Жизнь и Смерть Владимира Ульянова-Ленина. Глава 1

Николай Семеновский
     РОМАН-расследование.  ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ Владимира Ульянова-Ленина.
               Посвящается 150-летию, со дня рождения Владимира Ильича Ленина.

                «Всемирная история не есть арена счастья.
                Периоды счастья являются в ней пустыми листами.»
                Гегель: Лекции по философии истории.


       Том 1. 1 Часть. Юность, отрочество. Смерть отца, казнь брата Александра. Учёба. Революционная деятельность. Жизнь в эмиграции, газета «Искра». Восстания 1905-1907 годы.

                Глава 1. Рождение и юность. Семья.
        Начнём с рождения и семьи. Советские идеологи, а они были все академики и члены КПСС, опубликовав 5-ое официальное издание, «Биография В.И. Ленина», в 1972 году, в предков Владимира Ульянова ввели его деда, Николая Васильевича Ульянова, который прибыл в Астраханскую губернию в 1791 году, якобы как крепостной крестьянин Сергачского уезда, села Андросова, Нижегородской губернии, который поселился на жительство в Астрахани, изловчился там перейти в разряд государственных крестьян, освободился от крепостной зависимости, и стал там мещанином, перешёл в другое сословие, и оказался портным по профессии. Как результат, происхождение В.И. Ленина было объявлено, «из крепостных». Это по социальному статусу, национальное происхождение родителей детей Ульяновых, в советское время замалчивалось, а писатели, которые делали такие попытки, как например Мариэтта Шагинян, попадали в разряд «запрещённых». Современные исследователи ведут род семьи Ульяновых, по мужской линии, от мордвы племени эрзя и от калмыков, а по женской линии, от крещённых евреев и «немцев и шведов», хотя потомственным немцам и шведам переход в православие не требовался, католические и протестантские храмы в России были и вели свою религиозную деятельность.


        Родился Володя Ульянов 10 (22) апреля 1870 года, в Симбирске, ныне город Ульяновск. Он явился на свет четвёртым ребёнком их восьми детей, в семье статского советника, дворянина, инспектора народных училищ Симбирской губернии, Ильи Николаевича Ульянова, происходившего из бедных мещан Астраханской губернии, «мордовско-калмыцкого» происхождения и супруги его, Марии Александровны, урождённой Бланк, происходившей из семьи небогатого помещика, из крещённых евреев Александра Дмитриевича Бланка и супруги его Анны Иоганновны Гроссшопф происхождением из «немцев и шведов».

 
       Илья Николаевич Ульянов, происходивший из бедных мещан, родился в 1831 году, в 19 лет окончил Астраханскую гимназию, с серебряной медалью, в 1850 году поступил на физико-математический факультет Казанского университета, который окончил в 1854 году, со степенью кандидата математических наук, с отличием. Такая была жизнь и такие были возможности у «бедных мещан», по версии исследователей, в императорской России, за 63 года до «Октябрьской революции».

 
      В 1877 году, в возрасте 46 лет, Илья Николаевич получил звание действительный статский советник, это был гражданский чин 4-го класса, он соответствовал чинам генерал-майора в армии и контр-адмирала во флоте, титуловался, «Ваше превосходительство».


      В 1882 году, в возрасте 51 года, Илья Николаевич, будучи директором народных училищ, был награждён орденом Св. Станислава 2-й степени, который давал право на личное дворянство. Всего он был награждён пятью орденами.

 
       С 1883 года старшая дочь Анна, 1864 года рождения, поступила на «Бестужевские курсы» в Санкт-Петербурге, и в этом же году, в Санкт-Петербургский университет был зачислен сын Александр, 1866 года рождения, окончивший Симбирскую гимназии с награждением за успехи «золотой медалью». Детей в Казани, рядом с родительским домом, обучать родители не стали, отправили их в Санкт-Петербург, поближе к высшему обществу и к родственникам мамы. Оба, и сын, и дочь Ульяновых, в Санкт-Петербурге, включились не в светскую жизнь дворянского общества, а в социалистическое, антимонархическое движение, участвовали в демонстрациях, нелегальных собраниях, студенческих вечеринках, в результате чего попали в поле зрения полиции.

 
     У супруги Ульянова, Марии Александровны, в девичестве Бланк, имелись в Санкт-Петербурге родственники, Гроссшопфы и Эстедты, близкие к высшим кругам императорской администрации. Они предупреждали Марию Александровну о «бунтарском» поведении её отпрысков, что заставляло родителей изрядно переживать. Анна и Александр оказались замешанными в государственном преступлении, «участие в организации и подготовке покушения на жизнь императора Александра III».

      
      В 1886 года, 1 января, Илья Николаевич, получив орден Св. Станислава 1-й степени и имея IV класс гражданского чина, «действительного статского советника», получил и «потомственное» дворянство, с занесением в «3-ю Книгу Родословий». Производство в чины выше статского советника, «V класс», к этому времени осуществлялось не за «выслугу лет», а по «Высочайшему соизволению», то есть подписывалось лично императором, кто-то должен был это пожалование «организовать» вблизи императора. Пожалование «потомственного» дворянства было оказано не без помощи родственных связей Марии Александровны, что позволило получить дворянский титул и её детям, хотя все они были рождены в «податном сословии» благодаря указу, снявшему ограничения с детей «пожалованного», изданному в 1874 году. Дворянский титул давал детям ряд льгот при поступлении и обучении в высших учебных заведения, императорской России.


    2 января 1886 года, через 11 дней, после получения «ордена» и «потомственного» дворянства, Илья Николаевич умер на службе, от кровоизлияния в мозг, в возрасте 55 лет. Вероятно, этому способствовали и его переживания от награждения, и от получаемых из Санкт-Петербурга известий, о бунтарском поведении его отпрысков, Анны и Александра. Смерть отца-кормильца не остановили Александра и Анну от участия в террористическом движении «Народная Воля». Трудно понять такое их решение, потому что оно ставило под удар всю их семью. Но они всё это игнорировали, реализуя свои понятия «о долге, совести и чести».


        С матерью, Марией Александровной в Симбирске остались дети, сын Владимир, 17 лет, дочь Ольга, 16 лет, сын Дмитрий, 13 лет, дочь Мария, 9 лет.         Все эти беды семьи легли «тяжким грузом» на плечи матери, Марии Александровны Ульяновой.


      Все дети семьи Ульяновых стали революционными деятелями и занимали, впоследствии, должности в Советском правительстве и в партийных органах «РСФСР» и «СССР».

 
     Мама, Мария Александровна, урождённая Бланк. Родилась в 1835 году, в Санкт-Петербурге, в семье, в то время, полицейского врача, Александра Дмитриевича Бланка, крещёного еврея. В семье у Александра Дмитриевича Бланка родилось 5 дочерей и 1 сын. По материнской линии у Владимира Ульянова было 30 двоюродных братьев и сестёр. Когда Марии было 12 лет, её отец приобрел поместье в селе Кокушкино, в 40 километрах от Казани. Поместье занимало 462 десятины земли, что в пересчёте на гектары равно 503 га земли, и имело 15 дворов, 40 крепостных крестьян мужеского пола. Иметь крестьян разрешено было только при наличии потомственного дворянства. Получить «потомственное» дворянство еврею любого исповедания, по Российскому законодательству, разрешалось при условии, «пожалование по особому усмотрению самодержавной власти» с 1780 года.

 
      В семье Александра Бланка произошла трагедия, его сын Дмитрий, надежда отца, будучи студентом-юристом Казанского университета, покончил жизнь самоубийством, причина самоубийства не была установлена. После реформы 1861 года, освобождение крестьян от крепостной зависимости, поместье сократилось на 130 га, земля отошла освобождённым крестьянам. Делали помещика Бланка беднее и свадьбы его пяти дочерей, всех надо было наделить приданым, для этого приходилось отцу продавать части поместья. После смерти Александра Дмитриевича в 1870 году, остатки поместья были разделены между всеми его наследниками, включая и Марию Александровну.

 
       Трагедии, ранняя гибель членов семьи, имели впоследствии место и во вновь созданной семье Ульяновых, в том числе и из-за наследственности, унаследованной и по линии отца, и по линии матери.


         Мария Александровна стала супругой Ильи Николаевича в 1863 году, в Пензе. Оба они «служили», как тогда говорили, учительствовали в Пензе. Она имела домашнее провинциальное образование, которое позволило ей сдать экзамены на учителя иностранных языков для начальных школ. Поскольку отец её, постепенно разорялся, выдав замуж трёх её старших сестёр, Марии Александровне пришлось «искать место», а вместе с тем и жениха. Для Ильи Николаевича, брак с Марией Александровной Бланк, принёс быстрый рост в служебной карьере, поскольку тесть его, Александр Дмитриевич Бланк, имел связи в Санкт-Петербурге и по своей линии, от своих крёстных графа Апраксина и сенатора Баранова, и по линии своей умершей в 1838 году жены, Анны Иоганновны Гроссшопф.


       Александр Дмитриевич воспитывал своих детей, вступив в гражданский брак с сестрой его умершей жены, Екатериной. Дети звали её тётушкой, хотя она стала для них матерью.


      В 1869 году, Илья Николаевич Ульянов, был зачислен на службу во вновь учреждённую организацию, инспектором народных училищ, с переездом на службу в город Симбирск, город на волжском берегу с населением 27 тысяч человек. За 8 лет службы, Илья Николаевич выслужил чин действительного статского советника, что соответствовало воинскому званию генерал-майор, стал титуловаться «Ваше Превосходительство», получил пять орденских наград. По смерти Ильи Николаевича, в 1886 году, Мария Александровна, в этом же году стала получать пенсию, в связи с кончиной супруга, в размере 100 рублей в месяц, что по курсу сегодняшнего дня приравнивается к 120 000 рублей, на банковском счёте Ильи Николаевича осталось 2000 рублей, около 2,5 миллионов современных рублей.


      В 1869 году в Симбирской губернии числилось 462 народных училища с количеством учащихся свыше 10 тыс. человек, из них не более 90 училищ, соответствовали нормативным требованиям, остальные пребывали в жалком состоянии или числились только на бумаге, финансирование их осуществлялось не государством, а от «земства», местными сборами и благотворительностью.


       Здесь, в Симбирске и родился Володя Ульянов, в апреле 1870 года. В Симбирске, в Мариинской женской гимназии, учились его старшая сестра Анна и сестра Ольга.  В мужской классической гимназии обучался Владимир Ульянов. Фёдор Михайлович Керенский, отец Александра Керенского, был одновременно и учителем, и директором обеих гимназий, и женской, и мужской. Две семьи, Ульяновых и Керенских, встретились в Симбирске, были дружны, помогали друг другу. Симбирск позже, при советской власти был переименован в Ульяновск.


     В 1878 году семья Ульяновых купила и переехала в собственный дом, на Московской улице. Девять лет они снимали помещения в частных домах. Дом был куплен за 4 тысячи рублей и записан на Марию Александровну. При нем был большой зеленый двор и обширный садик, фруктовый. Участок при доме тянулся на целый квартал, и калитка в заборе сада давала возможность выйти на Покровскую улицу. Рядом протекала река Свияга, где дети Ульяновых купались. Кроме надворных построек - конюшни, каретника, бани и других хозяйственных построек, на участке при доме был небольшой флигель.


     Обучаясь в гимназии Владимир Ульянов пользовался покровительством директора гимназии. За свои проступки, такие как, он подговорил своих товарищей одноклассников устроить коллективный протест против плохих обедов в пансионе, где жили гимназисты, чьи родители оставались в своих имениях. Гимназисты отказались есть «вчерашние» котлеты. Сам Владимир, в этом пансионате не кормился. Расследовав «бунт», Фёдор Керенский Владимира Ульянова не наказал, мог и отчислить его из гимназии. Не пострадал Ульянов и когда организовал бойкот гимназисту-доносчику. При том, что действительный статский советник Фёдор Михайлович Керенский был строг. Из 26 учеников, начавших вместе с Володей Ульяновым обучение в гимназии, только пятеро достигли выпуска.


   Александр Фёдорович Керенский, родился 22 апреля (4 мая), 1881 года, в Симбирске, на 11 лет позже Владимира Ульянова. Мама Александра, Надежда Адлер, дворянка немецко-русского происхождения. Папа Александра, из семьи священнослужителей, переучившийся, после окончания Пензенской семинарии в Казанском университете на историка-филолога, и ставшего преподавать русскую словесность, педагогику, латинский язык. Фёдор Михайлович так же стал быстро получать гражданские чины и продвигаться по служебной лестнице, как и Илья Ульянов, после вступлении в брак с Надеждой Адлер, в Казани.

 
    Предки Александра Керенского, по женской линии его матери, расписаны до 15 века, от московских купцов Калмыковых. Предки по линии отца его матери, в девичестве Адлер, в свободном доступе отсутствуют, нет предков, хотя отец Надежды Адлер был полковник, военный топограф, числился при Генеральном Штабе, имел дворянское звание. Это наводит на размышление, почему-то была необходимость их, предков полковника Адлера, сокрыть. Это «сокрытие», привело к многочисленным спекуляциям о наличии еврейской крови в роду матери Керенского, вплоть до версии об усыновлении Александра Керенского от осуждённой к смерти, за участие в покушении на императора Александра II, террористки Геси Гельфман.


      Владимир Ульянов, после окончания гимназии, имел в своём аттестате единственную оценку 4, по логике, поставленную ему преподавателем и одновременно директором гимназии, Фёдором Керенским. Это не препятствовало получению наградного знака «золотая медаль». Когда Фёдора Михайловича по службе пытались обвинить в покровительстве брату государственного преступника,который также стал участником протестных студенческих выступлений, он отвечал тем, "Владимир Ульянов дисциплинированный, успевающий молодой человек, подверженный умоисступлению, попадая под воздействие "панургова стада", стада слепо подчиняющееся своему вожаку-предводителю".


     Семьи Керенских и Ульяновых в Симбирске связывали дружеские отношения, у них было много общего в образе жизни, происхождении, положении по чинам гражданской службы, интересам. Очень хорошо общались и их супруги. Фёдор Михайлович, после того как умер Илья Николаевич Ульянов, принимал участие в жизни детей Ульяновых. В 1887 году, уже после того как был арестован и казнён Александр Ильич Ульянов, он дал Владимиру Ульянову положительную характеристику, которая позволила Владимиру быть зачисленным в Казанский университет, несмотря на то, что он был братом государственного преступника и зачислению в Университет не подлежал.


        Александр, в детстве, перенёс туберкулёз бедренной кости. После операции мальчик полгода был вынужден провести в постели и затем долгое время не снимал металлического, кованого сапога с грузом. Владимиру Ульянову было в это время 16 лет, и он навещал маленького Сашу дома, читал ему свои любимые книжки, «Хижину дяди Тома», рассказы об индейцах, Пушкина, Лермонтова, Диккенса. Эти месяцы, которые мальчики провел за чтением книг, очень сблизили их и повлияли на всю их дальнейшую судьбу.


        Всё таки, Фёдор Михайлович Керенский был перемещён по службе, с мая 1989 года, на должность главного инспектора народных училищ Туркестанского края.


    В 1899 году Александр Керенский с золотой медалью окончил Ташкентскую гимназию, куда по службе был переведён его отец, и Александр поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.