qqq-21

Самера
Сегодня гулял мало, вышел поздно. Недалеко от моего дома за железной дорогой на холме возвышается странная парочка: огромный приземистый кубический храм с гигантским куполом (напоминает собой Софию в Стамбуле) и рядом с ним высоченный, выше храма квадратный минарет с диском спутниковой тарелки вместо полумесяца. Туда и решил сходить, узнать. Сначала свернул в парк на холме: там пылал последний всполох осени. Потом уже к этому собору повернул.
Собор оказался собором, но заброшенным. Двери заперты, фундамент зарос кустами и деревцами. Витражи кое-где выбиты. Стены разрисованы граффити. Цементная штукатурка отвалилась во многих местах, непогода активно грызет и крошит красный кирпич. Водосточные трубы, видимо, забиты палой листвой: около этих труб в углах видны промытые водой (в камне!!!) полосы. Запустение и уныние. Окрестные собакофильственные жители во дворе выгуливают собак.
Квадратный минарет оказался мемориалом двух войн. Что означает высоченная башня квадратного сечения и высотой 50 м, не понял: написано только по-французски, а я в нем слаб. Вокруг этого мемориала вымощена камнем приличная площадка, в четырех углах сделаны отдельные памятники: бельгийскому солдату (фигура солдата с винтовкой и в полной экипировке; не полая!!!), греческим формированиям (пирамида символических ахейских шлемов (издаля кажутся черепами и напоминают фрагмент "Апофеоза войны")), английским солдатам (просто высокая плита с крестом), и бронзовая плита в четвертом углу всем прочим народам, участвовавшим в боях на территории Бельгии: египтяне, итальянцы, марокканцы, поляки и пр. А отдельно посреди одной стороны стоит памятник с надписью по-русски "Российским и советским воинам, павшим в годы первой и второй мировых войн". Бронзовая фигура лежащего навзничь человека, воткнуты несколько цветов в разных местах, повязаны георгиевские ленточки.
Никто не спешит снести этот памятник воинам тоталитарного государства, погибшим в Бельгии при ее защите. В Норвегии и в Австрии тоже такие памятники стоят, за ними вполне прилично ухаживают. Не важно, откуда эти солдаты, но они погибли, освобождая эти страны. Люди выражают признательность за помощь (участие) в войне. Неважно, какая идеология и строй, боролись и погибали они вместе. А холопствующие лимитрофы десятки лет вычищают свою страну от всех памятников русским и советским. Может быть, это оттого происходит, что бельгийские граждане бок о бок воевали с этими нашими солдатами, и если чернить все, что связано с русскими солдатами, то придется чернить и замазывать своих защитников. Ведь отчего-то деды нынешних бельгийцев не считали зазорным воевать (хотя какие уж тут бои!) с русскими. А лимитрофы искони были холопами и за свою свободу никогда не боролись; их освободили, а сами они не боролись. У них нет никого, кто мог бы сказать: мой дед на нашей земле воевал вместе с русскими против фашистов. А что даром досталось, не ценится.