В стиле модерн. Пешком по Таганрогу

Вера Козубская
   На  канале «Культура» есть очень интересный цикл передач, который называется «Пешком…». Там показывают старую  Москву, которую еще не успели уничтожить в погоне за прибылью новоявленные  толстосумы. Ведущий рассказывает о том, кто и в каком стиле построил то или иное здание, кто в нём жил, чем знаменит. Это история нашей столицы, а значит и страны, и я стараюсь не пропустить такие интересные передачи.

   И вот однажды в рассказе о Москве я услышала и о Таганроге. А связал эти два совершенно неоднозначных города  один из наиболее ярких представителей стиля «Модерн» в русском и европейском зодчестве Ф.О. Шехтель. К этому моменту о Шехтеле я уже знала немало. Несколько лет назад встретившись в музее градостроительства с молодым москвичом, услыхала, что отправляясь отдыхать к Чёрному морю, он специально сделал остановку в Таганроге, чтобы посмотреть на построенные по проекту этого архитектора здания. А таких в Таганроге два. Одно из них - музей «Градостроительство и быт г.Таганрога» (дом Шаронова), другое – библиотека имени Чехова.  Но сегодня речь пойдёт о первом так как о втором историки спорят

   Мимо этого здания просто так не пройдёшь – слишком оно приметное. Находится оно на улице Фрунзе 80 и очень хорошо видно при выходе с рынка «Радуга» на переулок Гоголевский. Это такой мини замок. Он   построен  Е.И.Шароновым для своей дочери. Такой вот свадебный подарочек. Шикарный, если учесть, что Фёдор Осипович Шехтель был знаменитым архитектором и являлся кавалером орденов Святой Анны и Святого Станислава.  В Москве  зданий построенных Шехтелем  немало. Самым замечательным  из них специалисты считают «Метрополь».

    Все эти здания я видела только по телевизору в вышеназванной передаче, а вот Ярославский вокзал в Москве воочию наблюдала и не один раз оттуда отправлялась в путь. И мне кажется, он очень похож на дом Шаронова, только размером гораздо больше.  Или вернее дом Шаронова похож  на Ярославский вокзал. Но тогда при встрече с молодым человеком из Москвы, интересующимся творчеством  Шехтеля, мне было стыдно признаться, что кроме фамилии зодчего, я о нём ничего не знаю. Но прошло какое-то время, закрутили дела, и вспоминала я об архитекторе, только когда подходила к его творениям.  Но всё это дело случая.

    Как-то меня пригласили в Таганрогскую библиотеку имени Чехова  на встречу с краеведом И.П.Павленко, который серьёзно занимается изучением жизни и творчества Федора Осиповича Шехтеля. Встреча проходила в концертно-выставочном зале библиотеки. На выставке были представлены документы, фотографии, вещи, принадлежащие самому архитектору или членам его семьи. Среди них статуэтки, подсвечники, чайная посуда и много других мелочей. Собиралось это не просто годами, а десятилетиями. Очень много было рассказано  о самом архитекторе,  о его семье, о его работах и, конечно же, о стиле модерн, в  котором он работал.

  Шехтели, выходцы из Баварии, в Россию прибыли  в 1766 году.В 1860 году дед Фёдора Ивановича открыл свою торговлю в Саратове. Он заложил основы процветания семьи. Торговала семья вином, табаком, мануфактурным товаром, а также золотыми и серебряными изделиями. Купцы в то время несколько отличались от современных нам. Например, дядя Фёдора, Франц Осипович, в  1840 году стал одним из основателей первого в городе литературно- музыкального купеческого кружка, а в своём загородном саду устроил увеселительный сад и построил в нём деревянный летний театр. Он неоднократно горел, но всё же положил начало Саратовскому академическому театру драмы. Он и сейчас находится на месте небольшого деревянного театра Франца Шехтеля.

   Отец Фёдора, Осип Осипович, ещё в  середине  1940-х годов был отправлен на учёбу  в Санкт-Петербург, где окончил Технологический институт и женился на Д.К.Гетлиб. А в 1859 году у них родился сын Франц-Альберт будущий архитектор Фёдор Шехтель.  Оттуда с большим семейством Осип Осипович вернулся в Саратов. Но когда будущему архитектору было всего 8 лет, отец большого семейства умер, оставив детей на попечении брата. Но и тот вскоре скончался. Оставшаяся без кормильцев семья, оказалась без средств существования. Кого-то из шести детей взяли на попечение родственники. Альберт (Фёдор) продолжал жить с матерью в описанном за долги доме. Много пришлось им пережить, прежде чем шестнадцатилетний Альберт Шехтель перебрался в Москву. Как и с кем найти не удалось. Разные биографы приводят разные факты.  Вместе с матерью он поселился в доме П.И.Третьякова, который и принял на себя заботу о воспитании будущего архитектора.

    Вскоре он начал работать в мастерской архитектора А.С.Каминского. Видимо у Третьякова в доме они и познакомились. Вот отсюда и начинается его путь в большую архитектуру. Сначала он просто помогает Каминскому, затем работает в соавторстве с известным архитектором. Тогда же он поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи и ваяния. Примечательно, что он учился  вместе с Исааком Левитаном и Николаем Чеховым. Через Николая он познакомился и с Антоном Павловичем. Это знакомство переросло в дружбу.  И как говорили на вечере, посвящённом Шехтелю, именно ему по просьбе Антона Павловича, был заказан проект библиотеки, которая и носит сейчас имя писателя.

   Но это тема другой статьи, а мы вернёмся к дому Шаронова. Уникальное здание. Его фасад состоит из трёх частей  - это такая фишка стиля модерн. На двух частях расположены панно из мозаики. И, как считают искусствоведы, сделаны они по эскизам великих русских художников Николая Рериха и Виктора Васнецова. А на столбах ворот находятся маски львиц, сделанные в мастерской Михаила Врубеля.  Так что наш - Таганрогский дом Шаронова пошикарнее Ярославского вокзала будет.

    Интересно здание и внутри. Там сохранились прекрасные изразцы – и не какие нибудь фрагменты, а целая изразцовая печь. И паркет тех лет, когда был построен дом, сохранился. И это несмотря на то, что музеем здание стало не сразу после революции. В нём до середины 60-х годов 20-го века располагался детский сад.
В экспозиции музея воспроизведены уголки старого Таганрога. Там можно познакомиться с прекрасными образцами мебели и другими предметами быта Старого Таганрога. Например: прялками,  первыми телефонами, старинными швейными машинками фирмы «Зингер».  В том числе и с вещами принадлежащими лично императору Александру первому: бюро, стол. А ещё в музее можно увидеть чертежи и рисунки застройки Таганрога. Ведь это первый в России город построенный по плану.

    А что же наш архитектор?  В 1915 году он принял православие и стал Фёдором Осиповичем. С этим именем он и вошёл в историю русской архитектуры. Советский период жизни архитектора лёгким не назовёшь. Почётный член многих европейских архитектурных обществ в 1917 году остался не у дел. Но в 1918 году он возобновил преподавательскую деятельность, получив должность профессора в  ВХУТЕМАСе. Он даже участвовал в конкурсном проекте Мавзолея Ленина Но  его проект был отвергнут.

     В 1926 году Шехтелю  по ходатайству Луначарского была назначена персональная пенсия 75 рублей. Но этих денег на содержание большой семьи не хватало. Незадолго до своей кончины он пытался продать свою уникальную коллекцию живописи и скульптуры. В одном из писем он писал: «Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист». Умер он в том же 1926 году, так и не успев попользоваться персональной пенсией.

    У Шехтеля было четверо детей. Одна из его дочерей  Вера, в ранней юности была участницей движения футуристов и возлюбленной Мояковского.   После вынужденной эмиграции мужа архитектора Гиршенберга, была с ним заочно разведена. Вторым её мужем стал секретарь госплана С.В.Тонков. У них родился сын Вадим – Заслуженный артист России, знакомый нам в образе Вероники Маврикиевны.
Вот какая история скрывается за фасадом всего лишь одного  Таганрогского дома.