Одиссея стаса кальмарского

Игорь Калинин 99
Игорь Калинин999
                7. ФЕЛИКС- КОЗЫРНЫЙ ТУЗ

                Есть многое на свете,
                друг Горацио,
                Что неизвестно нашим  мудрецам    
                Кажется, В.Шекспир.

   Дела по приобретению «личного острова» двигались, как эскадра хорошо оснащённых пиратских кораблей под водительством опытного одноглазого флибустьера… В райисполком поступило уже несколько сигналов, вроде приведённого ниже…
   « И мыкается наша бедная соседка в тесноте коммунальной неблагоустроенной квартиры, будучи почти матерью и фактической женой неизлечимо хворого С.Кальмарского, который в настоящее время снова находится на излечении, без малейших возможностей выздоровления, угрожая тем самым и нашему неважному здоровью, то есть, ближайших соседей, каковое зависит от скорейшего улучшения жилусловий   вышеназванной М.М.Кальмарской и упоминаемого впоследствии передовика рыбного промысла  С.П.Кальмарского…
С большим приветом…»
   Но это была только лёгкая кавалерия. Маман главный козырь , как водится у хладнокровных шулеров, приберегала на конец игры…
   …Едва в зале вспыхнули аплодисменты, на сцену из зала  поднялась яркая рослая дева. У неё были чёрные восторженные глаза. Красивые подведённые брови подчёркивали выражение восторга и обожания. Огромным костром пламенел в её руках роскошный букет свежих роз. Зал засветился  радостным оживлением и разразился овациями: такой букетище здесь, на сцене в Заполярье, говорил о многом. Счастливый  артист Маракулов принял дар  незнакомки и, не удержавшись, галантно поцеловал ей ручку- всю  в золотых перстнях…
…Придя в гримёрную, гастролёр устало опустился в кресло и, закрыв глаза, зарылся лицом в пахучие нежные лепестки. Он блаженно вдыхал тонкие ароматы и нежнейшие флюиды, вспоминал своё удачное выступление, незабываемые аплодисменты, без которых не сможет прожить уже никогда. И, хотя «тяжела и неказиста жизнь советского артиста», которого судьба в форме различных филармоний, забрасывала в города и веси от Камчатки до Кушки, часто в полупустые сельские клубы, гостиницы с незакрывающимися форточками и бесконечными сквозняками, с тараканами, порхающими со стен, едва включают ночник, с кипятильничком в булькающем  гранёном стакане и засохшим коржиком на ужин, с женой-ассистенткой, ушедшей к более удачливому коллеге, вроде Кио или Петросяна, в этот миг испытывал счастливое удовлетворение. На сегодня- жизнь вполне удалась!..
Неожиданно его чуткий длинный нос наткнулся на нечто, спрятанное в букете. Маракулов с удивлением обнаружил в цветах небольшую бархатистую коробочку, в каких обычно хранятся ювелирные изделия…Неужели  почитательница его таланта подарила ему золотое кольцо? Или серёжки? Зачем они ему?...Хотя…Можно будет подарить администраторше Ларисе из Мурманской филармонии, она такая милая…
   В коробочке оказалась записка: «Милый Феликс! Давно и навсегда очарована Вашим неповторимым талантом ! Боюсь даже помыслить о незабываемой встрече с Тобой по адресу…(Далее шёл подробный адрес с указаниями, как добираться от гостиницы «Полярные Зори», где остановился заезжий эстрадный артист.)…Вся Ваша Г.»
…Вскоре Галина Георгиевна открывала дверь элегантному пародисту в болоньевом плаще и  с большим пластиковым пакетом в руках. Маракулов, увидев солидную даму, растерялся: « Пардон, мадам, я, очевидно, ошибся квартирой?..»
   Маман с очаровательной невинной улыбкой проворковала: «Что-о вы, что-о вы! Прошу вас!..»
   Отступать было поздно да и некуда- Маман втянула его в прихожую. Артисту пришлось сделать полупоклон и снять фетровую шляпу: «Феликс Маракулов, заслуженный артист Мордовии и народный любимец! Проездом в вашем северном Версале! Приятно было получить чудесные розы от вас..Извиняюсь дико, что сразу не признал-с, дорогая…»
-Зовите меня просто Галочкой.- опустив очи долу миролюбивым голубком проворковала хозяйка, хищно подумав: «Кажется, клюнет на наживку…»
                *     *     *    
   Когда она стала такой хищницей? Ястребом материальной охоты? Соколом премий и наград? Беркутом, зорко высматривающим с командных степных высот очередного ягненка или даже золотого телёнка? ..Как-то постепенно, так, что никто этого не заметил, ни муж, ни окружающие, молодая княжна Галочка преобразилась в настоящую  Горгону социализма. Заразилась бациллой вещизма, как и многие её знакомые…Будучи неглупой от природы, она смогла стать незаменимой на своей инженерной работе. Где надо- поддакивала, когда надо- помалкивала. Могла двинуть и зажигательную речь с высокой трибуны о важности движения к новым высотам!..Произнося , вслед за прытким директором, что-то вроде: « Все дружно навалимся на проектирование застройки нового микрорайона. Каждый, начиная от уборщицы и до главного архитектора проекта, должен отдать микрорайону все силы, без остатка!..Только так мы построим  новое общество…»
Она легко подружилась с непосредственным начальством: изучила вкусы главного инженера и директора проектной конторы и была прекрасным организатором пикников и выездов с ними на природу…К тому же, истинный грузин Марк Германович, кстати рыжеволосый и голубоглазый, оказался искусным тамадой и всегда украшал неформальные застолья не только отменными шашлыками и сациви, но и оригинальными спичами и тостами…
Несколько лет ударной работы и плотной дружбы дали вскоре свои плоды. Старый начальник отдела вышел на пенсию и уехал в Среднюю полосу воспитывать внуков…Вакансию закрыла яркая, энергичная и симпатичная Галина Георгиевна…В технических вопросах она разбиралась вполне на уровне, план отдел выполнял, с руководством ладила. Постепенно пошли премии и надбавки… Её незаметно окружили работники из числа подхалимов и подпевал. Ей это было приятно и весьма…
Вместе с тем, она не любила лодырей и тунеядцев, поскольку была трудоголиком. Всегда шла во главе колонны инженерных работников на демонстрациях Первого мая или во время ноябрьских праздников. В партию она вступила ещё во Владивостоке и здесь на партсобраниях вместе со всеми лихо клеймила загнивающих империалистов  и их прихвостней, которые служат не интересам прогрессивного Человечества, а лишь золотому тельцу…Трудно сказать, она искренне верила в то, о чём писали в передовицах Всесоюзной прессы и говорили дикторы Центрального телевидения по поводу развитого социализма или была искусной актрисой?…
Муж привозил ей и дочке из-за границ немало всякого добра. И Галина вошла во вкус, стала разбираться в фирмах, модельерах, лэйблах и каратах. От калорийного питания раздобрела. Начальственный, командный тон постепенно вошёл в привычку. И так, год за годом, степ бай степ, она преобразилась в Маман. Типичную представительницу привелигированного класса времён двойственной жизни- четыре пишем, два в уме!
Скорее всего, не она одна. Это был лишь крохотный винтик огромной проржавевшей машины, тревожно поскрипывающей на поворотах, постепенно замедляющей ход и требующей, судя по всему, основательной реконструкции…
  *     *     *
   Хозяйка усадила звёздного гостя в большое мягкое  кресло. Сама, с неотразимой, по её убеждению, многообещающей улыбкой, расположилась напротив. Их разделял небольшой, но отлично сервированный –особенно по нынешним временам дефицита- столик. Маракулов, поколебавшись, вынул из пакета Советское шампанское. Маман принесла импортное…Начался непринужденный( со стороны принимающей стороны) разговор:
-Люблю людей талантливых! Наш приятель, режиссёр областного театра, забыла его фамилию, кажется, Гриша, сказал как-то после премьеры: «Талант-это как деньги! Либо они есть, либо- увы! Взаймы никто не даст!..» Точно подмечено! Хочу первый тост поднять за Ваш удивительный талант! Хазанов и Винокур, не говоря уже про Лещенко, от Вас навсегда отстали. Да-да, зарылись, зазнались и успокоились. Ничего нового, одно старье типа: «Вы где были? Вас все ищут, вы ушли за раками, но вчера!..А сегодня мелкие, но по пять…» Ну что это за хохмы? Это-юмор?! Вот у Вас- каждое слово в цель!..Особенно мне нравится у Вас про мышек…
-Простите? Каких мышек?
-А вот это: «Ну ты, мышь белая, в гречес-ском зале!..»
-Это Райкин!
-Что Вы говорите? Никогда бы не подумала! За Вас!..Угощайтесь, угощайтесь- крабы, икорочка, балычок, палтус…Помидорки свежие берите- здесь они мало у кого есть!..Я на скучной работе днём занята. Инженерю. Это наша повседневность, трудовые серые будни. Много нервов, бестолковых подчинённых, которые всё вечно забывают и путают…Вот встреча с талантом- это совсем   другое дело. Она, если хотите, праздник души. Скажите, Феликс, а Вы любого человека можете передразн…изобразить?
   Маракулов, согрев напиток и не спеша проглотив его, подумал. Подцепил ломтик лимона, так как они уже принялись за армянский коньячок. Пожевал. Кисло сморщился.
-В принципе, любого. Это зависит от многих факторов- тембра голоса, от индивидуальных особенностей речи пародируемого персонажа. Один шепелявит, другой картавит, третий говорит в нос и так далее. Иногда получается очень похоже…Вот послушайте: «Очередная атака наших хоккеистов…Рагулин дает пас Фирсову, тот дальше Петрову…Шайбу получает Харламов..Удар! Нет, это не удар по воротам, а удар клюшкой по нашему нападающему!..Да-а, такой хоккей нам не нужен!»
Маман зааплодировала: «Браво!Как похоже! Это же этот, как его…»
-Николай…
-Рыбников?
-Почти! Николай Озеров!
   Маман залилась радостным смехом: «А знаете что? Давайте разыграем одного моего знакомого?»
   Маракулов, слегка захмелевший к этому времени, не успел ни поддержать предложенную идею, ни отказаться от её реализации, так как Маман уже набрала нужный номер телефона: «Попробуйте запомнить голос этого мужчины. Говорите, всё, что придет на ум!..»
-Алло? Кто там? Слушаю!
-Извините за беспокойство,- начал артист, чутко вслушиваясь в голос неведомого собеседника.
-С кем имею честь?
-Вы меня ещё не узнали?
-Пока нет! Что угодно?
-Я хотел посоветоваться…
-Кто это? Степан Григорьевич,  вы?
-Я-я…На рыбалку в выходные поедете?
-Что-о? Какая рыбалка?
-С банькой, как всегда…
-Что за чушь? Какая может быть банька? Я – на больничном…
   Послышались короткие гудки. Маракулов возбужденно засверкал очами:
« Я - на больничном!»
Маман вздрогнула: его устами вещал сам Алексей Михайлович, второй человек в городе! Справившись с волнением, она протянула пародисту ранее заготовленный текст. Феликс, будучи человеком творческим, да ещё принявшим за воротник некоторых изделий винпрома, заметив волнение хозяйки, истолковал его по-своему: «Конечно, не фонтан, но водоёмчик ещё плещет! Можно и окунуться после трудов праведных…» А вслух спросил: «Бюрократа пугнем?» Дама кивнула и дрожащей рукой набрала заветные цифры…
-Да, слушаю!
   Маракулов изобразил голос деловой секретарши: « С вами говорят из приёмной товарища Петрикеева !» Голос абонента, раздававшийся в трубке из слоновой кости, заметно подтянулся:
-Слушаю вас очень внимательно!
-Але. Петрикеев говорит.
-Д-добрый вечер, А…Алексей Мих-мих…Михалыч!
Маракулов заглянул в текст роли.
-Жалуются на тебя люди: мол, бюрократ, людям не помогаешь без блата…
-Что вы! Я…
-Что-о?! Факты нужны? А Кальмарской Марине-трудяге, матери, ветерану производства с мужем-инвалидом квартирой помог?!
А-алексей Михалыч, сигналы были…Но…Очередь, сами знае…
-Очередь!-Маракулов вошёл в роль и начал импровизировать
-А где твоя собственная дочь?
-У меня сын…
- Я это и имею в виду!
-Он женился недавно…
-Женился, говоришь?.-голос Маракулова набирал начальственную силу .-Ну и как у него с жильём?
-Вообще-то…Передовик, член профсоюза  и все такое…Это профком…
-Всё ясно! Своих-то ты  не забываешь! Делай выводы, иначе их сделаем мы…» Доведя голос до наивысшего накала, талантливый пародист эффектно бросил трубку…
Маман сидела ни жива, ни мертва…
Очнувшись, устроила артисту оригинального жанра  овацию…
Что там было дальше с этими деятелями  жизнерадостного искусства и их поклонницами- море умалчивает…

    *     *     *
    Марк Германович грелся на песчаном пляже- купаться было небезопасно, в связи с очередным выбросом в море мерзких веществ из местной городской канализации, вечерами пил традиционный кефир, а потом неспешно прогуливался по парапету южной набережной, вдыхая целебный воздух. Подлечиться его уговорила «княгиня», так как стали беспокоить старые раны…В своей жизни морским воздухом капитан дышал много лет, большую часть прожитого. Через несколько дней после «домашнего спектакля» Маракулова  по сценарию и в режиссуре Галины Георгиевны, ветеран получил телеграмму: «Черноморское побережье Веселый Рог санаторий Нептун Ветрову. Квартирой Марины полный порядок зпт покупаем мебель зпт кафель зпт дверную цепочку зпт электродрель двести двадцать тчк вышли доверенность на 380 получение премии снятие вклада нежно обнимаю твоя Галочка …»
   Не успел Марк Германович осмыслить эту новость, как вдогонку пришла телеграмма-молния: «Срочно вылетай розысков зятя тчк бесследно исчез больницы воскл жена дочь…»
 
             (Продолжение следует)