Бог шельму метит

Михаил Полев
                Из цикла «Сельская мистика середины прошлого века»
                По мотивам рассказов Анны Корнеевой.
                Иллюстрация Анны Корнеевой.
В старину уклад жизни был совсем иной, чем теперь. И семьи были в основном большими, и хозяйство вели вместе. Иначе не выжить было. Да и землицу не обработать в одни руки. А миром все легко. И хату построить. И жнивье убрать, и зерно обмолотить. Но и подчиняться приходилось всем старшему в семье. Самому мудрому, да сильному.
Вот и в семье, про которую рассказать хочу, была такая же система построена. Хозяин с женой, три сына да снохи-невестки с детьми. И место всем находилось для сна и размещения. Кто на печи, кто на полатях, кто на сундуке нагольном. И полом не брезговали. А летом и под кроватью, где от мух ветродуй был.
Но третий сын был в солдатах. Жена его жила здесь же, со всеми вместе и была самой беззащитной в семье со своим сынишкой.
Как что не ладилось по хозяйству, все другие снохи на нее переводили. А дети ихние свои проказы на парнишку того сваливали.
А мужской защиты не было. Если только свекр по справедливости рассудит, да не во всем и он уследить мог. А свекр был единоличным хозяином. И хозяйство вел, и слушались его, и подчинялись беспрекословно. И финансы свекр вёл. Деньги то есть держал и распоряжался ими. И носил все время на себе в мошне, мешочке особенном, к поясу подвязанном...
И вдруг мошна с деньгами пропала у деда. Дело неслыханное. Отродясь воровства в семье не наблюдали. А тут беда…
Устроил свёкр допрос. Кто да как посмел похитить у него, так как лишь на печи он лежал это время и из дома никуда не выходил.
Но дети малы и несмышлены, чтобы воровство такое дерзкое учинить. А невестки, что при мужьях, стали на солдатку наговаривать, что мол больше некому... Чтобы от себя подозрение отвести.
Но дед умудренный был и сплеча не рубил. А в натуре женской невесток своих склочных хорошо разбирался.
 Решил дед в соседнее село съездить к ясновидцу. А с собой, чтобы в пути не скучать, взял мальца солдатки. Мороз был сильный, мальчонка замерз в санях, ну и дед по приезде к ясновидцу послал его в дом, а сам лошадь стал привязывать да сена ей подкинуть задержался.
А надо сказать, существует поверье такое, что детей до семи лет вся нечисть не видит.    И вот мальчик стал свидетелем такой картины. Хозяин, впустив его в дом, открывает половицы и свистит в подпол.
   А оттуда вылезает лохматое чудище, которое ясновидца всегда наущало его провидениям за счет своего таланта бесовского, и говорит, что мол приехал к тебе дед, и что тот дедуля слазил с печи и у него отвязалась мошна с деньгами, и упала в лохань в которой было пойло для коровы.
Корова-то и проглотила ту мошну, когда ей лохань с пойлом вынесли. Но ты скажешь, что это солдатка взяла деньги, пусть свекор её выпорет, а она уже и так отчаялась без вины виноватой быть, и думает на себя руки наложить. Он её запорет, либо сама она с жизнью счеты сведет, а еще одна душонка наша будет…
Так и сделал ясновидец, оклеветал солдатку. Всю дорогу дед гнал лошадь, грозясь запороть невестку.
А малец сзади в санях дар речи потерял от страха и несправедливости.
Приехали домой. Мальчик, наконец, в себя пришел и все деду рассказал. Надо сказать, что хоть и строгий был дедуля, но справедливый. Да и трудно было не поверить внуку. Жаль было корову, но денег много проглотила, да и хотел разобраться хозяин с этой историей. Зарезал корову, а мошна действительно в ней оказалась.
Купил дед от радости мальцу подарок на ярмарке, когда телку новую покупал взамен коровы. Невестке, не по вине обиженной наветами, платок красный…
А на снох вздорных лишь посмотрел косо… Ругай их, не ругай… А и работать кому-то надо…
Пусть их свои мужья уму-разуму учат…