Жаркое лето 1943-го...

Сергей Виниченко
1 июня 1987 года из урочища Татарского на запад по старинному казачьему тракту отправился большой отряд школьников Ленинского района, проходящих военно-полевые сборы в пионерском лагере «Чайка» у села Пресногорьковка.

 Марш  был задуман штабом сборов как поход к месту катастрофы боевого самолета, произошедшей в далеком 1943 году. Расстояние до цели составляло более двадцати километров по лесостепи в сильную жару с полной боевой выкладкой – макеты автомата, противогаз, гранаты, форма и кирзовые сапоги.

Даже для бывалых военруков такой марш-бросок был тяжелым испытанием. Часть школьников остались в лагере нести караульную службу. В основном это были ученики школы райцентра. Несколько дней назад они пришли пешим маршем из Ленинского, вел их пограничник Василий Николаевич Москаленко. Многие сильно растерли ноги и не были способны на длительный марш. Две сотни учащихся показали себя мужественными и стойкими в этом походе – никто не жаловался на трудности, двигались организованно, часто сверяя путь с картой и компасом, помогал и бинокль.

 Солнце было высоко в зените, когда передовой отряд под командованием  Виктора Александровича Дербилова вышел к цели – к месту падения самолета. Яма, окруженная мощными березами, ржавая рама самолета, куски плавленого дюралюминия – вот и все что осталось от военной трагедии жаркого лета 1943 года. Уставшие школьники с интересом слушали рассказ очевидца Александра Алексеевича  Бобрешова (1925 – 1995 г.г).  С его слов получалось, что самолет попал в грозу и упал от удара молнии. Поиски самолета организовали не сразу – на третий год войны в селе остались одни женщины, работавшие на сенокосе. Лишь через несколько дней нашли висевшего на березе летчика – тело качалось на стропах парашюта, голову оторвало при ударе о дерево. Почти сразу обнаружили и место падения самолета.
 
Богоявленцы собрали останки трех сгоревших летчиков и похоронили в селе. Автор слышал рассказ о том, что председатель колхоза, ветеран войны несколько дней ездил на телеге в лес и сжигал тела летчиков по приказу чекистов, боявшихся распространению инфекции). Двигатель самолета использовали как электростанцию, из парашютного шелка сшили рубашки местной  ребятне, а из дюраля клепали лодки рыбаки окрестных деревень. Школьников, слушавших рассказ ветерана, несказанно удивило, что в 1975 году здесь побывала сестра командира самолета и в высокой траве нашла наградные часы своего брата с гравировкой. Прослушав интересный рассказ и подкрепившись на опушке леса, школьники отправились в обратный путь. Лишь после захода солнца, преодолев расстояние более 40 километров, они вернулись в лагерь. Это поход имел большое воспитательное значение, многие из его постаревших участников до сих пор вспоминают его как значимое событие в своей жизни.

Что же на самом деле произошло на рассвете 3 августа 1943 года в глухой лесной чаще Пресногорьковского района? Перегоном боевых самолетов на фронт с заводов Сибири занимались летчики 104-го авиаполка 73-й авиадивизии. Самолет Ил-4  принадлежал к классу бомбардировщиков дальней авиации, имел два мощных двигателя, мог лететь на расстояние до 4  тысяч километров.Был знаменит тем, что его предшественник, ДБ-3, в первый год войны бомбил Берлин.

 Трасса Омск – Троицк была давно освоена летным составом 104-го авиаполка. Экипажем командовал опытный летчик, командир эскадрильи  старший лейтенант Харитон Лукич Халаев (32 года, уроженец Гомельской области). Штурманом в экипаже служил старший лейтенант Николай Николаевич Малышев (1917 г.р. уроженец села Чириково, Кузоватовского района, Куйбышевской области). Служил в армии с 1935 года. В начале войны 17 сентября 1941 года совершил подвиг в небе Украины, был представлен к награждению орденом Красной Звезды. Подвиг описан в наградных документах: «…получил задание от начштаба ВВС Юго-Западного фронта генерал - майора Шкурина на разведку войск противника в районе Лохвица. Тов. Малышев, как всегда горя желанием выполнить задание, вылетел на самолете У-2 , достав необходимые сведения о противнике при помощи визуального наблюдения, был встречен сильным зенитным огнем противника  и ранен трижды в грудь. Малышев, обладая большой силой воли, сумел доставить сведения. В настоящее время находится на излечении в госпитале г.Свердловска». Борттехник Николай Фаддеевич Шитик(1910 г.р. станция Бахмач) воевал на Юго-Западном фронте, был награжден медалью «За боевые заслуги», имел большое количество летных часов. Самым молодым из команды был стрелок - радист старшина Виталий Тимофеевич Бритарев (1923 г.р.). Жена командира Александра Павловна Халаева  была эвакуирована из Белоруссии и проживала в г. Жанасемей Семипалатинской области, супруга борттехника  Мария Филипповна Приходько выехала из Украины в казахстанский Усть – Каменогорск. Галина Владимировна Малышева работала на ст. Кузоватово в РОНО.  Мать Виталия, Анна Георгиевна Бритарева, проживала в ст. Янаул, Башкирия). Родные летчиков получили похоронки с кратким одинаковым описанием обстоятельств их гибели: «При перелете с аэродрома Омск на аэродром Троицк самолет врезался в тумане на низкой высоте 5-10 метров в лес под углом 60-70 градусов, разбился и сгорел. Экипаж погиб, похоронен в д. Богоявленка». Комиссия, занимавшаяся расследованием, пришла к выводу, что случился  отказ двигателя и нужно было садиться, но мешал плотный туман, покрывший землю после грозы.
 
Радист Виталий Бритарев должен был после десантирования по рации попробовать посадить самолет с земли, но неудачно приземлился на лес. Самолет срезал верхушки деревьев и рухнул в чащу леса. Мне думается, что дав радисту команду прыгать, комэск Харитон Лукич Халаев попытался тем самым спасти самого молодого из экипажа, но этого не случилось. Пресногорьковчанин Юрий Федорович Ермолаев (1926 г.р.), тогда еще подросток, вспоминает: «Лето было очень жарким и грозовым.

Над Пресногорьковкой днем и ночью большими группами на запад летели самолеты. Однажды на окраине села приземлились два военных самолета, прилетевшие сели в машины и уехали. Вернулись вечером, что-то загрузили в самолеты и улетели. Ходили слухи о падении самолета, и что военные увезли вооружение и останки летчиков. Говорили также, что упавший самолет нашли песчановские женщины, собиравшие грибы. Чекисты выехали на место падения, все осмотрели. Обломки самолета еще долго валялись в лесу, потом и они исчезли. После войны приезжали родственники летчиков, ездили на место катастрофы».
 
Сегодня место падения найти почти невозможно – раму сдали на железо, лес неоднократно пилили на дрова, видны остатки большого пожара, молодой осинник затянул все следы. Местные пацаны еще находят иногда в густой траве куски оплавленной обшивки, чтобы сдать в цветмет. Обелиск с места захоронения перенесли  в 70-е годы в  центр села, которое вот-вот перестанет существовать, а прах остался на старом месте и никак не обозначен. В школьном музее сохранилась ржавая тяга с обломком подкрылка и цоколь лампочки из кабины пилота...