Чехов

Константин Рыжов
Антон Павлович Чехов родился в январе 1860 г. в Таганроге в семье владельца небольшого бакалейного магазина. С детства его манили два поприща: медицина и литература, и, не смотря на то, что ему был отпущен сравнительно непродолжительный срок жизни, он преуспел на обоих. В 1879 году Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета.  В годы учебы он берется за сочинение небольших юмористических рассказов, которые охотно публиковали развлекательные столичные журналы. Произведения молодого Чехова  вполне укладывались  в рамки традиционных жанров, господствовавших на страницах этой невзыскательной прессы (рассказы-сценки, рассказы-анекдоты, фельетоны, пародии, подписи к картинкам, перепутанные объявления и пр.). Это была работа по заказам редакторов, на заданные темы к обусловленному сроку. Тем не менее, литературная поденщина оказалась прекрасной школой мастерства, сформировавшей редкостный чеховский талант  стилизатора и пародиста.
В 1884 г. Чехов окончил университет, и с 1885 г. приступил к работе практикующего врача. В следующие годы выходят несколько сборников его рассказов и повесть «Степь» (1888), которая принесла писателю серьезный литературный успех. Девять крупнейших газет и журналов  сразу же отозвались о ней в своих литературных обозрениях. С этого времени  Чехов, всерьез озабоченный гражданским резонансом его творчества, стремится придать своей писательской деятельности «направление». Результатом напряженного поиска собственной личностно-гражданской позиции  стала подвижническая поездка Чехова на каторжный Сахалин в 1890 г., завершившая его становление как человека и писателя. Жертвуя своим здоровьем, он на полгода отдался безвозмездной общественной деятельности: обследованию каторжан и переписи населения. «Я вставал  каждый день в 5 часов утра, ложился поздно, - писал Чехов в одном из писем. – Я объездил все поселения, заходил во все избы и говорил с каждым… Другими словами, на Сахалине нет ни одного каторжного или поселенца, который не разговаривал бы со мной». Результатом этого путешествия стала публицистическая книга «Остров Сахалин» (1894). «Я рад, - говорил Чехов, - что в моем беллетристическом гардеробе будет висеть и сей жестокий арестантский халат. Пусть висит!» Поездка оказалась роковой для здоровья писателя, обострив у него туберкулезный процесс. Однако для творческой деятельности она была исключительно плодотворной. Философско-нравственные  аспекты сахалинских впечатлений и раздумий более или менее зримо присутствуют  во многих последующих произведениях Чехова. Все дальнейшее творчество писателя, по его собственному признанию, «просахалинино» отказом  от иллюзий социального благоденствия.
Рассказы и повести позднего Чехова, такие как «Дуэль» (1891), «Палата №6» (1892), «Рассказ неизвестного человека» (1893), «Бабье царство» (1894), «Три года» (1895), «Дом с мезонином» (1896), «Мужики» (1897), «Человек в футляре» (1898), «Ионыч» (1898), «Дама с собачкой» (1899), «В овраге» (1900) и многие другие воспринимаются теперь как незавершенные, допускающие продолжение фрагменты, связанные общим содержанием, смыслом и чувством. При всем том, что Чехов не написал ни одного романа, он  создал целую литературу. Пожалуй, ни один русский классик не дал столь полной, хотя и мозаичной, картины российской общественной жизни.  В пятистах рассказах Чехова, в его пьесах и повестях с эпической полнотой представлены все без исключения слои русского общества. Его героями оказываются помещики и крестьяне, фабриканты и рабочие, купцы и воры, духовенство и чиновничество, солдаты и офицеры, ученые и учителя, врачи и юристы, актеры и художники, каторжники и сумасшедшие, дети и животные. Подсчитано, что в прозе Чехова  живут и действуют почти восемь тысяч персонажей (в «Человеческой комедии» Бальзака – около трех тысяч).
Всю жизнь Чехов мечтал писать для театра, однако его первые опыты на поприще драматурга были неудачными. Только его драма «Чайка» (1896) в постановке Московского художественного театра принесла ему заслуженное признание. Вслед за ней были написаны другие знаменитые чеховские пьесы: «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901) и «Вишневый сад» (1903).
«ЧАЙКА». Действие происходит в усадьбе Петра Николаевича Сорина. Его сестра, Ирина Николаевна Аркадина, — актриса, гостит в его имении вместе со своим сыном, Константином Гавриловичем Треплевым, и с Борисом Алексеевичем Тригориным, беллетристом, довольно знаменитым, хотя ему нет еще сорока. О нем отзываются как о человеке умном, простом, несколько меланхоличном и очень порядочном. Что же касается его литературной деятельности, то, по словам Треплева, это «мило, талантливо <...> но <...> после Толстого или Золя не захочешь читать Тригорина».
Сам Константин Треплев также пытается писать. Считая современный театр предрассудком, он ищет новые формы театрального действа. Собравшиеся в имении готовятся смотреть пьесу, поставленную автором среди естественных декораций. Играть в ней единственную роль должна Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатых помещиков, в которую Константин влюблен. Родители Нины категорически против ее увлечения театром, и поэтому она должна приехать в усадьбу тайно.
Константин уверен, что его мать против постановки пьесы и, еще не увидев, горячо ненавидит ее, так как беллетристу, которого она любит, может понравиться Нина Заречная. Ему также кажется, что мать его не любит, потому что своим возрастом — а ему двадцать пять лет — он напоминает ей о собственных годах. К тому же Константину не дает покоя тот факт, что его мать — известная актриса. Ему думается, что поскольку он, как и его отец, ныне покойный, киевский мещанин, то его терпят в обществе знаменитых артистов и писателей только из-за матери. Он страдает также из-за того, что его мать открыто живет с Тригориным и ее имя постоянно появляется на страницах газет, что она скупа, суеверна и ревнива к чужому успеху.
Обо всем этом в ожидании Заречной он и рассказывает своему дяде. Сам Сорин очень любит театр и литераторов и признается Треплеву в том, что сам когда-то хотел стать литератором, да не получилось. Вместо этого он двадцать восемь лет прослужил в судебном ведомстве.
Среди ожидающих спектакль также Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина; его жена — Полина Андреевна и его дочь Маша; Евгений Сергеевич Дорн, доктор; Семен Семенович Медведенко, учитель. Медведенко безответно влюблен в Машу, но Маша не отвечает ему взаимностью не только потому, что они разные люди и друг друга не понимают. Маша любит Константина Треплева.
Наконец приезжает Заречная. Она сумела вырваться из дома только на полчаса, и потому все спешно начинают собираться в саду. На эстраде декораций нет никаких: только занавес, первая кулиса и вторая кулиса. Зато открывается великолепный вид на озеро. Над горизонтом стоит полная луна и отражается в воде. Нина Заречная, вся в белом, сидя на большом камне, читает текст в духе декадентской литературы, что тут же отмечает Аркадина. Во время всей читки зрители постоянно переговариваются, несмотря на замечания Треплева. Вскоре ему это надоедает, и он, вспылив, прекращает представление и уходит. Маша спешит за ним, чтобы отыскать его и успокоить. Тем временем Аркадина представляет Нине Тригорина, и после недолгого разговора Нина уезжает домой.
Пьеса не понравилась никому, кроме Маши и Дорна. Доктору хочется высказать Треплеву побольше приятного, что он и делает. Маша же признается Дорну, что любит Треплева, и просит совета, но Дорн ничего не может ей посоветовать.
Проходит несколько дней. Действие переносится на площадку для крокета. Отец и мачеха Нины Заречной уехали в Тверь на три дня, и это дало ей возможность приехать в имение Сорина. Аркадина и Полина Андреевна собираются в город, однако Шамраев отказывается предоставить им лошадей, мотивируя это тем, что все лошади в поле на уборке ржи. Происходит маленькая ссора, Аркадина чуть было не уезжает в Москву. По дороге в дом Полина Андреевна почти признается Дорну в любви. Их встреча с Ниной у самого дома дает ей ясно понять, что Дорн любит не ее, а Заречную.
Нина ходит по саду и удивляется тому, что жизнь знаменитых актеров и писателей точно такая же, как жизнь обыкновенных людей, со своими бытовыми ссорами, перепалками, слезами и радостями, со своими хлопотами. Треплев приносит ей убитую чайку и сравнивает эту птицу с собой. Нина же говорит ему, что почти перестала понимать его, так как он стал выражать свои мысли и чувства символами. Константин пытается объясниться, но, увидев показавшегося Тригорина, быстро уходит.
Нина и Тригорин остаются вдвоем. Тригорин постоянно записывает что-то в записную книжку. Нина восхищается тем миром, в котором живут, по ее представлению, Тригорин и Аркадина, восхищается восторженно и считает, что их жизнь наполнена счастьем и чудесами. Тригорин же, напротив, рисует свою жизнь как мучительное существование. Увидев убитую Треплевым чайку, Тригорин записывает в книжечку новый сюжет для небольшого рассказа о молодой девушке, похожей на чайку. «Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее».
Проходит неделя. В столовой дома Сорина Маша признается Три-горину, что любит Треплева и, чтобы вырвать эту любовь из своего сердца, выходит замуж за Медведенко, хотя и не любит его. Тригорин собирается уезжать в Москву вместе с Аркадиной. Ирина Николаевна уезжает из-за сына, который стрелялся, а теперь собирается вызвать Тригорина на дуэль. Нина Заречная собирается тоже уезжать, так как мечтает стать актрисой. Она приходит попрощаться (в первую очередь с Тригориным). Нина дарит ему медальон, где обозначены строки из его книги. Открыв книгу на нужном месте, тот читает: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее». Тригорин хочет последовать за Ниной, так как ему кажется, что это то самое чувство, которое он искал всю жизнь. Узнав об этом, Ирина Аркадина на коленях умоляет не покидать ее. Однако, согласившись на словах, Тригорин договаривается с Ниной о тайном свидании по дороге в Москву.
Проходит два года. Сорину уже шестьдесят два года, он очень болен, но также полон жаждой жить. Медведенко и Маша женаты, у них есть ребенок, но счастья в их браке нет. Маше отвратительны и муж, и ребенок, а сам Медведенко очень от этого страдает.
Треплев рассказывает Дорну, который интересуется Ниной Заречной, ее судьбу. Она убежала из дома и сошлась с Тригориным. У них родился ребенок, но вскоре умер. Тригорин уже разлюбил ее и опять вернулся к Аркадиной. На сцене у Нины все складывалось, кажется, еще хуже. Играла она много, но очень «грубо, безвкусно, с завываниями». Она писала Треплеву письма, но никогда не жаловалась. В письмах подписывалась Чайкой. Ее родители знать ее не хотят и не пускают к дому даже близко. Сейчас она в городе. И обещала прийти. Треплев уверен, что не придет.
Однако он ошибается. Нина появляется совершенно неожиданно. Константин в который раз признается ей в любви и верности. Он готов все ей простить и всю жизнь посвятить ей. Нина не принимает его жертвы. Она до сих пор любит Тригорина, о чем и сообщает Треплеву. Она уезжает в провинцию играть в театре и приглашает Треплева взглянуть на ее игру, когда она станет великой актрисой.
Треплев после ее ухода рвет все свои рукописи и бросает их под стол, затем уходит в соседнюю комнату. В покинутой им комнате собираются Аркадина, Тригорин, Дорн и другие. Собираются играть и петь. Раздается выстрел. Дорн, сказав, что это, очевидно, лопнула его пробирка, уходит на шум. Вернувшись, он отводит Тригорина в сторону и просит его увести куда-нибудь Ирину Николаевну, потому что ее сын, Константин Гаврилович, только что застрелился.

Умер Чехов в июле 1904 г.

Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100