой скале на берегу реки, потом швырнул стрелу в такую же скалу на другом берегу реки. Стрела пробила и в ней дыру. Затем Сартакпай сплел металлический остов, застлал его досками и подвесил над рекой, хорошенько закрепив, благодаря дыркам на скалах. А когда дети пастухов и дети охотников побежали по мосту навстречу друг другу, то Луна засмеялась от радости. Спасённые рекой и жившие на острове влюблённые прозрели в тот же миг и по Луне поняли, что в стойбищах родителей большая радость. Это подтвердил сам Сартакпай, ехавший по берегу реки на коне. Он тотчас помог перебраться юноше и девушке на берег. Влюбленные увидели, что у них теперь есть мост через реку. Мост принес счастье людям и добрую славу Сартакпаю.

      Легенда о Катунских воротах
      В одной живописной долине Алтая в давние времена правил подданными хан Бешпек. Была у него дочь Катунь – печальная юная красавица. Она всегда пела одну и ту же песню о девушке и одиночестве. А закончив пение, подходила к скале и прикасалась к холодным камням рукой. Скала раздвигалась, образовывая вход в пещеру. Катунь заходила туда. Там, в глубине пещеры, стояли, образуя крест, четыре сундука, В одном хранились монеты золотые, в другом - серебряные, в третьем - радость, в четвертом - счастье. Катунь открывала сундуки поочередно, набирая всего понемногу.

       А в это время к входу в пещеры, всегда в одно и то же время, приходил верблюд. Он жил в пещере рядом с той, в которой были спрятаны сундуки. Катунь грузила четыре мешка на верблюда и это богатство раздавала бедным. И как только она отдавала последнюю монету - улыбка радости озаряла печальное лицо красавицы. Делала это Катунь на рождение каждой новой Луны. Но узнал об этом злой дух Алмыс и не захотел мириться с добром. Он решил расправиться с Катунью. Однажды, на очередное рождение Луны, он затаился за скалой, ожидая, когда закончит песню Катунь. Девушка закончила пение и уже подняла руку, чтобы прикоснуться к скале, но на мгновение задержала руку. На неё с восхищением и любовью смотрел подъехавший всадник, молодой и красивый богатырь Чемал. В этот миг злой дух Алмыс обрушил скалу и навсегда засыпал вход в пещеру, где стояли ящики. Катунь вскрикнула от обиды и горькие слезы потоком хлынули из глаз красавицы. Алмыс, торжествуя победу, крикнул: "Если сумеешь до первой утренней зари откопать свои ящики – твоя взяла, ты победила…". Бросился богатырь Чемал ворочать камни, чтобы помочь возлюбленной. Всю ночь он ворочал камни. Разрыл обе пещеры, превратив их в две горы, но четыре ящика и верблюд исчезли бесследно. Вот уже и первый луч утренней зари скользнул по горным вершинам… Обнял тогда Чемал прекрасную Катунь, пытаясь утешить. Пуще прежнего забилась в рыданиях юная красавица, а злой Алмыс закончил свое черное дело. Он швырнул в молодых людей горсть заколдованного песка. Катунь обернулась рекой, а Чемал застыл скалистыми утёсами – "воротами". Бурными потоками прорывается в этом месте через узкий проход между скалами Катунь. Это Чемал держит в объятиях красавицу Катунь. Две высокие горы – Верблюд и Крестовая – "смотрят" на них, они вблизи находятся. Старый хан Бешпек от горя превратился в гору. Она со временем разрушилась и заросла лесом.
У самой подошвы Бешпека, на живописном пологом склоне, находится известный во всей России горный курорт "Чемал". Он славен особенными бальнеологическими условиями: сухим, тёплым воздухом, обусловленным "фенами", круглый год дующими по течению реки Катунь. А так же воздухом, настоянным на фитоцидных выделениях соснового леса, покрывающего склоны Бешпека.