Драма и комедия орловских помещиков Каменских

Алекс Нефедов
Герои своего времени
Воинская доблесть и унизительная лесть, идеалы просвещения и вера в незыблемость устоев крепостного права, самозабвенная любовь к театру и садистские наклонности – всё смешалось в характерах и пристрастиях владельцев удивительной усадьбы Сабурово, затерявшейся не только во времени, но и на современных просторах Орловского края, в извилистой пойме реки Цон.
Всего десяток вёрст отделает эту удивительную усадьбу от исторического центра Орла, но далеко не всякий житель славного города знает о той архитектурной жемчужине, которая сокрыта на просторах орловщины, о её владельцах, оставивших заметный след и в ратной судьбе Отечества, и в истории зарождении русского провинциального театра.

Загадочные руины
Едва ли найдётся ещё в России подобная усадьба – плод фантазии владельцев, не ограниченных финансовыми возможностям. Мыслимое ли это дело: огородить имение площадью почти в двадцать гектар настоящей крепостной стеной пятиметровой высоты с грозными сторожевыми башнями и возвести несколько пирамид наподобие тех, что украшают долину Гизы? Графу и генерал-фельдмаршалу Михаилу Федотовичу Каменскому (1738 – 1809), ушедшему от полководческих дел на покой, так и грезились турецкие твердыни, которые ему приходилось брать штурмом во славу скипетра и державы. Потому он и решил возвести вокруг своего провинциального дворца, парка, оранжерей и других построек каменные бастионы и пороховые погреба необычной конической формы. Удивительным образом почти все стены, общая длина которых достигает двух километров, башни, диковинные трёхгранные пирамиды и даже остов театрального павильона со стрельчатыми арками, дошли до наших дней. Жаль, что главный дом не сохранился. Старожилы ещё помнят время, когда в одной из башен действовал музей «Тупейного художника» - филиал Орловского краеведческого музея. Но постепенно поток туристов сюда иссяк, как и денежные ручейки господдержки, и экспозицию свернули. Так и стоит эта усадьба в петле поймы реки со странным названием Цон в бесхозном состоянии, хотя и является объектом культурного наследия народов федерального значения.
Неискушённых посетителей усадьбы, которые, как, к примеру, автор этих строк, нашли в себе силы и отвагу обойти по периметру все стены и осмотреть пирамиды и башни, удивляет их необычная архитектурная символика. Особенно хорошо это видно поздней осенью, когда непролазные дебри кустов и деревьев, захвативших в «плен» большую часть усадьбы, сбрасывают листву. Но если обратиться к биографии строителя этого комплекса, то многое проясняется. Сподвижник самого Александра Суворова, кавалер всех российских орденов, генерал-фельдмаршал Михаил Каменский принимал самое активное участие в русско-турецких войнах, исходом которых стало, кстати, присоединение Крыма к России. А в свободное от сражений время, он увлекался входившим в ту пору в большую моду в России масонством. Его имя мы находим в Оксфордском словаре английских масонов при дворе Екатерины Великой. Оказывается, Каменский был принят в 1774 году в Яссах в ложу «Марс». Она была основана Великой Ложей Англии неспроста – политики с берегов Туманного Альбиона уже тогда, в последней четверти XVIII века, осознавали геополитическое значение Российской империи и внимательно приглядывали, а при случае и опекали путём вовлечения в масонские ложи, русских военачальников. По окончании русско-турецкой войны ложа была переименована, получила многозначительное название «Молчаливости»,  и обосновалась с 1786 года в северной столице. К тому времени Каменский успел уже побывать рязанским и тамбовским генерал-губернатором, затем вновь сражался с турками. Перед началом очередной турецкой войны и назначением его государыней в действующую армию, он получил в Петербурге своеобразные «подъёмные» в размере 5000 рублей. Недовольный столь жалкой подачкой граф демонстративно растратил эти деньги, ежедневно посещая Летний сад, где угощал всякого встречного. Такое чудачество он мог себе позволить: его состояние неуклонно росло, порой владелец даже точно не знал числа своих крепостных и названия всех имений. В конечном итоге, недолго послужив уже при Павле I военным губернатором Санкт-Петербурга, вновь покомандовав армейскими корпусами, он окончательно вышел в отставку в 1807 году. Тогда и началось строительство крепостной стены вокруг его орловской вотчины, с явно масонской символикой в архитектуре башен и других зданий. Удивительно, но факт: граф знал и о многих необычных свойствах пирамид. Строились они в Сабурово первоначально для проведения масонских ритуалов, но затем вполне успешно использовались в качестве погребов – ледников для провизии. А многочисленные подземные ходы, опасные следы которых в виде провалов подкарауливают в высокой траве невнимательных посетителей усадьбы, позднее его потомки использовали в качестве тюремных казематов.
 
Элегия в эпилоге жизни
Михаил Каменский выделялся среди своих современников редким образованием, интересовался архитектурой и литературой, математикой и геометрией, музыкой и театром. На свои средства он издал поэму «Душенька» Ипполита Богдановича и сам писал стихи. Но при всём этом оставался человеком вспыльчивым и славился необузданным характером. Однажды, когда он был рязанским генерал-губернатором,  «впустили к нему с просьбою какую-то барыню в ту минуту, как он хлопотал около любимой суки и щенков её клал в полу своего сюртука, и будто, взбешенный за нарушение такого занятия, в бедную просительницу стал он кидать щенят». По свидетельству очевидцев в своём московском доме, где он появлялся наездами, граф «властвовал сурово и деспотически; здесь смешивалась азиатская роскошь с утончённостями европейской жизни, представления французских пьес с песнями сенных девушек». А в Сабурово он проводил время в организации крепостного театра, масонских бдениях и наказаниях провинившихся крестьян. В 1809 году, когда графу уже перевалило за семьдесят, он завёл себе юную любовницу. Симпатизировавший несчастной красавице  чиновник нанял служившего у фельдмаршала мальчика - казачка, который тёплой августовской ночью ударом топора проломил хозяину голову. По этому случаю Василий Жуковский опубликовал в «Вестнике Европы» элегию «На смерть фельдмаршала Каменского», на месте убийства был поставлен огромный валун весом в 300 пудов, а его сыновья - наследники не пожалели и отправили в Сибирь абсолютно всех дворовых числом в триста человек.
Сабурово перешло к сыновьям фельдмаршала. Старшего, Сергея, отец не баловал. Однажды он отправил его с театра военных действий с донесением к государыне. Из-за весенней распутицы гонец опоздал на целые сутки, за что впоследствии получил от рук отца двадцать ударов арапником. В свою очередь младшего отпрыска – Николая граф поучал: «Не будь красной девкой: первый раз что случится быть наедине с государем, проси…Ведь отец твой не миллионщик; тогда можешь сказать обо мне, что ничего не приобрёл, что ничего мне не жаловано. Не стыдись, не красней, спрос не беда!».
Николай Каменский (1776 — 1811) дослужился до генерала от инфантерии. А начинал он свой путь к славе во время Швейцарского похода Александра Суворова. В разгар сражения за Чёртов мост во главе отряда граф Каменский обогнул неприятеля по горному хребту и вышел в тыл французских войск.  На письме Николая своему отцу в Орёл Суворов надписал: «Юный сын Ваш — старый генерал». Позднее он успешно участвовал в наполеоновских войнах начала XIX века, сражался при Аустерлице и Прейсиш-Эйлау.  В 1810 году был награждён орденом Андрея Первозванного и назначен командующим Дунайской армией. Внезапная смерть при достаточно загадочных обстоятельствах подающего надежды полководца озадачила тогда многих. Впоследствии современники вспоминали графа как человека, способного изменить ход FОтечественной войны 1812 года. Но история не имеет сослагательного наклонения. Император Александр I в письме к матери Николая – графине Анне Павловне, урождённой княжне Щербатовой, написал и такие слова: «Заслуги сына вашего отечеству пребудут незабвенны». Смерть бездетного младшего брата окончательно развязала руки Сергею Каменскому – он стал единоличным хозяином Сабурова и других наследных имений.

Рождение театра
В рассказе «Тупейный художник», написанном Н.С.Лесковым в 1883 году, главный герой вспоминает, что «…графов Каменских известно три, и всех их орловские старожилы называли «неслыханными тиранами». Фельдмаршала Михаила Федотовича крепостные убили за жестокость в 1809 году, а у него было два сына, Николай, умерший в 1811 году, и Сергей, умерший в 1835 году. Ребёнком в сороковых годах, я помню ещё огромное серое здание с фальшивыми окнами, намалёванными сажей и охрой, и огороженное чрезвычайно длинным полуразвалившимся забором. Это и была проклятая усадьба Каменского; тут же был и театр…».
Граф Сергей Каменский (1772 – 1835), как и брат, воспитывался в кадетском корпусе, служил в армии, воевал с турками и шведами, был неоднократно ранен и одно время даже служил в подчинении своего младшего брата Николая, о чём высказывал крайнее недовольство. На исходе войны 1812 года он был отправлен в бессрочный отпуск по болезни, а окончательно в отставку вышел в 1822 году в чине генерал от инфантерии с репутацией чудака и самодура – сказались гены отца. Он унаследовал около десяти тысяч крепостных в Орловской, Нижегородской, Владимирской и Курской  губерниях, огромные земельные угодья, городские усадьбы в Орле, Москве и Северной Пальмире.
По свидетельствам москвичей, в графском доме на Смоленском бульваре «царили хаос, беспорядок и грязь; многочисленная прислуга, оборванная, ссорившаяся и ругавшаяся между собой, ничего не делала; в прихожей около двух десятков лакеев сидели и вязали чулки, ожидая приказания графа подать ему платок или трубку». В кабинете графа стояли купленные за баснословные деньги часы, которые в час убийства отца играли «Со святыми упокой», а в час рождения самого графа — «Славься, славься, храбрый росс».
Граф всюду водил с собой любовницу, которой было приказано носить на груди его большой портрет. Когда она чем-нибудь гневила Каменского, ей надевали другой такой же портрет, на котором были изображены только затылок и спина графа.
Но самым любимым его местом было Сабурово, где он занимался литературными опытами, театральными постановками и… упивался своей властью над крепостными. Сергей Каменский стал инициатором появления первого в Орле периодического издания — журнала «Друг Россиян и их единоплеменников обоего пола, или Орловский российский журнал». На его обложку был вынесен эпиграф из произведения Овидия: «Святейшая и почтенная есть дружба». Журнал выходил с июля 1816 и печатался в университетской типографии в Москве. Свет увидели шесть номеров этого оригинального издания. «Друг Россиян» состоял из двух основных разделов: «Ученость. Новости» и «Особенные известия». Второй раздел содержал информацию об изобретениях, редких явлениях и разных увеселениях.
В «Тупейном художнике» также  довольно колоритно описаны и наказания крестьян и дворовых, которые практиковали в своей усадьбе Каменские: «… А мучительства у нас были такие, что лучше сто раз тому, кому смерть суждена. И дыба, и струна, и голову крячком скрясивали и заворачивали: всё это было. Казённое наказание после этого уже за ничто ставили. Под всем домом были подведены тайные погреба, где люди жили на цепях, как медведи, сидели. Бывало, если случится когда идти мимо, то порою слышно, как там цепи гремят и люди в оковах стонут. Верно, хотели чтобы об них весть дошла или начальство услышало, но начальство и думать не смело вступаться. И долго тут томили людей, а иных на всю жизнь… А другие даже с медведями были прикованы, так, что медведь только на полвершка его лапой задрать не может».
От тех подземелий, первоначально масонских, в Сабурово остались лишь глубокие ямы и транше. Сохранились и стены бывшего театра, который постепенно из усадебного перерос в городской. Так современный Орловский государственный академический театр им. И.С.Тургенева начинает свою историю именно театра Сергея Каменского, возникшего в центре Орла, на Каменской площади ещё в 1815 году. Это было любимое детище графа. Он даже сам продавал билеты зрителям. Спектакли давались три раза в неделю, в репертуаре были пьесы Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, И.А.Крылова, У.Шекспира, Ф.Шиллера. Кроме драматической труппы, театр включал оперную, балетную труппы, хор и два оркестра. Декоратором здесь служил известный итальянский художник Доменико Скотти. За первые полгода существования театра было дано 18 опер, 15 драм, 41 комедия и 6 балетов. Впрочем, образованность графа, его любовь к театру и широта интересов не мешали жестоко пороть и муштровать крепостных артистов. После каждого акта он ходил за кулисы и там огромным кнутом «делал расчёты» с провинившимися актёрами, крики которых долетали до слуха зрителей. Примечателен и такой факт – одно время граф намеревался купить в свою труппу самого Михаила Щепкина, в ту пору ещё крепостного актёра. 
Завершилась бурная жизнь Сергея Каменского вполне театрально: он разорился, в 1827 году продал Сабурово, где в храме Михаила Архангела были похоронены его дед, отец и брат, в 1834 выдал вольные актёрам, на следующий год умер и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

К слову:
В 1930 году храм Михаила Архангела в селе Сабурово был закрыт, а могилы хозяев усадьбы осквернены. И только в 1995 году потомки графа Сергея Каменского организовали в подклети церкви перезахоронение останков своих предков. В тот памятный год, к 180 - летию Орловского государственного академического театра, в расположенном в его стенах музее истории орловской сцены установили бюст графа С.М.Каменского, а площади, которую некогда украшало первое театральное здание, городские власти возвратили её  историческое название - Каменская.

*Автор благодарит сотрудников Орловского военно-исторического музея за содействие в подготовке материала.
*Фото Александра Нефедова ©
*Расширенная версия лонгрида будет опубликована в №1/2020 журнала "Тёмные аллеи"