21. между двух. 1983, август-ноябрь

Евгений Зинин 2
Странное заглавие, не правда ли, Читатель? Ничего, ничего, привыкай. Это не между двух огней, дорог, ног и стульев, это между двух конкурсов самодеятельной песни!
С августа по ноябрь мы дико готовились к первому официальному. Не разрешили нам ни в горкоме, ни в ЦДК назвать его вторым. Всем вдруг захотелось попочивать на лаврах организаторов ПЕРВОГО. Надо  отметить, что они не были оригинальными. В 1985 году свой  первый (областной) фестиваль «провел» МДСТ, в 1996 г. первый фестиваль бардов и поэтов провёла газета «Рудный Алтай», а в 2000 г очередной первый (международный) фестиваль «Алтайская струна» совместно с Зелёной каретой организовала и провела руководитель театра авторской песни «СВиФТъ» Света Волкова. Можно ещё вспомнить первый фестиваль Сергея Батехи. Об истинных первых – см. небольшое есце на предыдущей странице. Провели оргсобрание, разделили сферы влияния. За горкомом закрепили средства массовой информации (объявления на TV и радио, реклама, афиши, корреспондента от газеты на концерт), рассылку Положений о проведении конкурса, грамоты, призы и председателя жюри. ЦДК давало зал (малый) на 3 часа для финального концерта, один микрофон, два человека в жюри и фотографа на второй день. За нами оставили всего ничего: прослушивание под «руководством» горкома, отбор исполнителей, рассылку Положений по неформальным объединениям (турклубы, персональные приглашения), расклейку афиш, разноску приглашений, сбор заявок, порядок в обоих залах, проведение первого дня конкурса, аппаратуру для зала первого дня, магнитофоны для записи концерта, фотографирование. А также чайхану, своих выступающих, своих зрителей и оформление обоих залов. Бескорыстное общежитие отдавало нам свой зал на весь день.

Как-то незаметно пролетели и сентябрь, и октябрь, мы попутно провели ещё два довольно крупных мероприятия: встречу с турклубами, посвященную всемирному дню туристов и с местным киноклубом, в день кино.
И вот, накануне фестиваля, мы вдруг поняли, что надеяться мы можем только на себя. Афиш горком не заказал. Положения о проведении фестиваля помощник КПСС отослал только в ДКМ и в штаб комсомольского актива. Газеты дружно промолчали. Председатель жюри вообще не явился на открытие. Накануне мы позвонили на радио и TV, оказывается они не в курсе. Безотказная Вера Лазарева на свой страх и риск дала-таки объявление в вечерних новостях, да и на радио тоже нашлись связи. Наши специально обученные люди до отказа загрузили телефонную сеть, приглашая своих друзей и близких.

29 октября зал был полон. Тюменцева объяснила нам, что открывать фестиваль положено общей песней. Ею оказалась «Голосом звонким» Г.Дикштейна. А первым конкурсантом стал Володин, как всегда выдавший уровень. После него уже невозможно было выступать плохо. Выступающих было человек 20. Из них – половина авторов, со своими произведениями. Володин, Танзиля, КБС, А.В.Богданович, Красиков, Чечин. Из Лениногорска приехал Юра Болденков. Ещё одного автора – Эдика Щикоту приволок Валера Голых. Пришёл и Коля Токарев – из тех, кого мы привлекли на первом, августовском пленуме КСП. Он весьма классно играл на гитаре классические произведения. Мы не стали отстаивать чистоту жанра, а допустили его до конкурса, где он взял приз за лучшее владение инструментом. Это так на него подействовало, что он ещё долго не терял с нами связь, и порой выручал нас, когда на каком-нибудь заглотном выступлении было некому петь. Штаб комсомольского актива прислал своего руководителя, Сашу Корниенко, человека огромной энергии и воли, во многом сделавшего  штаб, от костра которого вышли многие замечательные люди. Он убил всех песней «Про подъезд», оказавшейся песней Ланцберга «Я оставлю тебе» с народной, штабовской музыкой. Там действительно где-то встречается это слово. «Подъезд» он пел в дуэте со Светой Голубятниковой. Сейчас у Светы неплохое музыкальное образование, и поговаривают, что лучше неё песни Володина никто не поёт.

От ДКМ пришло трио под названием «Надежда» под руководством Милы Мураховской. Выступали они на конкурсе далеко не в своём амплуа ; в ДКМ у них был совсем другой, утверждённый инстанциями репертуар, а здесь они отдыхали, пели то, что им хотелось. Они сначала уложили зал спать под песни Вероники Долиной, а потом вновь уложили – от смеха, спев заводной шлягер «Атос, Портос и Арамис однажды в баню собрались ». Во время выступления они вытворяли что хотели, кричали, кидались мочалками, дрыгали ногами, беспричинно хохотали, танцевали, ни на мгновение не забывая о раскладке на голоса. Так мы обрели для себя Лену Титову, ныне Воробьёву – солистку трио, человека, без которого нынешний Клуб был бы просто другим. Не лучше, не хуже, но – другим .

 
Из исполнителей запомнился Боря Невзоров и братья Левитанусы. Одному из них – Саше помогала Люда Высотская, ныне Левитанус .
Самый молодой участник – Санька Володина выступала с папой, спев две песни про летающие тарелки.

Жюрила, к счастью, Нина Белая. Вместо председателя из горкома. К вечеру стало ясно, что конкурс получился на высшем уровне, а также ясно, что ни грамот, ни тем более призов, обещанных горкомом, не будет. Горком закрыт по случаю субботы. Из телефонного звонка домой одному ответственному товарищу нам было сказано, что и грамоты, и призы мы получим ... через неделю, так как наш конкурс проходит в ознаменование, а оно-то как раз именно через неделю (после 7 ноября ) как раз и воззнаменуется. Я тогда сказал, что ни один человек через НЕДЕЛЮ никуда не пойдёт. Вспомнили опыт настоящего ПЕРВОГО, а теперь уже видимо нулевого конкурса и за одну только ночь с помощью Оли Горских и Алёны Аксёновой, предложивших свои услуги, были нарисованы свои самодельные грамоты. Всем лауреатам. Без воззнаменования. С призами помогла Галя Арбузова, методист ЦДК. У неё оставались игрушки от детского праздника. На нашем безрыбье вручали их. Первый лауреат получил плюшевого мишку, трио «Надежда» ; дипломанты конкурса ; по погремушке. Соответствующие «призы» получили все остальные участники.

На второй день появился обещанный председатель вчерашнего жюри. Он потребовал, чтобы ему показали программу заключительного концерта, но концерт в это время уже перевалил за середину. Не взирая на строжайший запрет петь ТОЛЬКО то, что накануне было заявлено, почти каждый участник, выступая, добавлял что-нибудь этакое. Красиков спел свои «Имена», Чечин – «На далёкой Амазонке двое справа ; это мы», а Иванченко вместо «Что знать могу я о войне» выдал злющую пародию на «Машину времени» и «Выпей свой бокал» на одну из мелодий тогда опального «Jesus Christ Superstar». При этом он настолько правдиво изобразил на сцене отрицательный персонаж, с позицией которого он принципиально не согласен, что лично мне, например, захотелось срочно закусить его песню солёным огурчиком. Дядя с горкома ничего супротив этого не смог сделать, так как сам залез от смеха под кресло.

Конец вечера был слегка смазан. Мы совсем забыли про Юру Болденкова ; по неопытности не включили его выступление в финальный концерт. Юра уехал обиженный. Год потом мы улаживали этот инцидент.

Пресса и на этот раз набрала в рот воды, ещё бы ; лауреаты отказались от призов, устроили чёрт знает что на сцене, вместо официального концерта, оказывается, накануне устроили незалитованный на целый день, неизвестно где.
Зато Вера Лазарева сделала о нас передачу, пригласив всех лауреатов в студию. Одному Богу известно, каких трудов ей это стоило.