Хроника 53-го ДБАП с 9. 01. 40 г по 15. 01. 40 г

Владимир Мутин 2
Хроника 53-го ДБАП с 9.01.40 г по 15.01.40 г.

*****
Девятый боевой вылет 53 ДБАП. 9.01.40 г.

В районе дрейфа «Седова»

БОРТ ЛЕДОКОЛА «СЕДОВ», 9 января. (Радио спец. корр. ТАСС). Вчера в районе дрейфа «Седова» была переменная облачность, временами туман. Температура утром была минус 4,3 градуса, вечером — плюс 1 градус. Утром дул северо-западный ветер в 5 баллов, к вечеру он перешел в южный и усилился до 7 баллов. Определили координаты: 80 градусов 46,4 минуты северной шпроты, 02 градуса 28 минут восточной долготы. Примерно в 500 метрах от судна видны разводья. Трещина по правому борту вновь разошлась на 2—3 метра. На судне все благополучно, производятся текущие работы в машинном отделении и на палубе. Настроение экипажа бодрое. Сообщил некто Н. Бекасов.

На ледоколе «И. Сталин»

БОРТ ЛЕДОКОЛА «И. СТАЛИН», 9 января. (Радио ТАСС). Ледокол стоит, плотно зажатый льдами. Сказывается влияние южного ветра в 8 баллов, наступило резкое потепление. Температура воздуха сегодня плюс 2 градуса. Видимость ограничена 40—50 метрами. По временам происходит небольшое сжатие. Пополняем запасы пресной воды, используя снег. На эту работу все охотно идут, особенно сегодня, в теплый день. Правда, в это время года день исчисляется только по времени, так как круглые сутки темно, но все же день на ледоколе существует и имеет свои права. Передал сам И. Папанин.

А в Столице Страны Советов началась первая сессия Московского областного Совета депутатов трудящихся. Как сообщает ТАСС в начале вечернего заседания под бурные аплодисменты принято приветствие бойцам, командирам и политработникам Ленинградского военного округа и Краснознаменного Балтийского флота…

С большим подъемом сессия приняла и приветствия товарищам Сталину п Молотову.

Кто бы сомневался…

9 января заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР тов. А. Е. Бадаев вручил ордена и медали группе награжденных товарищей… ... к столу Президиума подходит майор С. П. Данилов. Ранее тов. Данилов уже был награжден орденом Красною Знамени и медалью «За отвагу». А сейчас ему были вручены орден Ленина, медаль «Золотая Звезда» и грамота Героя Советского Союза. Летчик-истребитель тов. Данилов участвовал в 20 воздушных боях, сбив два бомбардировщика и шесть истребителей противника…

Советский самолет «ДС-3» прилетел в Берлин

БЕРЛИН, 9 января. (ТАСС). Сегодня в 11 ч. 05 м. по местному времени на берлинский аэродром Рангсдорф опустился советский самолет «ДС-3», совершивший пробный полет по новой трассе Москва— Минск — Белосток — Кенигсберг — Данциг — Берлин. Состав экипажа самолета: командир самолета тов. Кириченко, пилоты тт. Хорпяков, Смирнов, бортмеханик Монахов, бортрадист Глушаев.

В беседе с вашим корреспондентом командир самолета тов. Кириченко заявил, что весь путь от Москвы до Берлина самолет прошел без отклонений от трассы. Сегодня утром в 8 ч. 55 м. самолет покинул аэродром в Данциге и точно по расписанию в 11 ч. 05 м. прибыл в Берлин. Машина в исправности, никаких неполадок в пути не было. Завтра в 11 ч. 45 м. экипаж самолета вылетит обратно в Москву.

Читатель, наверное, заметил, что в моих записях - цитатах, отражающих международный и внутрисоюзный фон, на котором разворачивается боевая хроники 53 ДБАП в Зимней кампании, прослеживается определенная политкорректность по отношению к гитлеровской Германии и некоторая предвзятость в этом к Англии и Франции. А я только цитирую выдержки из отдельных номеров «Красной звезды», приуроченных ко дню очередного вылета и только… А мирная жизнь в Стране Советов течет своей чередой и только на северном фронте идет и разгорается нешуточная война, о которой обычный советский обыватель где-то в «глубинке» узнает из скудных оперсводок штаба ЛВО, типа, за прошедший день ничего существенного и не произошло… И только боевая хроника 53 ДБАП, восстанавливаемая в наши дни, намекает на тяжесть войны, и это лишь мизерная толика в этой северной бойне – прелюдии перед  неизбежным испытанием на выживание всей громадной страны…

Война в Западной Европе

БЕРЛИН, 9 января. (ТАСС). Германское информационное бюро передаст следующую сводку верховного командования германской армии: «За исключением местной разведывательной деятельности и полетов нашей авиации в северной части Северного моря — никаких особенных событий».

БЕРЛИН, 9 января. (ТАСС). Германское информационное бюро сообщает, что разведывательный отряд противника, о котором сообщалось во вчерашней сводке верховного командования германской армии, попытался сегодня произвести, воспользовавшись туманом, наблюдение над германскими передовыми позициями. Однако он был своевременно опознан и допущен на близкое расстояние, а затем взят под ураганный огонь.

После короткого сражения вражеский разведывательный отряд отступил. Германские части начали энергичное преследование и нашли на поле сражения среди других одного тяжело раненого английского офицера артиллерии, который был оставлен противником во время отступления. Раненому была оказана помощь. Однако вскоре после доставки его в ближайший госпиталь он скончался.

Военные круги воздерживаются от каких-либо объяснений по поводу того, что впервые английский офицер на западном фронте попал в руки германских войск. Ввиду того, что до последнего времени не было установлено наличие английских войск на передовых позициях линии Мажино, полагают, что взятый в плен и затем скончавшийся от ран английский офицер шел по направлению германских позиций не во главе английского патруля, а в качестве наблюдателя, участвовавшего в действиях французского разведывательного отряда.

Кроме этого других операций на фронте не происходило. Сильные морозы чрезвычайно препятствуют передвижениям войск, а туманы и облака — действиям авиации. На фронте отмечалась лишь обычная деятельность артиллерии.

ПАРИЖ, 9 января. (ТАСС). В опубликованном сегодня утром в Париже официальном сообщении о военных действиях говорится, что «на различных участках фронта в течение ночи огнем французских частей были отброшены патрули противника».

Операции на море

НЬЮ-ЙОРК, 9 января. (ТАСС). Агентство Ассошпэйтед Пресс передает из Рио-де-Жанейро (Бразилия), что по сообщению команды и пассажиров прибывшего туда из Ливерпуля английского пассажирского парохода «Хайлэнд пейтриот», 23 декабря вблизи Канарских островов он имел короткий бой с германской подводной лодкой. Никто из пассажиров и команды парохода не пострадал. Пароход «Хайлэнд пейтриот вооружен 6-дюймовым орудием.

ЛОНДОН, 9 января. (ТАСС), По сообщению агентства Рейтер, германский самолет, как полагают «Гейнкель», бомбардировал английский танкер в Северном море. Самолет пикировал через низкие облака, сбросил три бомбы, одна из которых упала очень близко от танкера, повредила машинное отделение и вывела из строя радиостанцию. Английский танкер открыл огонь по немецкому самолету, который сразу же скрылся в облаках.

Военные действия в Китае

Газета «Даиньэбао» сообщает, что 6 января произошел воздушный бой между 14 китайскими и 9 японскими самолетами над Бацяном (станция на Кантон-Ханъкоуской железной дороге, в 70 км севернее Кантона). Японские самолеты, получив повреждения, вынуждены были ретироваться. После этого китайская авиация бомбардировала японские военные объекты в 20 км юго-восточнее Бацзяна. (ТАСС).

ШАНХАЙ, 9 января. (ТАСС). Как сообщает газета «Шэньчжоужибао», в провинции Шаньдун отмечается усиленная активность китайских партизан.

По словам газеты, линия, Цзяочжоу — Цзинань была прервана партизанами. Город Гаоми (северо-западнее Цзяочжоу) несколько дней находился в руках у партизан. Бои между японцами и партизанами происходят в районах Дэчжоу и Цзанчжоу.

ОПЕРСВОДКА ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В течение 9 января на ухтинском направлении происходили бои пехотных частей, в результате которых наши части отошли на несколько километров к востоку от Суомуссалми. На реболском и петрозаводском направлениях действия разведывательных отрядов. На Карельском перешейке редкая артиллерийская перестрелка.

Ввиду плохой погоды действия авиации носили ограниченный характер.

Эстония. Аэродром Куусику.  9.01.40 г.

Олег Киселев: В 11:16 начали взлет восемнадцать ДБ-3. Первая группа в составе десяти ДБ-3 взяла курс на Ваасу, но не смогла дойти даже до запасной цели. В результате в 13:00 с высоты 5000 метров самолеты высыпали свой груз (12 ФАБ-100, 80 ФАБ-80, 32 ЗАБ-50) на подвернувшуюся под руку станцию Тампере. Следом вылетели восемь ДБ-3, которые попыталась прорваться к Турку, но в итоге с высоты 4000 м отбомбились по запасной цели – станции Сало, засыпав её 50-киллограмовыми фугасными и зажигательными бомбами общим числом 112 штук. К 16:40 шестнадцать ДБ-3 сели на своих аэродромах. Не хватало экипажей командира эскадрильи Сурова и командира звена Щербакова. Зато в Куусику прилетели из СССР еще пять ДБ-3.
На следующий день выяснилось, что оба пропавших экипажа заблудились и сели в Латвии. Щербаков благополучно посадил свой ДБ-3 в районе Айнажи, деревни на побережье на границе Латвии и Эстонии, а Суров разбил самолет при вынужденной посадке в 50 километрах восточнее Риги у Юдажи. Сидевший на вынужденной посадке в Латвии ДБ-3 Щербакова 11 января вылетел в Куусику, но аэродром был закрыт облачностью. Щербаков полетел на восток и вновь совершил вынужденную посадку, на сей раз на поле у железнодорожного узла Лелле в Эстонии, в 60 километрах юго-восточнее Таллинна. Посадка снова прошла удачно.

К.-Ф. Геуст в моем изложении: 9 января 1940 года 1-я, 2-я и 4-я эскадрильи взлетели с аэродрома Куусику на боевое задание нанести бомбовый удар по Ваасе, но в связи плохой погоды на маршруте отбомбились над Тампере.

Дочь Героя Советского Союза Прокудина Алексея Николаевича, штурмана 42-го и 108-го ап ДД, Людмила Алексеевна Малькова (Прокудина) приняла на добровольных началах «эстафету» от историка Сергеенко А.М. и по моей просьбе несколько раз посетила РГА с целю сбора материалов по ДБА в Финскую войну. Если данные от Олега Киселева имеют оттенок пересказа архивных материалов, а К.-Ф. Геуст изначально и преднамеренно этому подвержен по известным причинам, то данные от Мальковой практически один к одному с архивных страниц. И не смотря на повторы мы имеем ряд уточнений и эти сопоставления из трех источников заостряют факты в угоду правдивости нашего повествования. И так слово Людмиле Алексеевне:

Л.А. Малькова (Прокудина): Из отчета о боевой работе 53 ДБАП с 9 по 21.01.40 г. [Ф. №34980 с оп.12-2121с оп.273431с с 9 по 21.01.40 г. 51 л.]

9.01.40 г. 53 полк в составе 18 самолетов двумя группами:

А) 1-я группа  8 самолетов  (2-ая АЭ) с Н=4000 м бомбила Тампере, сброшено 80 ФАБ-50 и 32 ЗАБ-50. 6 самолетов сели на свой аэродром, а 2 самолета произвели вынужденную посадку на территории Латвии.
1) 1 самолет командира эскадрильи капитан Суров, штурман капитан Никольский, стрелок-радист Поярков из-за отказа одного мотора вышли в район ж.-д. станции Сигульда и сели. Штурман Никольский имеет ушибы и находится в больнице г. Рига.
2) 2-ой самолет старший лейтенант Щербаков, штурман звена капитан Федунов, стрелок-радист старшина Гропольский сели в районе Айнажи (Латвия) из-за потери ориентировки.

Б) 2-ая группа 10 самолетов (3 самолета из 1 АЭ, 5 самолетов из 3 АЭ, 1 самолет из 2-ой АЭ и 1 самолет из 5 АЭ) из-за низкой облачности ж.-д. узел Сало не вышли и с Н=500м сбросили бомбы по ж.-д. узлу Паймио, 12 ФАБ-100, 80 ФАБ-50 и 36 ЗАБ-50.
Налет общий 79 часов, сброшено 12 ФАБ-100, 160 ФАБ-50 и 68 ЗАБ-50.

*****
Десятый боевой вылет 53 ДБАП. 12.01.40 г.
В «Красной звезде» за этот день бросились в глаза две публикации. Начну с «Опровержения Штаба Ленинградского Военного Округа»:
«За вторую трехнедельку боевых операции в Финляндии не произошло на фронте существенных изменений. Если за первую трехнсдсльку имели место серьезные операции, окончившиеся созданием плацдармов на финской территории для советских войск, то за период второй трехнедельки дело ограничилось в большинстве случаев обычными стычками разведывательных отрядов и небольших пехотных частей. Внезапно наступившие сильные морозы значительно облегчили положение финских войск, но, несмотря на это, последние не сумели серьезно использовать благоприятную обстановку. Но зато, иностранная печать, особенно французская и, прежде всего, французское агентство Гавас, успели за этот период развить большие операции по части фабрикации клеветнических измышлений в отношении советских войск. У штаба нет времени опровергать ежедневно каждое клеветническое измышление представителей иностранных агентств. Но штаб считает, что было бы не бесполезно время от времени подводить итог клеветнической кампании этих господ и вскрывать их подлинное лицо.

1. Иностранные агентства, ссылаясь на мифические «источники» из Женевы, Гельсенки, Риги, уверяют, — не уверяют, а кричат до хрипоты, — что финские войска прорвали фронт во всех направлениях, перешли советские границы и ведут свои операции на территории СССР. Это сущая ложь, причем ложь детская, неумная, смехотворная. На самом деле ни на одном направлении финские войска не доходили до советских границ. Да едва ли они ставили себе такую задачу. На Выборгском направлении финские войска отстоят от советской границы на 70 километров, на Сердобольском направлении — на 80 километров, на Петсамском направлении, южнее Петсамо, — на 130 километров, на Улеаборгском направлении в сторону Рованиеми — на 120 километров и в сторону Суомуссалми — на 10—15 километров.

2. Иностранные агентства, особенно же агентство Гавас, ссылаясь на те же «источники», утверждают, что в боях в районе Суомуссалми 44-я советская дивизия «потеряла 14.000 человек». Это утверждение представляет сверхестественную фантазию его незадачливых авторов. 44-я дивизия всего-то имела на фронте не более десяти тысяч человек, — как могла она потерять 14 тысяч человек? На самом деле советские войска имели здесь потери не более 900 человек, причем потери эти объясняются больше внезапно наступившими морозами, чем действиями финских войск. Но иностранные сплетники старательно умалчивают о том, что финские войска потеряли здесь убитыми и ранеными не менее 2.000 человек, причем финские шюцкоры зверски добивали своих раненых, чтобы не оставить «языки» в руках советских войск.

3. Иностранные агентства утверждают, ссылаясь на те же «источники», что финские войска прервали сообщение по Мурманской железной дороге, и что эта дорога теперь «совершенно парализована». Это такая же ложь, как и предыдущие утверждения. Это видно уже из того, что, как сказано выше, финские войска ни в одном пункте не доходили до советских границ, что финские войска отстоят от советских границ на десятки километров, а от Мурманской жел. дороги — на сотни километров. На самом деле Мурманская железная дорога ни на одну минуту не прерывала своей работы.

4. Те же иностранные агентства, ссылаясь на те же никому неизвестные мифические «источники», утверждают, что «русские потеряли Петсамо», что «русские призвали немцев на помощь», что не то 20, не то 40, не то 140 «немецких военных инструкторов приехали в СССР для реорганизации советских войск». Считаем нужным заявить, что эта сверхестественная сплетня превосходит по своей лживости все другие сплетни господ из иностранных агентств. Петсамо с 1 декабря находится в руках советских войск. Советские части совместно с частями Первого финского народного корпуса, прибывшими недавно в Петсамо, не только занимают Петсамо, но выдвинулись еще южнее Петсамо на 130 километров. Что касается «немецких военных инструкторов», якобы прибывших в СССР «для реорганизации советских войск», то нам неловко даже опровергать эту фантастическую и глупую болтовню. Нам кажется, что только животный страх перед перспективой военного блока между Германией и СССР мог продиктовать господам из французского агентства эту неумную сверхестественную ложь. Мы понимаем, что иностранным агентствам поручено их хозяевами вести пропаганду против советских войск. Они и ведут эту «пропаганду», нагромождая кучу лживых измышлений, чтобы оправдать свое существование. Но чего стоит пропаганда, основанная не на фактах, а на обмане? Систематически обманывать общественное мнение - не в этом ли состоит «пропаганда» защитников «цивилизации»? Мы не думали, что представители иностранной прессы могут пасть так низко».

А вот вторая из них под названием:

123 миллиона экземпляров произведений В. И. Ленина

«Произведения Владимира Ильича Ленина читаются и изучаются миллионами трудящихся. Ленинское слово звучит во всем мире.
По данным Всесоюзной книжной палаты, произведения В. И. Ленина изданы в СССР за период с 1917 но октябрь 1939 года общим тиражом в 123,1 миллиона экземпляров. Тираж изданий работ Владимира Ильича на русском языке составляет 105,6 миллиона экземпляров и на других языках—17,5 миллиона экземпляров.

Произведения В. И. Ленина изданы в СССР па 73 языках, в том числе на азербайджанском, армянском, башкирском, белорусском, грузинском, еврейском, казахском, калмыцком, киргизском, карельском, таджикском, татарском, туркменском, узбекском, украинском, хакасском, цыганском, чувашском, якутском.

Труды В. И. Ленина изданы на языках тех народов СССР, которые до Великой Октябрьской социалистической революции не имели даже своей письменности — курдском, татском и др. Произведения Владимира Ильича изданы также на многих иностранных языках — немецком, английском, французском, болгарском, китайском, эстонском, японском и других.

Из года в год переиздаются гениальные работы Ленина. За три квартала прошлого года труды Владимира Ильича изданы в стране тиражом в 5.827 тысяч экземпляров.

Особенно широкое распространение имеют книги В. И. Ленина: «Империализм, как высшая стадия капитализма», вышедшая в свет па 22 языках тиражом в 2.278 тысяч экземпляров, «Государство и революция», изданная па 18 языках тиражом около 2 миллионов экземпляров, «Что делать?», напечатанная на 16 языках тиражом в 1.694 тыс. экземпляров, «Шаг вперед, два шага назад», выпущенная тиражом в 1.596 тысяч экземпляров, «Две тактики социал-демократии в демократической революции», вышедшая в свет тиражом более 1 миллиона экземпляров и др. (ТАСС)».

Пробежав глазами по этой заметке, я моментально вспомнил свое студенчество периода 1976-1981 годов: Магнитогорский Горно-Металлургический институт им. Носова, архитектурно-строительный факультет. Здесь я получал высшее инженерное образование по специальности «Промышленное и гражданское строительство». На притяжении четырех курсов нас, студентов технарей, «пичкали» первоисточниками марксизма-ленинизма, которые мы конспектировали и предъявляли эти конспекты своим преподавателям по общественно-политическим дисциплинам, как «История КПСС», «Марксистко-ленинская философия», «Марксистко-ленинская политэкономия», «Научный коммунизм». Причем, посещение этих предметов было настолько обязательным по сравнению с техническими дисциплинами, что существенно отражалось на итоговых результатах всего обучающего процесса. Получение диплома со справкой о прохождении курса «Научного коммунизма» без оценки в приложении к диплому, могло сказаться на дальнейшей карьере выпускника.

Но вот, что поразило сейчас от прочтения данной публикации – это от неожиданного осознания того, сколько было в библиотеке МГМИ экземпляров первоисточников, да не просто брошюрок копеечной стоимости, которые всегда можно найти в многочисленных книжных магазинах и магазинчиках славного города Магнитогорска того времени, а полноценных сборников, изданных в твердых переплетах, если в учебных группах было по человек 25, а групп на строительном факультете было 13, а факультетов вообще было также больше десятка, и студенты всего института одновременно всех курсов приступали к изучению того или иного первоисточника? Аж дух захватывает от масштабности сего явления! Но это было! И было тогда зимой 1939-1940 годов, иначе не было бы этой статейки!

Но вернемся ко Второй мировой.

Война в Западной Европе

БЕРЛИН, 13 января. (ТАСС). В сообщении, переданной Германским информационным бюро, говорится: «Обледеневшие дороги, плавучие льдины на реках и сильные морозы затрудняют, как и прежде, передвижения войск на западном фронте. Район южнее Перля и Шнееберга был обстрелян неприятельской артиллерией. Германская артиллерия взяла под обстрел шоссе Апак — Мильхен, по которому двигались неприятельские войска. Деятельность разведывательных дозоров продолжалась обычным порядком. Один немецкий ударный отряд вступил в ожесточенную схватку с неприятелем под Беттингеном. На верхнем Рейне происходил разрозненный пулеметный и ружейный огонь, усиливавшийся на отдельных участках. Деятельность авиации была также достаточно оживленной. Один английский самолет типа Бристоль-Бленхейм был встречен и сбит в непосредственной близости от границы германскими истребителями, стартовавшими для патрульных полетов. Английский самолет упал за французской линией. Вечером и ночью показались неприятельские самолеты на большой высоте над германским побережьем и Голландией. Установлено, что неприятельские самолеты летели со стороны Голландии. Сообщение, распространяемое английским министерством информации, согласно которому английские разведывательные самолеты якобы проникли вплоть до Австрии, Моравии и Северо-Восточной Германии, не соответствует действительности. Английские бомбардировщики, атаковавшие германские военные корабли, были быстро отогнаны сосредоточенным огнем, открытым эсминцами. Два бомбардировщика, пытавшихся все же осуществить бомбардировку, были встречены огнем зенитной артиллерии. Самолеты сбросили бомбы в воду, не причинив никакого ущерба. Один из английских бомбардировщиков был сбит и упал в море недалеко от того места, куда он сбрасывал бомбы. Через несколько минут он затонул. Другой поврежденный бомбардировщик с замедленной скоростью последовал за остальными шестью английскими самолетами, взявшими курс на Англию. Однако из-за тяжелых повреждений ему едва ли удалось достигнуть своей базы. На английском побережье затонул, наскочив на мину, пароход «Лусида».

ПАРИЖ, 13 января. (ТАСС). В утреннем коммюнике, опубликованном в Париже, говорится, что на фронте «ничего важного не произошло».

 КОПЕНГАГЕН, 13 января. (ТАСС). В газете «Арбейдербладет» опубликовано сообщение министерства иностранных дел Дании о том, что бомбы, сброшенные над датским островом Рёме, оказались английскими. В ближайшее время, пишет газета, датское правительство обратится к английскому правительству с требованием компенсации убытков.

БЕРЛИН, 13 января. (ТАСС). Германское информационное бюро сообщает, что с 9 по 12 января английский торговый флот потерял 7 пароходов, среди них «Данбар касл» водоизмещением в 10.002 тонны и «Тотсей касл» водоизмещением в 7.500 тонн. Особенно чувствительной для Англии является потеря двух больших танкеров типа «Бритиш Либерти» водоизмещением в 8.485 тонн и танкера «Элосо» водоизмещением в 7.267 тонн. Общие потери английского флота за эти три дня составляют 33.454 тонны.

ЛОНДОН, 12 января. (ТАСС). Как передает агентство Рейтер, вчера в Северном море германский бомбардировщик потопил английский пароход «Кейнс» водоизмещением 1.700 тонн. 17 человек команды спасены. Ранен 1 человек.

Военные действия в Китае

В Южном Китае в провинции Гуанси китайские части, оперирующие южнее реки Юцзян, 10 января атаковали японские позиции близ деревни Уцзун (южнее Наньнина). После нескольких ожесточенных атак китайские части прорвали оборонительную линию японцев и заняли деревню. В бою было убито и ранено несколько сот японских солдат и офицеров. В последних боях на шоссе Наньнин—Циньчжоу китайцы заняли еще два пункта. Предпринятые японцами контратаки были отбиты. В провинции Гуандун, в 60 км севернее Кантона, китайцы окружили 3-тысячный японский отряд.

В Центральном Китае по сведениям агентства Сентрал Ньюс, 4 января в боях в районе Люаньчжоу (в западной части провинции Аньхуэй) был убит японский полковник Миури, известный среди японцев, как «король атак». Миури недавно был назначен на пост начальника японского гарнизона в Лучжоу. В северной части провинции Цзянси китайские войска 9 января заняли Махулин (южнее Цзюцзяна) и продолжают наступление на Цзюцзян. В провинции Хубэй 10 января китайские части окружили Мапинцзян (юго-восточнее Суйчжоу). В этот же день китайцы очистили от японцев Вэйцзяцзян (юго-западнее Мапинцзяна). Заняв эти пункты, китайские войска прервали японские сообщения на линии Иншань—Суйчжоу—Аньлу. 10 января ударная колонна китайских войск неожиданно атаковала важную японскую базу, расположенную юго-восточнее Иншаня.

По сведениям газеты «Дамейбао», 10 января партизаны потопили на реке Янцзы, около Ханькоу, японский пароход «Цзунманмару». На пароходе находилось большое количество военных припасов. Погибло 20 человек команды. (ТАСС).

А на Северном фронте согласно ОПЕРСВОДКЕ ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА происходило следующее:

В течение 12 января на Ухтинском и Реболском направлениях происходили поиски разведчиков. На Петрозаводском направлении стычки пехотных частей. На Карельском перешейке поиски разведчиков и редкая артиллерийская перестрелка. Наша авиация вела боевые полеты на разведку.

В течение 13 января на Ухтинском и Реболском направлениях действовали разведывательные партии. На Петрозаводском направлении продолжались стычки пехотных частей. На Карельском перешейке поиски разведчиков и на некоторых участках редкая артиллерийская перестрелка.

Наша авиация местами произвела ряд бомбардировочных операции по железнодорожным узлам и военным объектам.

Эстония. Аэродром Куусику. 12.01.40 г.

Олег Киселев: 12.01.40 г. 12 Дб-3 совершили налет на Ханко, вызвав пожар в порту. Особенно стоит выделить дальний рейд девятки Дб-3 5 АЭ 53 ДБАП на порт и ж.-д. узел Ваза. Чтобы достичь цели, бомбардировщики несли минимальную нагрузку (в общей сложности 80 ФАБ-50 и 32 ЗАБ-50). Сложности возникли уже на обратном пути: командир эскадрильи майор Алексеев сбился с курса и совершил вынужденную посадку в районе Петрозаводска, а экипаж ст. лейтенанта Н.Ф. Приходько пропал без вести. Этот ДБ-3 совершил посадку в районе Корпиярви на финской территории, Приходько застрелился, а штурман ст. лейтенант П.И. Перескок и стрелок старшина И.Ф. Косторов попали в плен. Судя по финским данным, на допросе они заявили, что их самолет заблудился при перелете из Москвы в Петрозаводск. Дб-3 летчика Курочка вынуждено сел у мызы Авия (30 км ю.в. Вильянди, Эстония). Самолет разбит, экипаж цел.

Статистика вылетов полка за день:
Ханко: 12 Дб-3 в11:58 с Н=4200 сброшено102 ФАБ-100, 10 ФАБ-50, 4 ЗАБ-50. Порт и станция горят.
Сало: 3 Дб-3 в13:13 с Н=6000 сброшено 20 ФАБ-100, 10 ФАБ-50, 4 ЗАБ-50
Карис: 6 Дб-3 в 15:15 с Н=3000 сброшено 60 ФАБ-100.
Пори: 3 Дб-3 в 15:15 с Н=6000 сброшено 20 ФАБ-100, 10 ФАБ-50, 7 ЗАБ-50.
Порт и ж.-д. узел. Ст. Вилкиля: 1 Дб-3 в 13:10 с Н=7600 сброшено 10 ФАБ-100, 2 ЗАБ-50.
Вааза (порт): 9 Дб-3 в 14:10 с Н=3500 сброшено 80 ФАБ-50, 32 ЗАБ-50.
Ст. Переля: 2 Дб-3 14:30 Н=6000. 20 ФАБ-100, 9 ЗАБ-50
Перегон Ханко-Карис: 1 Дб-3 в 13:30 с Н=6000 сброшено10 ФАБ-50. 3 Дб-3 вернулись из-за неисправности матчасти. Один сел с бомбами, два – сбросили бомбы в залив.

К.-Ф. Геуст в моем изложении: 12 января 1940 года был совершен налет на Ваасу. Бомбардировщиками 3-ей, 4-ой и 5-ой АЭ было сброшено 11.250 кг бомб. 1-я и 2-я АЭ бомбили Сейняйоки. Один Дб-3 после воздушного боя и обстрела ЗА и еще один по неизвестным причинам совершили вынужденную посадку в Эстонии и в Ленинградской области. Самолеты разбиты. По крайней мере 10 Дб-3 в этот день видели над Ваасой и зафиксировали 95 взрывов бомб без серьезных повреждений. Один Дб-3 (заводской № 392313) вынуждено приземлился в Улисмайнене, Корпиярви, в восточной Финляндии. Экипаж пытался пробраться на свою территорию, но штурман старший лейтенант П. И. Перешок и обмороженный стрелок-радист И. Ф. Костров 14 января 1940 года около советско-финской границы попали в плен. На допросе штурман заявил, что застрелил командира экипажа старшего лейтенанта Н. Ф. Приходько из-за того, что тот потребовал сжечь самолет и ни в коем случае не сдаваться в плен финнам. А на территории Финляндии оказались потому, что при перегоне самолета из Москвы в Петрозаводск через Тихвин и Лодейное Поле банально заблудились. Так же на допросе было выяснено, что 13 или 14 января якобы АЭ Дб-3 должна бомбить Юкспихлая (порт Коккола), тогда как основные силы 53 ДБАП должны совершить налет на Ваасу из Палдиски. Финские военные, производившие допрос пленных советских летчиков, недоумевали, как можно была так сильно отклониться от курса. Но уже в наше время по архивным данным однозначно было установлено, что данный Дб-3 принадлежал 53 ДБАП и 12 января 1940 года летал на Ваасу. Этот самолет практически оказался целым, и с 18 января начата его транспортировка по весьма сложному пути по железной дороге через Корпиярви в Лоймолу, преимущественно в снегопад и ночью, чтобы не подвергаться налету советской авиации, как это случилось 22 января, а затем в Тамперу на Государственный авиационный завод.

Л.А. Малькова (Прокудина): 12.01.40 г. 53 ДБАП вылетел в составе 35 самолетов:
на Ваазу 3-я АЭ - 4 самолета, 4-я АЭ  - 9 самолетов, 5-я АЭ – 6 самолетов;
на Сейняйоки 1-я АЭ – 6 самолетов и 2-я АЭ – 6 самолетов.
При полете 1-я и 2-я АЭ бомбили Ханко – 12 самолетов.
Сброшено 102 ФАБ-100, 10 ФАБ-50 и 12 ЗАБ-50. 3-я АЭ 1 самолет вернулся из-за неисправности матчасти, бомбы 10 ФАБ-100 и 2 ЗАБ-50 сбросил с Н=7600 м по ж.-д. станцию Винкеля. Остальные 3 самолета до цели не дошли из-за встречного ветра. Бомбили по ж.-д. узлу Пори, сброшено 20 ФАБ-100, 10 ФАБ-50 и 7 ЗАБ-50; 4-я АЭ 1 самолет вернулся из-за отказа мотора, сел с бомбами 

8 самолетов бомбили Вааза с Н=3500 м, сброшено 80 ФАБ-50 и 32 ЗАБ-50. 5-я АЭ 2 самолета вернулись из-за отказа матчасти. Бомбы 10 ФАБ-100, 10 ФАБ-50 и 4 ЗАБ-50 сбросили в районе Корпо. 2 самолета вернулись из-за недостатка горючего, бомбы  20 ФАБ-50 и 8 ЗАБ-50 с Н= 6000 м сбросили по ж.-д. станции Переля.

Один самолет (летчик лейтенант Курочка и штурман лейтенант Алексеев) оторвался от звена, потерял ориентировку и вынуждено сел в районе Авия, самолет разбит, разбирается и перевозится на аэродром. Командир эскадрильи Алексеев не вернулся, сел вынуждено в районе Петрозаводска.

С полета не вернулся командир звена Приходько, штурман Перескок и радист Костров. По показаниям экипажей товарищ Приходько следовал за командиром эскадрильи Алексеевым.

Вылетело 4 самолета для разрушения Сало, с Н=6000 м сброшено 20 ФАБ-100, 10 ФАБ-50 и 4 ЗАБ-50. Самолет капитана Лебединского отстал от строя из-за сдачи мотора, бомбы 10 ФАБ-50 сбросил по ж.-д. …-Карис

Второй вылет: 6 самолетов на ж.-д. узел Карис, с Н=3000 м сброшено 60 ФАБ-100.
Полк за 12.01.40 г. произвел 41 самолетовылет, на свой аэродром не вернулись 3 самолета, два вынужденная посадка, один неизвестно.

*****
Одиннадцатый боевой вылет 53 ДБАП. 13.01.40 г.

МОСКВА, КРЕМЛЬ, товарищу СТАЛИНУ

Сегодня, 13 января, в 12 часов 07 минут флагман арктического флота ледокол «Иосиф Сталин», выполняя задание партии и правительства, подошел к борту нашего корабля. Дрейф «Седова», продолжавшийся 812 дней, закончен.

С чувством величайшей радости мы встретились с советскими людьми, которых наша любимая родила, наша партия, правительство и лично Вы, товарищ Сталин, послали в высокие широты Арктики, чтобы выручить нас из ледового плена. На протяжении всего дрейфа мы чувствовали постоянную заботу Вашу, дорогой Иосиф Виссарионович. Ни на одну минуту нас не покидала уверенность в благополучном исходе нашего ледового плавания. Нас не страшили никакие опасности, мы знали, что за нами стоит наша могучая родина, которая в любой миг придет к нам на помощь.

Ваше имя, товарищ Сталин, вдохновляло нас в самые трудные минуты, с Вашим именем мы шли на преодоление любых трудностей и побеждали их. Мы возвращаемся на родину на своем корабле, который сохранен, несмотря на все удары жестокой стихии. Мы возвращаемся на Большую Землю, полные сил и готовности работать на благо родины, на пользу нашей науки, на пользу нашей большевистской партии, не знающей поражений. Пламенный привет Вам и великая благодарность за заботу, родной Иосиф Виссарионович!

Экипаж «Седова»: БАДИГИН, МЕГЕР, ШАРЫПОВ, ГАМАНКОВ, БУТОРИН, ТР0ФИМОВ, ПОЛЯНСКИЙ, ЕФРЕМОВ, БУЙНИЦКИЙ, АЛФЕРОВ, БЕКАСОВ, СОБОЛЕВСКИЙ, ГЕТМАН, ТОКАРЕВ, НЕДЗВЕЦКИЙ.
Пронята 13/1—40 г.

МОСКВА, ЦК ВКП(б)—товарищу СТАЛИНУ, СНК СССР—товарищу МОЛОТОВУ

Первая часть Вашего задания по выводу из льдов Гренландского моря дрейфующего ледокольного парохода «Георгий Седов» выполнена. 13 января 1940 года в 12 часов 07 минут ледокол «И. Сталин» подошел к борту ледокольного парохода «Георгий Седов». Все члены экипажа парохода здоровы. Приступил к выполнению второй часта задания.

Начальник Главсевморпути при СНК СССР И. ПАПАНИН.
Борт ледокола «И. Сталин», Гренландское море.
Принята 13/1—40 г.

А тут неожиданно на помощь рядовой сибирячке пришел военный врач, как сообщает корреспондент «Красной звезды»:

СИБИРСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 13 января. В одном из отдаленных поселков Сибири у рабочего Тростенко тяжело заболела жена. Ее могла спасти только срочная операция. Ближайшая больница находилась на расстоянии 40 километров. Малейшее промедление грозило женщине гибелью.
Гражданин Тростенко, узнав, что в поселке случайно находится военврач 3-го ранга Гамов, обратился к нему за помощью. Тов. Гамов, захватив с собой хирургический инструмент, немедленно отправился к больной.

В колхозной избе, при свете керосиновой лампы Гамов произвел сложную операцию. Больная спасена.

Ну, что тут скажешь? Клятву Гиппократа никто не отменял, а коли дал…уж будь добр – выполняй, военный ли ты, или гражданский эскулап…

А о военных действиях, вяло текущих на западных европейских фронтах и кровопролитно в Китае, милости прошу к предыдущему вылету 53 ДБАП. Сказал уж все, что имелось в наличии у «Красной звезды».

ОПЕРСВОДКА ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В течение 13 января на Ухтинском и Реболском направлениях действовали разведывательные партии. На Петрозаводском направлении продолжались стычки пехотных частей. На Карельском перешейке поиски разведчиков и на некоторых участках редкая артиллерийская перестрелка. Наша авиация местами произвела ряд бомбардировочных операции по железнодорожным узлам и военным объектам.

Эстония. Аэродром Куусику. 13.01.40 г.
Олег Киселев: 13.01.40 г. 53 ДБАП совершил два налета. 13 ДБ-3 бомбили ж.д. узел Тампере, вызвав в городе многочисленные пожары. Над целью бомбардировщики были атакованы «белым монопланом с убирающимся шасси», который был сбит стрелком-радистом Драбецким. Вероятно, это была первая встреча с истребителями Фиат G.50, пара которых поступила в Финляндию в декабре. Фиаты пока находились в распоряжении испытательного звена авиазаводе в Тампере (KoeLentue – KoeL). Истребители несли итальянский «песчаный» камуфляж, который в горячке боя вполне могли принять за белый.
Второй налет был произведен на ж.-д. узел Лахти. 12 ДБ-3 с высоты 3700 м сбросили на цель 94 ФАБ-100 и 25 ЗАБ-50. По докладу пилотов цель была поражена. Еще один ДБ-3 сбросил бомбы на ж.-д. узел Карис. Эту же цель атаковали с пикирования 48 И-153 38 ИАП

Л.А. Малькова (Прокудина): 13.01.40 г. 53 полк имел задачу бомбить ж.-д. Тампере и Лахти.
1 группа в составе 15 самолетов на ж.-д. узле Тампере с маршрута вернулись 2 самолета (1-ый отказ моторов, сел с бомбами, 2-ой оторвался и зашел на ж.-д. Карис), с Н=4000 м сбросил 10 ФАБ-100 и 2 ЗАБ-50.
13 самолет с Н=2700 м бомбили ж.-д. узел Тампере, сброшено 128 ФАБ-100 и 4 ЗАБ-5. Над целью группа обстреляна   ЗА противника, в результате самолет капитана Вдовина имеет 2 пробоины в стабилизаторе, у старшего лейтенанта Антипова – 2 пробоины на капоте правого мотора.
5 истребителей противника (типа моноплан) атаковали, в результате самолет лейтенанта Доброхотова имеет 8 пробоин, самолет комиссара 5 АЭ



Догадина имеет 163 пробоины, стрелок радист Смирнов В.С. ранен в обе ноги, в кабине летнаба пробит термометр. В воздушном бою радист 2-ой АЭ Драгобецкий сбил одного истребителя противника.
2-я группа в составе 12 самолетов вылетело на разрушение ж.-д. узла Лахти, с Н= 3700 м сброшено 94 ФАБ -100 и 25 ЗАБ-50.
Летнаб Белоусов не сбросил 6 ФАБ-100 из=за неправильного обращения с брасывателем, летнаб Курбетов не сбросил 2 ЗАБ-50, летнаб Господчиков не сбросил 1 ЗАБ-50,  не дотянули ручку сбрасывателя.

*****
Двенадцатый боевой вылет 53 ДБАП. 14.01.40 г.

Герой Советского Союза, летчик-испытатель В. К. Коккинаки, видимо, по настойчивой просьбе выше стоящих партийных товарищей сподобился отметиться в «Красной звезде» от 14.01.40 г. и весьма патриотично, и главное вовремя – это было воскресный день:

«Страна рукоплещет героям

Пятнадцать бесстрашных сынов нашей родины больше 800 дней провели на дрейфующем корабле в тяжелых арктических льдах, показав всему миру, на что способны люди сталинской эпохи, люди, воспитанные великой большевистской партией, товарищем Сталиным.

Отважных героям Арктики, нашим седовцам, не страшны были никакие препятствия, никакие преграды. Они упорно вели борьбу с коварной арктической стихией, хладнокровно и методично изо дня в день, несмотря па лютую стужу, пургу, туман, беспросветную полярную мглу, выполняли исключительной важности научную работу.

Пятнадцати мужественным советским людям рукоплещет вся наша родина. Каждый советский гражданин беспредельно рад возвращению на родину седовцев, прославивших СССР своим подвигом.

Легендарный дрейф седовцев войдет в историю незабываемой страницей, полной героизма, отваги и железной стойкости сталинских питомцев. У седовцев будет учиться молодое поколение, как надо побеждать, как надо бороться за дело, которое поручает любимая родина».

Читатель, наверное, успел заметить, что в то время слово «родина» писалось с малой буквы, а вот, когда с заглавной это начали делать, даже не знаю. Одно могу сказать, когда в 1964 году я пошел в первый класс, слово «Родина» уже писалась именно с заглавной!

Вернемся, однако, к нашим «баранам» - война, очень жуткое понятие, когда она под боком, но когда она в тебе – это безмерный ужас…

Война в Западной Европе

БЕРЛИН, 14 января. (ТАСС). Германское информационное бюро сообщает, что на западном фронте не происходило никаких особых операций. На участке фронта у Верхнего Рейна день прошел совершенно спокойно. Германские войска наблюдали за фортификационными работами противника. В районе между Рейном и Мозелем происходили обычные действия разведывательных патрулей. Наблюдался беспокоящий огонь артиллерии противника, вызванный разведывательной деятельностью германских войск.

Действия авиации над Мозелем происходили на большой высоте, тем не менее германская зенитная артиллерия сбила над Санкт-Ингбертом один самолет противника. Германская авиация, производившая разведывательные полеты над Францией и над Северным морем, полностью выполнила свое задание.

ПАРИЖ, 14 января. (ТАСС). В официальном коммюнике о военных действиях, опубликованном в Париже сегодня утром, говорится: «Ночь прошла спокойно. Вчера над французскими линиями был сбит самолет неприятеля».

ЛОНДОН, 14 января. (ТАСС). Корреспондент агентства Бритиш Юнайтед Пресс сообщает из Гибралтара, что английский призовый суд вынес решение о конфискации 90 тысяч футов никелевых труб, задержанных при осмотре груза, следовавшего из США в Европу американского парохода «Эксириа».

НЫО-ЙОРК, 14 января. (ТАСС). Агентство Юнайтед Пресс сообщает из Монтевидео, что правительство Уругвая решило интернировать на время войны раненых членов команды германского линкора «Адмирал граф Шлее», которые остались в Монтевидео.

Военные действия в Китае

В Южном Китае. В провинции Гуанси, юго-восточнее Наньнина, японские войска 10 января безуспешно пытались выбить китайцев с занимаемых ими позиций около Наляна. Китайцы внезапной атакой нанесли сильный контрудар флангу наступающих японцев. Японцы понесли большие потери. Установлено, что в боях за горный проход Гуйлиньгуань японские части под командованием полковника Мики потеряли 21 офицера убитыми и 16 офицеров ранеными. В числе убитых — четыре подполковника, четыре капитана и 13 лейтенантов.

В провинции Гуандун китайские войска 13 января продолжали вести наступление в трех направлениях.

По китайским сообщениям, в боях северо-восточнее Кантона за последние два дня было убито и ранено около 3 тысяч японских солдат и офицеров.

В Центральном Китае. В северной части провинции Цзянси китайские войска атаковали Дэань. Бои происходят в западных окрестностях города. Одновременно китайцы атаковали позиции японских войск в 20 километрах южнее Дэани.

В Северном Китае. На юго-востоке провинции Шаньси в районе Чжанцзы китайские войска, развивая наступление, вернули несколько деревень. Авангардный китайский отряд подошел к Чжанцзы. Бои происходят в северных окрестностях города. (ТАСС).

ОПЕРСВОДКА ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА
В течение 14 января на Мурманском, Ухтинском и Реболском направлениях поиски разведчиков и на отдельных участках редкая ружейно-пулеметная перестрелка. На Петрозаводском направлении продолжались стычки пехотных частей. На Карельском перешейке редкая артиллерийская перестрелка и действия разведывательных партий.
Наша авиация совершила несколько разведывательных полетов.

Эстония. Аэродром Куусику. 14.01.40 г.

Олег Киселев: 14.01.40 г. 28 ДБ-3 53 ДБАП совершили очередной рейд на Ваасу. С высоты 3000 м на город было сброшено 250 ФАБ-100 и 74 ЗАБ-50. Согласно данным иностранной прессы, именно Ваасе был принесен наибольший ущерб от бомбардировок в этот день. От многочисленных пожаров, возникших в результате бомбардировок, погибло большое число жителей города. Уже на обратном пути бомбардировщики были атакованы звеном истребителей противника, поднятых на перехват. В бою стрелок-радист Шевченко сбил один истребитель противника. Еще один ДБ-3 сбросил бомбы на Ханко.

К.-Ф. Геуст в моем изложении: 14 января 1940 года состоялся налет на Ваасу с задачей уничтожения порта и правительственных зданий в городе. 42 ДБ-3 поднялись в воздух с аэродрома Куусику. 28 Дб-3 из числа вылетевших на Ваасу бомбили центр города в два захода. Было сброшено 136 ФАБ-100 и 32 ЗАБ-50. Из донесений советских экипажей - «цель уничтожена»., а также отмечалось сильное противодействие зенитной артиллерии.  Бортстрелок Шевченко заявил, что удалось сбить один «истребитель неизвестного типа».

Финская сторона отмечает, что над Ваасой в этот налет наблюдалось 28 бомбардировщиков, разрывов бомб было насчитано порядка 220, большинство от осколочных бомб ФАБ-100 и зажигательных ЗАБ-50. Погибло десять горожан. Сгорело около 30 зданий. А город не был прикрыт финской истребительной авиацией.

Л.А. Малькова(Прокудина): 14.01.40 г. 53 полк вылетел в составе 29 самолетов двумя группами на ж.-д. узел и город Вааза.
1-я группа (16 самолетов) с Н=3000 м 15-тью самолетами сбросила 136 ФАБ-100 и 32 ЗАБ-50. С маршрута вернулся командир звена Найдус из-за отказа левого мотора и с Н=5000 м бомбил ж.-д. узел Гангё (видимо старинное название Ханко, авт.), сброшено 10 ФАБ-100 и 2 ЗАБ-50.
2-я группа 13-тью самолетами с Н=3000 м бомбила г. Вааза, сброшено 114 ФАБ-100 и 42 ЗАБ-50.
В районе цели группы были атакованы 9-ю истребителями противника. Один истребитель противника сбит стрелком-радистом Шевченко А.А. Командир звена Горнов имел пулевую пробоину в козырьке кабины.

*****
Тринадцатый боевой вылет 53 ДБАП. 15.01.40 г.

На сообщение Госплана СССР в «Красной звезде» за 15 января была опубликована передовица. Вот несколько цитат из нее:

«Твердо и нерушимо поступательное движение вперед нашей индустрии. Если в 1938 году промышленная продукция СССР выросла на 12 процентов по сравнению с предыдущим годом, то в 1939 году она поднялась на 14,7 процента в сравнении с 1938 годом. В этом нарастающем ритме социалистической промышленности—гарантия нового подъема народного хозяйства, залог того, что мы с честью выполним великие задачи третьей сталинской пятилетки...

Начало этого года ознаменовалось новым замечательным движением, возникшем на Московском инструментальном заводе. Инструментальщики взялись выполнить третий пятилетний план по росту производительности труда в четыре года и призвали к этому всех рабочих, работниц, инженерно-технических работников промышленности Советского Союза. Смелый почин московских стахановцев вылился во всенародный поход за выполнение пятилетки по производительности труда в четыре года...

Великая сталинская задача — догнать и перегнать главные капиталистические страны и экономически, как свидетельствуют первые данные борьбы за разрешение этой задачи, — будет выполнена с честью. Порукой тому неиссякаемая энергия советского народа, гениальное руководство большевистской партии, порукой тому твердая решимость смести все преграды на пути к победе и под водительством любимого вождя народов товарища Сталина прийти к сияющим вершинам коммунизма».

А Норкоминдел охарактеризовал отношения СССР со Швецией, Норвегией и Венгрией. Если скандинавские страны подверглись критике наркомата закордонных сношений за подначивание особо радикальных политических кругов этих стран к вооруженному конфликту со Страной Советов на стороне Суоми, то венгерский представитель всячески уверял советскую сторону, что никаких козней по отношению к Советскому Союзу с фашистским режимом Муссолини Венгрия не вела и вести не собирается.

Среди всего прочего на четвертой странице опубликована заметка о дальних перелетах советских военных летчиков: «Экипаж в составе майора Мурзина, старших лейтенантов Смирнова, Шехтмана и военинженера 3-го ранга Сорокина совершил 6 перелетов протяженностью в 7 тысяч километров каждый, налетав таким образом за сравнительно короткое время 42 тысячи километров. Перелеты на 7 тыс. километров летчики совершали за 20—25 часов».

От мирной жизни опять к войне, которая как бы сама по себе, но в параллельных реалиях тихой цапай завоевывает мировое пространство и ждет момента, чтоб стать главенствующим действом человеческого бытия на многие годы…

Подготовка к очередному призыву в красную армию и военно-морской флот

15—16 января во всех районах Москвы начнется приписка в призывным участкам граждан, родившихся в 1921 году, а также граждан, родившихся в 1922 году и заканчивающих средние учебные заведения.

Для приписных пунктов выделены лучшие помещения московских клубов. Здесь созданы выставки, отражающие деятельность оборонных и спортивных организации, жизнь и боевую учебу Красной армии и Военно-Морского флота. (ТАСС).

А тем временем на нашем Северном фронте:

Эстония. Аэродром Куусику. 15.01.40 г.

Олег Киселев: 15.01.40 г. 53 ДБАП небольшими группами атаковал цели на юго-западном побережье Финляндии. Девять ДБ-3 сбросили бомбы на ж.-д. узел Турку и острова юго-западнее города, две пары ДБ-3 бомбили станции Сварто и Карис, а еще одна девятка бомбила перегон Лойма – Юнайа. После этого вылета один ДБ-3, предположительно из-за отказа двигателя, потерпел катастрофу в 20 км севернее эстонского города Рапла. Летчик ст. лейтенант Фомин и штурман капитан Демин погибли, стрелок-радист Белоусов получил ранение.

К.-Ф. Геуст в моем изложении: 15 января 1940 года 22 Дб-3, взлетев с аэродрома Куусику, взяли курс на Тампере. На маршруте у многих самолетов начали отказывать двигатели. До цели они так и не добрались, а бомбы были сброшены в разных местах. Один ДБ-3 из 4-ой АЭ возвращаясь с боевого вылета на одном двигателе, потерпел катастрофу в 25 км севернее Рапла. Летчик этого самолета старший лейтенант Фомин и штурман капитан Л. С. Демин погибли, бортстрелок старшина В. И. Белоусов был тяжело ранен. Другой Дб-3, пилотируемый летчиком Ломовым, из-за потери ориентации совершил вынужденную посадку в Латвии. 17 бомбардировщиков на обратном пути имели проблемы в работе двигателей. Как показало последующее расследование, причинами отказа двигателей оказалось засорение систем подачи топлива грязью и льдом из-за небрежного обращения с топливом на 35-й авиабазе Куусику.

Л.А, Малькова(Прокудина): 15.01.40 г. 1-я группа в составе 9 самолетов вылетела на ж.-д. узел Тампере. Группа до цели не долетела.  После пролета Финского залива отдельные самолеты стали возвращаться, сбросив бомбы на территории противника. Сдал мотор у ведущего группы, остальные 4 самолета развернулись на Турку и с Н=4500 м бомбили ж.-д. станцию Турку.
Один самолет - командир экипажа капитан Ломов сел на вынужденную в Латвии в районе оз. Буртнек.
Один самолет лейтенант Фомин, штурман Демин, стрелок-радист Белоусов в районе Козино (25 км севернее Рапля) разбился и сгорел. Летчик и штурман погибли, стрелок-радист получил ранения.

2-я группа в составе 13 самолетов вылетела бомбить ж.-д. узел Пори. После пролета Финского залива моторы стали сдавать и одиночные самолеты, сбросив бомбы по разным объектам, возвращались обратно.
Подлетая к ж.-д. станции Лоймаа в строю осталось 9 самолетов, сдал мотор у ведущего группы, и группа с Н=3500 м сбросила 130 ФАБ-100 и 26 ЗАБ-50. Полк не выполнил боевую задачу из-за массового отказа моторов. Один самолет не вернулся: летчик Ломов, штурман Павлюченко, стрелок-радист Катков.

Полковник Клевцов: Но к концу кампании нас снова постигли неудачи. В один из боевых вылетов мне в самолет было заправлено горючее, в котором после анализа был обнаружен растворенный сахар. Он забил фильтры над Аландскими островами. У меня по очереди срезало оба мотора, высота была 7000 м. Я сумел запустить моторы и установить обедненные смеси, но они не могли развивать более 1200 оборотов. Самолет не держался в воздухе, и все время шел со снижением, а до своего берега было около 200 км. Не знаю, каким чудом удалось мне дотянуть до своего аэродрома.

Из моего случая не было сделано должного вывода и не было установлено истинной причины, но я получил согласие от командира полка тов. Александрова не летать на задание на следующий день, а испытать машину над своим аэродромом. Однако на 2-й день, когда полк улетал на задание, «зарядили» этим горючим, что и мой самолет накануне.

При подходе к цели на всех самолетах стало резать моторы. Часть летчиков сумела дотянуть до своего аэродрома, другая часть села на вынужденную. Два экипажа погибло.