21. Бытие сознания. Продолжение

Сергей Михальчук
Богословская Антропология

Бытие как духовное явление.

Бытие сознания.

Проблема осознания ипостасным человеческим «Я» самого себя и своего «бытия», проблема собирания им своего «бытия» во «единое целое», несомненно является основной и самой трудной проблемой «созерцания», основанной на нравственной гармонизации всех сторон его «познавательной деятельности»: религиозной, культурной, экономической и политической; превращении системы своего «созерцания» в «познание в общении любви»! Сложность этого собирания определяется тремя, по крайней мере, особенностями «бытия сознания»:
Первое -  это ипостасность «сознания», которая характеризуется его «абсолютной пневмологической уникальностью» и «абсолютной нравственной свободой». Эти «уникальность» и «свобода» внешне и ограниченно проявляются в психосоматической индивидуальности каждого человека как его душевные свойства, черты характера и нрава. Но полнота его духовно-нравственных качеств скрывается в глубине индивидуальной психики. - Пневматика «сознания» недоступна внешнему наблюдению. О содержании мышления и чувствования «сознания» другого человека можно судить лишь только на основе его слов и поступков, и своих «интуиций», которые черпаются из «духовно-нравственного опыта общения сознаний».
Второй особенностью «сознания» является его «преимущественная нематериальность»! Основываясь на биофизических и биохимических процессах, протекая в тесной связи с биологической средой, мышление и чувствование «разумного сознания» выходит далеко за биопсихические рамки, становясь идеальным: «бесплотным» и «бестелесным», вернее - «внетелесным», процессом. Конечный продукт «сознания» - его мысли и чувства, не обладают свойствами присущими материальным объектам. Поэтому «сознание» невозможно исследовать обычными и привычными для познания методами! Возможно, с помощью общения «сознаний», выделить основные нравственные критерии, характеризующие «бытие» этого конкретного «сознания» и составить представление о его психологии и, отчасти, пневмологии. Но, при этом, полнота пневмологии этого «сознания» остаётся скрытой от наблюдения.
Объективными методами познания, признаются те методы, которые протекают вне рамок нравственной оценки «добра и зла», ибо они проводятся инструментально. А что, в вопросах исследования сознания, нам могут дать приборные методы? - Параметры мозговых нейрофизиологических процессов, важных для медицины и биотехнологий в создании искусственного интелекта! - Да, это важно. Но не для решения нашей проблемы возникновения и существования «бытия сознания».
Для разрешения этих проблем «бытия сознания», в нашем распоряжении остаются лишь «субъективные методы познания через общение», полностью погружённые в проблематику «добра и зла» и связанные с ней.
В решении проблематики «бытия сознания» действенен и метод «внутренних субъективных переживаний», а также метод «самонаблюдения» или «интроспекции». Но основой исследования «бытия сознания», по-прежнему остаётся библейское откровенное знание о «бытии сознания» и тот духовно нравственный, и аскетический опыт, который накоплен в библейском, в том числе и христианском, предании.
Третья особенность в изучении «бытия сознания» связана с необычайной сложностью его «процессуальности», одномоментно протекающей в трёх средах или сферах: биологической (плотской), психологической (душевной) и пневмологической (духовной). Исследование «бытия сознания» и представляет собой то, что библейское предание называет - «духовная жизнь» или «стяжание духа», ибо «сознание», в конечном итоге, явление «духовное» - взаимодействие (общение) «духа» и «материи». Оноре де Бальзак отдал должное «бытию сознания» в следующей своей, как всегда великолепной, фразе: - «Жизнь человеческой души является самой волнующе прекрасной и самой великой вещью на Земле».
«Созерцание бытия сознания» проистекает из «духовно-нравственной области бытия» и постоянно возвращается к ней, для того, чтобы не выпасть из «духовного объема бытия», не сойти с «пути ведущей к истине созерцания», не погрузиться в «психологические иллюзии квазибытия». Духовно-нравственные критерии «созерцания» являются непреодолимым препятствием для псевдоинтеллектуализма и псевдорационализма, которые библейское предание называет «суемудрием» или «плотским мудрованием».
«Интроспекция» играет в духовно-нравственном «созерцании бытия сознания» очень важную роль! Её важность подчёркивается тем, что библейское предание выделяет её во вторую, одну из двух, главнейшую божественную заповедь: - «Возлюби ближнего своего, как самого себя»! А первая: - «Возлюби Бога своего, превыше самого себя»! отсылает нас к «духовности бытия как такового». Из этих заповедей проистекают все остальные. Только «деятельное созерцание» людей, в их словах и поступках, позволяют науке правильно оценивать инструментальные наблюдения мозговых процессов «сознания», давая пищу философии и психологии, медицине и бионике для построения определённых «моделей сознания», его структур и функций.