В украинском селе

Саша Шульман
    На фото люди хутора Зэлэньки. Упомянутые в рассказе.

 Там так не шутят... Там так живут...
 Пацаном гостил в  украинском селе. Как меня туда занесло - отдельная история, да и не важно совсем.
Если сейчас Петровна не успеет на автобус - следующий будет завтра...
И вот она бежит- в обеих руках тяжелые авоська и мешок..
Душа огромного размера летает впереди неё сама по себе,
вверх-вниз и в разные стороны... А душа, поверьте мне, не нарисованная... Смешное зрелище, хотя Петровне- не до смеха. У неё цель. Успеть. На ней ответственность. Привезти и накормить.
И ростом же тётеньку природа не обделила... Это про таких говорили: семимильными шагами...
Мимо, не торопясь, покачиваясь с похмелья дядька идёт, мелкий, щуплый.. Увидел - аж присел:
- Тётька, - кричит, -  Диви, титька видерветься!!!
 Та, не меняя курса и держась цели, даже голову не повернула, так, скосив в его сторону один глаз:  - Диви, шоб тебе не вбило!!!
  Был я тогда мальчишкой, а потому ещё не заполненная жизненным мусором голова легко усваивала и запоминала то, о чём в городе и понятия не было...
  Мне там бывало скучно, с трудом понимал, о чём говорят на украинском языке,
и коротал время, гуляя по улицам от дерева к дереву, срывая где шелковицу, где зелёные абрикосы, а где и кислую вишню. И вдруг слышу:
- Тётя Маня, пошли!
Поворачиваю голову. Женщина,которая согнувшись пополам, пропалывала грядку, встаёт и, ни слова не говоря, идет.
 Она не спрашивает ни о чём  Позвали - бросай всё, как есть и иди.
Ну и я пошёл за ними.  И со всех дворов так же пошли люди.. интересно, куда?
Пришли к хате, которую мужики всем селом выстроили и теперь несут кто глину, кто воду.
Женщины, что помоложе присоединяются, кто постарше, начинают хлопотать о трапезе... А это и курей порезать, пощипать, разделать, и зелени нарвать (сбегать, на минуточку, на свой огород...)
Замешивается глина и всем народом мажется хата.
Вот так улей!!! Ни одного лишнего движения! Никто никому не мешает!
Делать надо быстро. Не в городе - дотемна не успеешь, фонарики не зажгутся...
Успели!  Поливают друг друга водой ледяной из колодца... Умываются от глины и пота. А тут уже и стол накрывается!!! Несколько четвертей самогона, гранчаки. Тарелки, вилки ложки, каши, мясо, резанные овощи...
Ребята!!! Я на первое мая такого праздника ни разу не видел!!! ВСЕ радуются, что кому-то хату построили...
Много было не выпить. Пьянели больше от вкусностей и усталости. Да и с рассветом уже на работу... Начались песни, шутки. Заигрывания, шлепки по задам...
  - О! Юрко! А ты где так в грязи извозился?
  - А... отож уси побегли, ну и я. А там напрямки короче... Ну я и по лужах чалап-чалап...
Все хохочут...
  А была еще одна бабушка... Совсем слепая. У неё все на войне остались. Так с горя, видимо, и ослепла, дабы не видеть совсем ничего...
Всё село за ней ухаживало. Каждый, кто проходил мимо, смотрел, или вода на месте, где бабулька на ощупь всё знала, или на дорожку лишней веточки не упало. Спросит каждый, сыта ли, и что ей принести. И каждому она кланяется. Крестится...
- Ой, передай Дашеньке, така шмачна перепичка була!!!
   И ещё одна бабушка мне запомнилась.
Тоже совсем одна жила. Но, как услышит детскую возню, так и зазывает всех к себе домой... И - по конфетке каждому... Откуда у нее брались эти конфеты, тогда никто не знал и сегодня уже не разведать.
  А мне тот Юрко понравился. Так смешно говорил!
Пошли на ставок с ним... Воскресенье, выходной... Это я когда еще проснулся, а Юрко уже всех животных накормил. Курям, гусям воду поменял... Увидел меня. - А, подожди, зараз на рыбалочку пидем.
   На ставке.
Дедушка стоит в сапогах...Толь горохового супа объелся, толь хлеба ржаного. А может просто возраст не удерживает... Ну и портит воздух регулярно... И громко так! Как треснет - сам себе:
 - Будь здоров, дядя Микола!!!
Юрко не выдержал: - Ну, дядя Микола, ты вже чоботы свои надув?
   ...Больше я там не бывал. Но до сих пор, этот пчелиный улей, где каждый помогает каждому, мне мёдом пахнет...