За что я люблю поэзию Светланы Шаляпиной

Анна Алексеевна Золотовская
                “Это очень высокая поэзия, такая высокая,
                что, как на высоте, учащается пульс и не хватает дыхания”

                Людмила Фершукова. Рецензия на стихи “Минута прозрения”


Как верно! И я эту рецензию поставила в качестве эпиграфа в своем сочинении. Так я могу сказать обо всех стихах Светланы Шаляпиной, о всей ее поэзии в целом.
Впервые я случайно открыла страницу поэта на сайте Проза.ру в январе 2019 года.
Прочитав первое стихотворение "Зимний лес", я не могла остановиться.
Я поняла, что попала в плен настоящей поэзии.


"И в буднях есть свет мирозданья… У леса на самом краю
Стою, как на краешке тайны. С неведомым рядом стою…"

На следующий день я снова пришла на страницу читать ее стихи. Я еще не думала, писать ли мне рецензию или отзыв… Я просто слилась с настроением автора, вспомнила что-то свое, ’’словно к горлу внезапные слезы о забытой в делах красоте’’. (из стих. "Минута прозрения")

Мне казалось, что я попала в "серебряный век" поэзии, что я читаю стихи поэтессы-аристократки. Вспомнилось мое любимое Зинаиды Гиппиус "Снег", стихи Анны Ахматовой.
Но скоро мне уже не хотелось сравнивать стихи Светланы Шаляпиной ни с кем другим.
Это ее стихи, и только ее.

"Свой взгляд на каждом чуде задержи,
И лес отдохновение дарует,
Покоем мудрости заворожит
И чистотой безгрешной очарует."
  (из "Ода Зиме", вторая часть)

Прочитав все стихи о зиме, я уже, не выбирая тематики, стала читать стихи по списку автора.
Читала НЕ взахлёб, НЕ "на одном дыхании", как пишут некоторые читатели.
Нет! Уж пусть спортсмены бегают на одном дыхании.

А я люблю читать стихи так, как когда-то меня учили в школе: "с чувством, с толком, с расстановкой…" Многие стихи я перечитываю сразу и обязательно вслух. Только в чтении в голос ты слышишь ритмику стиха, его музыкальность. Кстати, и об этом у Светланы есть стихи – "Стихи должны звучать»".

Прочитав "Танго Пьяццоллы", мне захотелось послушать в музыке это танго.
Да! В стихах я услышала ритм танго… И с тех пор это стихотворение стало одним из моих любимых.
О музыкальности ее стихов можно много говорить. Некоторые стихи я сравнивала с музыкальными произведениями: "Сосновский парк" прозвучал для меня симфонией леса, стихи "Октябрь – октавы листопада" - фортепианной пьесой…

Большая часть стихов Светланы Шаляпиной – это лирика природы. Природа в ее стихах - живая, наполненная дыханием, чувствами автора:

«А природа всегда вдохновенна,
Несмотря на погодный каприз!
Здесь поэзия в каждом мгновенье,
А в изменчивости – экзерсис.
А природа всегда живописна!
Света, тени и тайна игра…
И полны сокровенного смысла
Разноцветные дни, вечера.
…………………………………………………
И внезапным открытьем застигнут,
Ты природы поймешь волшебство –
Так этюд прорастает в картину,
Так с природою вспомнишь родство.
  (стих. "А природа всегда вдохновенна")

В стихотворении "Сиреневые сумерки" читаем:

"Успеть бы дотянуться … до себя
Через миры неведомой случайности,
В безмолвии скользящем не отчаяться,
Познать неповторимость, не скорбя."

Вот как пишет об этом стихотворении читательница Жанна Барникова:
"Удивительно прекрасна красота Ваших "Сиреневых сумерек", Светлана! В сочетании с философскими мыслями стихотворение очаровывает, навевает мысли – раздумья о смысле жизни:
"И ожиданьем трепетным насыщена,
Душа поймет разгадку бытия!"

Меня восхищают и такие "маленькие" стихи, как "Не наступи":

Не наступи на божию коровку –
Представь, что по тебе прошелся слон
Со всею грациозностью неловкой
В свои дела и мысли погружен…

Много размышлений вызвало во мне это стихотворение, и одно из них: как много в мире незащищенных, и редко кто их видит.

Или стихотворение "Гном".

"Как уютен мне дождь за окном…
Словно маленький бегает гном,
Выбрав мой жестяной подоконник,
Чтоб войти в приглянувшийся дом.
Подожди! Я впущу тебя, гном,
Тебе холодно там за окном."

В личной переписке я спросила Светлану об этом стихотворении. Написала, что никогда бы не додумалась сравнить дождь с гномом.

Она поведала, как "родился гном":
- Был тоскливый пасмурный день. Я почувствовала себя неважно и прилегла. Начался сильный дождь, который громко барабанил по внешнему жестяному подоконнику. Я лежу, и мне кажется, что там кто-то бегает и топочет… И пошли начальные строки… Задремала. А когда открыла глаза – за окном тишина. Дождь кончился. Пришёл в голову финал:

"Просыпаюсь в пустой тишине…
Где же гном? Не приснился ж он мне…"

И последние строчки еще больше восхитили:

"Просыхают последние слезы
На моем нераскрытом окне."

Интересна мне история встречи с воронами в стихотворении "Читаю стихи воронам":

"В пустынном сыром лесу, где зябко весенним кронам,
Пытаясь скрасить досуг, читаю стихи воронам."

Зная по собственным наблюдениям ум и нрав ворон, представила во всех деталях эту встречу "с глазу на глаз" поэтессы с воронами.

"Задумчиво лес глядел на странную эту сцену,
И было то вдохновенье, как дождь, как трава в росе.
И длилось душ единенье – моей и природе всей."

А вот писать о стихах "О босоногий шалый дождик" что-либо прозой – просто невозможно… Это бесподобное стихотворение надо читать. Просто читать! Читать вслух!

Чувство единения с природой вижу во всех стихах о природе… Черемуха в стихотворении "За окошком черемуха дышит..." - и подруга автора, и "дорогая соседка моя", и "я, бедняга, с тобой заодно»",

"За окошком черемуха дышит,
Как и я, ожидая тепла..."

17 стихотворений образуют сборник любовной лирики "Это чудо зовётся любовью"

Я бы все стихи Светланы характеризовала как стихи о любви.
Не знаю, с чего начать…
Как поется в известной песенке, "Любовь – кольцо, а у кольца начала нет и нет конца…"

И я иду по этому кругу – кольцу любви, надеясь отыскать начало.
Может, это стихотворение в другом сборнике: там, где детство, на Васильевском острове в Ленинграде… или в стихах о фотографии?...
 Но вот, как мне показалось, я нашла его… Возможно, не оно – первое у поэта, но я начну с него:

"И вдруг однажды, осенен печалью,
Неведомой на избранной тропе,
Ты говоришь: "Я по тебе скучаю…"
И сердце дрогнет.
                Я спешу к тебе!»
  (стихотворение "Я спешу к тебе!")

А вот это, как мне показалось, завершает круг "кольца любви»":

"Заблудилась душа в одинокой тоске, как в потемках,
По руинам брела, по камням, по осколкам стекла,
И над пропастью шла, оступаясь, по ниточке тонкой,
Позабыв, что летать в прошлой жизни когда-то могла.

Это воля небес: не найдя в тех скитаниях пристань,
Вдруг услышать слова, как спасенье, как вызов судьбе!
Легким взмахом крыла незнакомый, далекий и близкий,
Чей-то голос позвал. Я иду. Возвращаюсь к себе".
    (стихотворение "Возвращаюсь к себе"

Я всегда волнуюсь перед тем, как открыть новое стихотворение… А потом читаешь… читаешь… И снова в плену …знакомого и совсем незнакомого.

Любовная лирика Светланы – это обнаженные чувства, раскрытая душа, запредельная подкупающая искренность, невероятная эмоциональность, сердечная искренность… И при всем при этом –
Чистота и Гармония.
Я бы переписала все ее стихи сюда, в свое сочинение, как когда-то в детстве любимые стихи переписывала в заветную тетрадь… Но здесь не получится… И все же процитирую отдельные строки, отрывки… И мне не хочется их комментировать.
             Да имеющий уши – услышит.

"Люби меня в печали и в разлуке,
Люби меня при встрече, наяву,
А я к тебе протягиваю руки,
Пока дышу, надеюсь и живу…

Я в дом, как в сердце, двери открываю…

Но если вдруг разлюбишь и покинешь,
И захлебнусь немыслимой бедой…

Не прокляну… А вспомню благодарно
Всей дрожью чувств, разлуке вопреки,
Вот этот миг, судьбой и богом данный,
Когда мы так доверчиво близки."
            (стих. «Люби меня»)

"Послушны чувства вновь таинственным законам,
Что властвуют людьми всегда, во всех веках,
И мы летим на свет к прохладе звезд знакомых.
Объятия нежны, и губы на губах."
           (стих. "На празднике любви")

"Любовь дарит влюбленным высоту
Хмельная высота полету учит,
Усвоив ритмы счастья на лету,
Взбираемся все выше и все круче."
             (стих. «На твердости горы»
Из рецензии читательницы: "До дрожи! Как прекрасно изложено то, что многие чувствовали."

"О, как тебя боялась потерять я!
Был дар судьбы и сладок, и жесток.
Я приняла бы плен свой за объятья,
Когда б не жалил душу холодок.»
          (стих. "Я приняла бы плен свой за объятья...")

И вот, как мне показалось, я нашла в «кольце» стихов о любви то, которое должно бы завершить этот цикл…

   "Отпускаю тебя..." (Памяти моего мужа)
"Отпускаю тебя, как тревожную птицу,
Что так быстро летит в невозвратную даль.
Это вечность зовет. В ней легко раствориться,
Не удержит ничто: ни любовь, ни печаль."

"Здравствуй, мое одиночество,
Мой неожиданный крест,
Явленный темным пророчеством
Из неприкаянных мест.
Прихоть судьбы или жребия:
Как сирота, на краю,
Не упрекая, не требуя,
Я, растерявшись, стою.

Как я ограблена! Дочиста…
Радость похищена, смех…
Хлещет кнутом одиночество,
Празднуя хмуро успех.
И от него не укроешься
В самой веселой толпе:
Верное это чудовище
Ночью и днем при тебе.

Маешься, сетуешь, молишься…
Боль не разделит никто...

Эхо пустым одиночеством
В душу стучится и в дверь…

Мне говорят, что свободна я -
Горечью этой сыта.
А испытать не угодно ли
Тяжесть тоски и креста?"

Когда я прочитала эти две последние строчки, я вздрогнула… В душе все замерло…
Этот вопрос я задаю уже 20 лет, с тех пор, как сама овдовела.

Читаю дальше…
Иногда кажется, конец этой боли:

"Как хорошо на свете одиноким!
Господь, надежды их благослови!"

И кажется, покой обретен:

"В одиночестве праведно-праздном
Мой покой так уютно-хорош!"
       (стих. "Прохожий")

2019 год. Читаю более позднее стихотворение… О любви!
(И снова вспомнилась песенка про «кольцо») Нет у кольца начала и конца.
 Как и нет конца Любви…

Стихотворение "Нежность" (цитирую здесь отрывок):

«В неуютной суровой безбрежности
Так случайны все наши пути…
Это чудо! Но свет твоей нежности
Нам друг друга помог обрести."

Кажется, невозможно перейти от стихов о любви к чтению о чем-то другом.
Однако я начинаю читать стихи о поэзии, о творчестве и в заголовке ставлю строку:

"Вновь согреться душой у любви Золотого огня…"
  (из стих. "Значит, нету разлук")

 Стихотворение "Писать стихи"

Это стихотворение я тоже решила переписать здесь полностью. Его невозможно членить и разделять…
Оно как целостная картина, как законченное музыкальное произведение. Мысль не заканчивается строфой, она рождает новую: и мысль, и строфу. И диапазон каждой мысли – просто вселенский охват. Я поражаюсь необъятному видению мира автора стихов.

        Итак, "Писать стихи":

Дать чувствам и явленьям имена,
Связать цепочки жизни воедино,
Увидеть приоткрытую картину –
И насладиться этим всем сполна.

И времени мерцанье и круженье
Ловить, как таинства летящий след.
Восторгов и печалей отраженье,
Как в зеркале, в душе запечатлеть.

Затеять непонятную игру
Метафор, мыслей, образов, сомнений,
Искать слова-песчинки на ветру
И радоваться смыслу обретений.

И поселить, все приручив, слова
В размер, как в ложе строгого Прокруста,
Но не услышать ломкого их хруста.
А ощутить стихию колдовства.

И душу раскачать на волнах ритмов,
Блаженства и страданья зачерпнуть,
И к ним найти неведомые рифмы,
Что бликами обозначают путь.

И пробежаться по ступеням строк,
Прислушиваясь к музыке созвучий…
И снова – ученичества порог,
И снова – ДУШУ ВСЛАСТЬ ТОМИТЬ И МУЧИТЬ.

Стихотворение "Стихи должны звучать".
Это одна из главных заповедей автора. И я об этом писала в начале своего сочинения.

"Зашелестит крыло расправленной страницы…
Хоть шепотом прочти, произнеси слова –
Из черных клеток-букв освободятся птицы
Желаний, мыслей, чувств, созвучий острова.

И гармоничный строй твоей души коснется,
Откликнется в тебе звенящею струной.
И вознесет туда, где так сверкает солнце
Над рощей золотой, над вечною весной!"

О, как мне хочется каждое стихотворение повторить целым – от первой строки до последней, хотя бы для себя и "насладиться вновь сполна". И это я позволю себе в отношении еще одного стихотворения.

«Стихи ко мне приходят по ночам» (1997год)


Стихи ко мне приходят по ночам,
Когда угомонилась суета.
Они в виски непрошенно стучат
И требуют вниманья и листа
Бумаги, где, входя в азарт и пыл,
Рука выводит буквенную вязь
Под быструю диктовку неких сил,
Осуществляя неземную связь.

Отмахиваюсь от летящих строк,
Пытаюсь снова погрузиться в сон,
Но против воли плещется поток
Прибоем надвигающихся волн.
И взлет открытий будоражит мысль,
И гонит сон невидимый прилив…
И вот слова в созвучия слились,
Их бег освобожденный тороплив.

Они придут и днем - лови скорей!
Слова, как странники,- шаги легки.
Дневных стихов дороже и мудрей
Ночные сокровенные стихи.
Слов тайна обнаженная тиха –
Ее услышать трудно в шумный день.
А по ночам спадает шелуха
Дневных забот и бремя важных дел.

Стихи ко мне приходят по ночам,
Волнуясь, что не сбудутся, спеша,
И строчку, что трепещет, горяча,
Выплескивает в белый свет душа!
Они потом остынут, отойдут
И отдалятся тихо от меня,
Заставив позабыть, в каком бреду
Ночь проходила, крыльями звеня.

Эти стихи критики назвали бы "кухней" поэта, лабораторией автора… Но я не критик, поэтому не смогу дать нужного определения.
Однако, когда я прочитала впервые эти строки, они захлестнули меня своим бешеным ритмом, накрыли волной эмоций автора. И я поблагодарила Бога, что он дал мне способности почувствовать это таинство стихов. И я скажу о них так:

Эти стихи – ГИМН СТИХОТВОРЦУ!
Может быть, только одному –
     СВЕТЛАНЕ ШАЛЯПИНОЙ.

Ноябрь, 2019 год.
 Все стихи найдёте: http://www.stihi.ru/avtor/yyuta
Проза РУ: http://www.proza.ru/avtor/sonata14