Газетная проза. Прощание на пирсе

Борис Ильич Комиссаров
Репортаж

Всякий раз это зрелище волнует по-новому. Вот и сейчас… Два белых красавца отправляются в путь по вольной Шилке-реке к Амуру-батюшке. А стоили они не только те  самые тысячи рублей, проставленные в бухгалтерских сводках. Не исчислить забот и тревог людей разных профессий, пока десятки и сотни узлов и секций не встали и не закачались на волнах в виде этих двух речных буксиров-толкачей.
Спустили их на воду. Вначале один, затем другой. Но на этом заботы не кончились. Окончательная достройка, испытания судна на воде – все еще было впереди. А тут вода в реке спала. Вот-вот должна приехать из Хабаровска комиссия, забрать буксиры к себе на сдаточную базу, а Шилка обмелела. Срочно пришлось поднимать суда на понтоны, чтобы не сесть где-нибудь на мель.

Горячие дни сменялись не менее горячими ночами. Под лучами прожекторов трудилась бригада судосборщиков Александра Федоровича Бумажкина. Конечно, ни директор завода, ни начальник повыше не заставил бы их работать после того, как они уже отстояли смену. Но их не заставляли. Бригадир Бумажкин агитировал не словами, а личным примером. И судосборщики понимали и оставались на ночь для того, чтобы снарядить свое детище в дальний путь.

В бригаде молодого коммуниста Владимира Калмыкова пять человек. И все пятеро учатся в заводском филиале вечернего техникума и школе рабочей молодежи. Но и их долго уговаривать не пришлось. Не считаясь со своим свободным временем, которого у рабочих этой бригады действительно не было, они третий раз подряд дружно оставались на ночную работу.

Также было и в бригадах Семена Журавлева и Вадима Макарова.
В это же время в нескольких сантиметрах от воды, уносимой мощным речным потоком, накрепко приваривали понтонные крепления к обоим буксирам сварщики В.М. Слынько, В.М. Хромовских, А.Р. Гордеев.

Напряженно трудился весь участок стапельной сборки мастера Владимира Андреевича Редрова. Не отставали и такелажники с участка мастера Михаила Иннокентьевича Самойлова.

Два дня на одном из буксиров работала приемная комиссия. Ответственный за сдачу Александр Алексеевич Горбунов теперь говорит, что серьезных замечаний не было, судно получило хорошую оценку. А ведь волновался как никто другой. Правда, буксиру  предстоит еще контрольный выход в Хабаровске. Только тогда будет подписан официальный акт.

…А на пирсе многолюдно. Мало кто находится в помещениях, протянувшихся вдоль реки. Все на берегу, хоть и поеживаются от холодного пронизывающего ветра, который говорит за то, что скоро, звеня и переламываясь, поплывут по Шилке тонкие льдинки – шуга…

Отплытие назначили на два часа дня, но, как всегда бывает при поспешных сборах, оно затягивается.

Сосредоточенно ходит по пирсу начальник стапельного цеха Павел Дмитриевич Егоров.

Вид озабоченный. Лицо без улыбки. Он ведет меня на буксир, в котором знает каждый поворот извилистых ходов.

Заходим в капитанскую каюту, заглядываем в спальную комнату. Я, пользуясь случаем, испытываю мягкость диванов в приемном «покое» капитана. Хорошо!

Но вид пока нежилой. На гардины еще не повешены занавески, пустая, без матраца, кровать поблескивает железом… Впечатление, будто дом построен, но квартиры  не заселены.  Но вот-вот зазвенит веселым праздником новоселье. Поднимаемся с Павлом Дмитриевичем наверх,  и здесь он оживляется, хотя, я уверен, не один раз бывал возле пульта управления кораблем. Но отсюда открывается необыкновенная круговая панорама. Водная гладь расплескалась вширь и вдаль. И гордый корабль стоит среди сопок, покрытых уже бледно-пестрым багрянцем осени.

Под нами, на пирсе, снуют люди, много людей. Перед отходом буксира трудовой ритм все более учащается. Появляется и снова куда-то исчезает главный инженер завода Арнольд Павлович Лайд. Озабоченный чем-то, прошел по пирсу и скрылся в одном из помещений директор завода Петр Петрович Похитонов. Над головами собравшихся раскачивается на стреле крана увесистый якорь.

Такелажники затаскивают на буксир холодильник «Зил», затем стиральную машину. Несут полосатые матрацы. В толпе на пирсе улыбки, смех, прорывающиеся сквозь деловую озабоченность. И никто не может скрыть грусть. Ведь сейчас уйдут последние суда, пирс опустеет и не будут качаться на волнах, заслоняя берег, красавцы-буксиры, построенные руками этих людей. Рабочие, бригадиры, весь итээр переберется на зимние квартиры, в эллинг.

И сматывают уже электрики кабели, которые больше не нужны: на построенном корабле смонтировано свое освещение.

И вот народ подался как-то враз вперед, к деревянным креплениям пристани.
Подведены тросы под трапы. Поднялись стрелы двух кранов и затрещали два трапа, убираемые с двух буксиров.

Из динамиков, что на одном из буксиров, раздается:

- До свидания, до свидания!

На флагштоке гордо реет красный флаг – флаг Родины. Несколько ребят-судостроителей не покинули буксир и машут рукой стоящим на берегу. В ответ им несутся смех и шутки.

Старый буксир, пришедший из Хабаровска, раза в три ниже ростом, чем эти два, построенные  сретенскими судостроителями. Но, оказывается, и буксиры можно брать на буксир! Капитан делает красивый плавный поворот и выводит караван судов на фарватер вниз по течению. Из репродукторов вновь раздается:

- Счастливо оставаться!

Два коротких гудка – низкий и высокий. А затем двойной надрывный и густой бас. С берега взметнулись в прощальном приветствии руки. А гудки все сильнее рассекали просторы над Шилкой, все дольше и настойчивей будили и без того бушевавшие чувства.

Люди видели, как навстречу медленно прошел пассажирский теплоход «Агат», совершающий рейсы между Сретенском и поселком судостроителей – Кокуем. И, будто в тоске по большим речным дорогам, завыл сиреной теплоход, приветствуя своего большого собрата. Протяжно ответил ему передний красавец-буксир.

И даже поезд, вынырнувший из-за поворота, долго гудел, радуясь рождению нового корабля. Ибо хоть и железнодорожником являлся машинист, а почувствовал в буксире дальнего родственника своего паровоза, увидел в нем хозяина речных дорог.

Б.КОМИССАРОВ.

(Газета «Советское Забайкалье»
за 7 октября 1969 г.).