Простимся тихо, помолчим

Нина Ганьш
Страничка из дневника.

Август 1974 года.  До свиданья, моя деревня!

Вот и закончился отпуск, хорошего помаленьку! Пора уезжать из родительского дома: нам с сестрой Диной в далёкий Казахстан, старшей сестре Тамаре с нашим гостем Николаем Чайковским на Украину. Раскидало нас по стране...

Пожалуй, это был самый лучший отдых в родной деревне: мы встретились со своими тремя братьями, пообщались с папой и мамой, мы походили в лес за грибами и ягодами, мы купались, ловили удочками рыбу, вечерами до полуночи жгли костры и пели песни, мы полноценно радовались жизни, ведь мы молоды и поэтому - счастливы!
      
В последний вечер мы все вместе с папой и нашими детьми ещё раз сходили на реку. Снова развели костёр - прощальный костёр...

Николай читает своё стихотворение... Ах как грустно! У меня даже слёзы навернулись на глаза...
Я достала уголёк с пепелища нашего костра, - пожалуй, возьму с собой на память в Чимкент... Вот и всё.


       ***
Простимся тихо в светлый час,
Пока над спелыми полями,
За облаками день пылая,
В вечерней смуте не угас.
Простимся тихо в светлый час.
               
Простимся тихо, помолчим,
Как перед жатвою колосья,
Как предзакатные лучи,
Как меж друзьями повелося,
Простимся тихо, помолчим.
 
            Н. Чайковский

         
                ***               
Предчувствуя разлуки неизбежность,
Надежду я ищу в туманном взоре,
Где борется отчаянно так нежность
С ещё не наступившим горем.

И я гляжу с доверчивостью прежней,
Хоть знаю, что наступит скоро
Огромная, как полночь, безутешность,
И я её ничем не переспорю.

Но не хочу ни словом и ни жестом
Я омрачать счастливую минуту
И пью своё последнее блаженство,
Как смертники из чаши пьют цикуту.

              Н. Чайковский.
             
          
Мы собираем детей, складываем сумки... 

Утро солнечного дня. Мама везёт нас на лошади в райцентр до автовокзала. Полная повозка народу, только мы с Колей идём пешком вслед за ней по широкой песчаной дороге, по обеим сторонам которой густой лес (бор) из корабельных, высоких  стройных с розовыми стволами сосен...

Два часа общения, нашим разговорам не было конца, нам хотелось, чтобы как можно дольше не кончалась дорога! Коля не сводит с меня взгляд:

            
           ***
Я не могу тебя запомнить,
Хотя дышу - не надышусь.
Вдохну - и так тобой наполнюсь,
Что даже выдохнуть боюсь.
 
Я не могу тебя запомнить,
Хотя гляжу - не нагляжусь.
Как звёзды носит в небе полдень,
Так я тебя в себе ношу.

От этой горести легко мне,
Как тень за облаком, бегу
И не могу тебя запомнить,
Но и забыть уж не могу.

              Н. Чайковский.

 
-- Почему я не приехал к тебе в Кириллов тогда, когда ты была студенткой? Ну почему? - спрашивает Коля.
 
-- Значит, не судьба, - отвечаю я:

-- Хотя я тогда мечтала, что ты приедешь и мы познакомимся, ты же мне писал об этом... И в то же время боялась, что ты разочаруешься во мне... Письма – это совсем другое, по ним не узнать человека...               
               
               
             ***    
Тише, чалая, вожжи не рви,
Не растряси торопливые дроги,               
Дай мне пройти по последней дороге,
Грустной дороге первой любви.
               
Лес, не шуми и меня не зови –
Я не вернусь в опустелые чащи,
Песней с тобою дай распрощаться,
Песней последней первой любви.

Милая, плакать не надо, пойми –
Это в крови разгорается осень
И выжигает последние слёзы,
Слёзы последние первой любви. 
         
        Август. 1974.  Н. Чайковский



Прощаясь со мной у вагона, Коля горячо обнял, прижал к своей груди и поцеловал  в щёку. В этот поцелуй он вместил всю свою печаль и нежность.

-- Я буду писать тебе на почту до востребования... Пиши мне, Нинушка! Пиши!

-- Я люблю тебя... люблю! - напоследок на ухо шепнул мне Коля.
               
               
             ***   
Как летний ветер по полям
Летит и золото волнует,
Так я дыханью волю дам,
Целуя прядь твою льняную.

И летний ветер удержать
Нельзя: ему – простор и воля
Лететь, волнуя это поле,
И этим золотом дышать.

            Н. Чайковский.   
               
             
                ***               
Уронит ли бор прошлогоднюю шишку,
Не выдержит тяжести ль высохший сук –
Скорее не слухом, а сердцем я слышу
Печальную мессу в осеннем лесу:

А вдруг и ему эти слёзы сухие
В безветрии полном забыть не дают
И летние ливни, и грозы глухие,
Что тоже как птицы умчались на юг.
               
       Н. Чайковский.  Август 1974.
               
             
         ***         
Слева - лён зелёный,
Справа – зреет рожь...
Юный и влюблённый
Ты межой идёшь,

Но за синей птицей
Путь тебя увлёк –
И засох в петлице
Синий василёк.
               
Снова – лён зелёный,
Снова зреет рожь...
Старый и влюблённый
Ты межой идёшь.
               
- Где же твоя птица? –
Шепчет василёк.
- Снится, милый, снится! -
Путь её высок...

Василёк в петлице,
Лён шумит и рожь.
Вдаль за синей птицей
Снова ты идёшь...
               
         Н. Чайковский.  Август 1974.