Сильная писатель была права даже в числе

Полина Чернышева
Когда Людмила Евгеньевна Улицкая сказала, что отставание России от других развитых стран составляет сто пятьдесят лет, я подумала, что она, при большом моём уважении, всё же преувеличивает.
То есть ошиблась примерно на девяносто
(а значит просто давала интервью в расстроенных чувствах).
Мой диагноз родной стране, который с таким трудом "ставила", столько лет собирая анамнез, был значительно более оптимистичным - шестьдесят.

И то, учитывая огромные территории и количество конфессий.

Чувство дружелюбного несогласия конечно не помешало броситься в сети с целью защитить одного из трёх сильнейших писателей современности
(в значении: никогда не плюющих на чужую человеческую боль.

У нас их, в общем-то, и правда немного.
Когда говорю про трёх, имею в виду стабильно добрых.
Из тех, кто Большую Книгу получил.
Но я не всех читала...много и подробно. Всего семерых.

Сейчас очень важно не соврать ни в одном слове).


Затем в моей жизни случился личный кризис. Связанный с насилием.
А художественная литература перестала помогать вообще.

И я обратилась к учебникам по истории. Они успокаивают.

Решила дочитать любимого автора - Семенникову Любовь Ивановну.
А точнее: прочитать заново.

Читаю, читаю. Но иногда и телевизор смотрю. Вдруг поможет?
Скажем, канал с названием "Спас ТВ".
Я конечно много уже чуши по нему слышала, достойной отдельных заметок, но мало ли...

Включаю в один такой мысленный раз этот канал, только закрыв книгу, - и узнаю о проекте закона о защите от домашнего насилия.
Узнаю в такой форме, что сразу и не опишешь.


Надо сказать, что с именем Оксаны Пушкиной у меня связана одна история.
Я тогда писала заметку "Заберите меня отсюда" (посёлок "Литвиново", дом 14, кв. 98).
В квартире 102, прямо надо мной, жила семья, которая каждый день, каждый божий день, унижала своего ребенка. Громким криком, обзывательствами и иногда швырянием предметов.

Я жила там почти год.
Сначала бегала в церковь.
Потом писала в сети.
Потом пошла к ним.

В пограничных состояниях психики я разбираюсь неплохо.
Опыта достаточно.
Он и подсказал мне, что с матерью договориться уже поздно. А с отцом просто не надо.
Чтобы появился хотя бы малюсенький шанс переключить его (папу) с сына.
(Серьёзней болела там мать. Прошу обратить внимание, что это не заметка про мужчин, от которых надо защищать).

Когда вернулась в Москву - тема продолжала мучить.
Мне казалось, что ничего не сделала, чтобы помочь.

И я решила написать Пушкиной. Уполномоченной по таким делам.
Потом одёрнула себя: чего она может сделать?

Оказывается может.

Если дадут.


Потому что в стране, в которой на православном канале утверждается, как вреден упомянутый закон.

В стране, в которой "Спасает телевидение", которое провозглашает, что термин "абьюзинг" - лишь модное словечко западных психологов, помогающих дамам, которых "купили", отнимать имущество у мужчин.
В стране, в которой мозг женщины, утверждающей это, даже не может охватить настоящую и всем абсолютно известную текущую ситуацию с исполнением законов в России.
Что они принимаются не против "богатых" и "знаменитых", против которых бессильны (вспомнить хотя бы оставшимся рукопожатным актера, избившего ни одну свою жену; или ведущую, запускающую утки для пиара своей личности, что её били, хотя её никто не трогал - не понимающую, как от этого пострадают неизвестные женщины),
а для того, чтобы через длительное время, после окончательного внедрения в сознание общественности, появился хотя бы маленький шанс защитить тех, кто никогда, никогда! не слышал и ничего не знает о термине "абьюзинг"; тех, кто подвергается такому чудовищному насилию без всяких синяков на теле, что мгновенно вытесняет это из памяти -

существует отставание в триста лет,
подтверждённых историческими документами, доказывающими влияние на развитие общественной мысли именно религии. И именно в той форме, в которой в течение этого срока она господствовала на нашей территории.

Грустны и обоснованы причины защиты православия в неизменяемом виде бедными слоями населения... Были.
Думала раньше я.


И так, к слову. Хотя я прекрасно понимаю, что разделяющие мою точку зрения это всё прекрасно знают. А не разделяющие отстают в знании истории ещё больше,
чем я, только недавно полюбившая читать учебники. Только в зрелом возрасте ощутившая, как интересно читать книги, в которых делается акцент на фактах, а не на обвинении кого-то в чём-то.

Тем не менее, к слову.

Люди, прошедшие через насилие, любого рода.
Чаще всего не понимают, что произошло на самом деле.
Они ни в чём не винят родителей.
Они не бросаются в полицию с заявлениями.

Но самое важное (а за эти слова я уже ответила родной кровью в буквальном смысле) - их больше десяти, а иногда и двадцати лет пытаются откачать психотерапевты, чтобы они осознали, что имеют право говорить "нет" абьюзеру.

Если с психотерапевтами повезёт.
Если не покалечат ещё сильнее, пытаясь уложиться в более краткий срок.


Так вот, только через много лет люди даже с высшим образованием, даже с детства интересующиеся религиями
(включая язычество, несколько более уважительное к женщине, чем принято считать знакомым только с обрядом сожжения жён и наложниц вместе с погибшим мужем) отчётливо понимают, что с людьми, применившим или применяющим к тебе насилие, можно не общаться, даже если:
их жалко
очень жалко
очень-очень сильно жалко
ты испытываешь стыд
парализующий тебя стыд
вину
огромную вину
почти раздавившую тебя вину

и этот круг замыкается больше тридцати лет -

ты имеешь право не общаться.


Вообще.

Или до тех пор, пока не перестанешь испытывать страх и мучиться хотя бы половиной пунктов вышеприведённого списка.

Для чего его надо сначала осознать.

На что и уходят десятки лет.

А также ты имеешь право на защиту тебя обществом. Кем-то, кто разрешит тебе больше не страдать.

Но объяснить это "глубоко православной женщине", то есть ограниченной в свободе
выбора и круге общения настолько, что очень хочется кого-то так же ограничить, - невозможно.

Да и зачем?



Я весь этот год думала, что же мне делать, если не поддерживаю никакую точку зрения.
Ни тех, кто кричит, что религия - это мракобесие.
Ни самих мракобесов.

А потом прочитала, что проект закона Пушкиной писали, в том числе, и православные верующие.

И сосредоточилась на единственно возможном ответе:
делать свою работу хорошо.

А чтобы её делать хорошо - иногда надо и доверять словам тех, кто в ней лучший (писатель, а не законотворец).


P.S.

Мне помогли:
текст М.М. Жванецкого о Конституции
и высказывание, которое приписывают Ванге:

"Будущее принадлежит добрым людям.
Они будут жить в одном прекрасно мире,
который сейчас нам даже трудно представить".