Путешествие в детство

Елена Оленева-Лисичка
часть первая
В электричке в нашем вагоне оставалось человек десять. Следующая станция Перелесовская, еще полтора часа а я разве что на голове не стояла. И прошлась, и босоножки сняла и вообще... За окном милые глазу пейзажи, тянутся сменяя друг друга, вот какая-то речушка маленькая, на берегу ребята, видно только из воды, так похоже на березайское воспоминание. Да, давненько я не была в этих местах и буду ли еще. Все здесь родное и родилась я здесь даже один раз чуть не создали аварийную обстановку на дороге. Мы шли и смеялись вдоль дороги молодые, красивые, веселые, мужик из проезжавшей мимо машины, загляделся на нас и уехал в кювет. Выскочил из машины и грозит нам пальцем, мы в ответ еще громче расхохотались. А когда я приезжала к ней на абитуру в Тверь, Любаша тогда жила в общежитии, пока они ходили на лекции я готовила ей и ее соседкам по комнате что ни будь вкусненькое. А вечером танцы в холле, влюбляшки, признания под луной... Правда часто лил дождь и выражение " Ну и погодка, так и хочется квакнуть" с тех времен застряла в памяти.
А сейчас меня ждет Березайка, а там еще одна подруга из детства Наташа Прохорова, теперь Павлова. Как то мы встретимся? Ужас, опять остановка, на пол часа, безобразие... За окном болото все поросло камышом, точнее то что мы привыкли называть камышом. Уже закончился Волочок и мы видимо пропускаем скорый, да... двадцать первый век. Мы часто в пору детства собирались у Наташки на веранде, шушукались, гадали на картах, на своих предполагаемых кавалеров. У меня была легкая рука и мои гадания часто сбывались. Теперь я даже не могу вспомнить, как это делается.
За моей спиной сидит мама с детьми. Старшая девочка с кудряшками, как будто завитыми на гвоздики, глаза раскосые, думаю по ней уже сейчас сходят с ума мальчики. Интересно откуда родом эти бешеные макароны русого цвета на ее голове. Да уж, надо было узнать, может автобусом я бы быстрее добралась. Моя пятая точка уже превратилась в пятую линию, плоскую и больную, лавочки то в электричке деревянные, ужас. Вот и Бологое-Московское, я выпадаю из ненавистной мне уже электрички и угадываю почти сразу Наташиного сына, что должен меня встречать вместе со своей девочкой. Меня очень хорошо встречают и мы мчимся на машине по довольно хорошей дороге, к моему удивлению.


Часть вторая 
Мы быстро домчали, правда я не сразу поняла, как мы едем, дорога шла с другой, не привычной стороны, мы ведь всегда приезжали на электричке. До сих пор не верится, что я в Березайке, хоть заботушка Наталья успела мне показать речку, что в двух шагах от ее дома и настояла, чтобы я непременно искупалась. Хорошо, что на улице тепло и даже речка мне показалась очень ласковой, хотя из детства помню, что она была всегда прохладная, ну да климат стал мягче. Сынуля Натальи поужинал с нами и уехал вместе с девочкой, ей было завтра на работу. Время казалось сжалось, как пружина, все так насыщенно, как будто день за два, а то и больше. Натали оказалась очень гостеприимной хозяйкой, было ощущение, что с тобой носятся, как с писанной торбой, даже неудобно. Мы пригубили по коньячку, шутка ли не виделись тридцать девять лет , по подсчетам Натали, даже жутковато, но я ей доверяю, она с цифрами работает, а у меня с ними нелады.
После застолья отправились гулять по Березайке, пока не стемнело. Мы прошлись по футбольному полю, знаковое место, там в моем детстве устраивали праздник березки, это на троицу. Были разные конкурсы, выставки цветов непременно с футболом и конечно фильмы, в нашем любимом кинотеатре "Мир" он до сих пор жив, только обшарпанный. Я даже помню, как участвовала в конкурсе и срезала, что то с завязанными глазами. Там же находилась танцевальная площадка на которую мы бегали уже с седьмого класса, нас не пускали, билеты не продавали, но после перерыва, нам удавалось туда попасть. У меня была косища до попы и я ее закалывала, типа взрослая.
Воспоминания табунами проносились в моей голове, как будто попала в параллельный мир, мир моего детства и юности, где все светло и радостно. Потом дошли до моей любимой улицы, точнее до улицы на которой жила моя любимая бабушка Маша. С этой улицей у меня связано все мое детство и школьные годы, ах какое это было замечательное время, ценили ли мы его... Я сфотографировалась у той березы, что росла у нашего дома, дома давно нет сгорел. Улица изменилась до неузнаваемости.
Вернувшись домой, долго что то вспоминали пока не уснули. Следующий день был днем подвигов. С начало мы отправились в магазин "Тройка", возле железнодорожного магазина, который все называют "жендорожный" сокращая половину букв. Наташа говорила, что там какие то необыкновенные пирожки продают, но их там не оказалось. Потом пошли через станцию на Янушевскую дачу, по дороге заходили во все магазины, мечтая о пирожках. И только уже на подходе к янушевке мы купили два пирога с капустой, пироженки из детства, песочные с пуговками, наверно их помнят все, кто когда ни будь заходил в буфет на вокзале в Бологое. И булочку с маком, это был мой каприз, и даже Наташины увещевания, мол твердая, не свежая, меня не поколебали. Мы позвонили моей двоюродной тете, Светлане, что мы движемся в ее направлении и она нас встречала прямо на улице. С удивлением узнала, что она младше меня на год, вот такое открытие.


Часть третья 

Светочка была, как всегда радушна и гостеприимна. Каждый раз, когда мы появлялись у нее дома, в другие мои приезды с мамой и сестрой, всегда поражало насколько уютно и гармонично в ее окружающем мире. Море цветов, которые повсюду и на земле и на крыльце в горшках, просто сказочный цветочный домик из сказки про снежную королеву. Стол накрылся по волшебству, пока мы знакомились с ее котами, я как вы помните, большая любительница этих созданий, пока мы тискались скатерть самобранка была готова, было ощущение, что нас ждали всегда. Откуда она берет силы и на свой чудесный цветник и на все остальное, она любит жизнь, и это чувствуется во всем, что она делает. Оказывается она ждала меня на ночевку, мы объяснили, что не виделись тридцать девять лет, это стало главным моим оправданием, тогда в другой раз, попыталась она, но Наталья отстаивала свое право подруги детства, принимать меня в первую очередь, я не вмешивалась , но мне было очень приятно и даже не удобно. За приятной беседой мы выпили бутылочку игристого вина, заботливо припасенную хозяюшкой, и отправились по намеченному маршруту, в сторону кладбища, это было спланированное, обязательное мероприятие, память предков. Светочка жила недалеко от нашего любимого места купания, та самая гора, которая своим песчаным краем спускалась к реке. Это излюбленное место и для фотографирования на память о нашей любимой Березайке. Здесь когда то была нырялка с которой я тоже прыгала, теперь уже не прыгаю, не люблю. Натали категорично заявила, что мы обязательно должны здесь искупаться, я почему то ей не сопротивлялась, совершенно благостное состояние души принимало все с удовольствием. Мы переоделись и вошли в реку, Натали с визгом, я с удовольствием. Странное ощущение, как будто окунаешься в детство, быстрая речка, довольно мелкая, и такие тягучие воспоминания, что кажется вот вот кто то вынырнет из реки родом из детства. Удовольствие снова окунуться в это состояние вечных каникул, беззаботности, любви и дружбы со стороны близких тебе людей, друзей и подруг.
Вот мы сидим на берегу реки в нашей компании, смеемся рассказывая друг другу забавные истории. вдруг кто то говорит:" Смотри, как она прищуривает свои глаза, а потом распахивает их в удивлении!" и я понимаю, это говорят про меня, нарочито громко, что бы я слышала, приятный комплимент, который застрял в моей памяти.
Вот мы вышли из реки, солнце совсем разбушевалось, поджаривая нас, как на сковородке, неужели август? Пришлось зайти домой и оставить Левушку, Наташиного песика, который нас сопровождал все это время и устав перекочевал к ней ней на ручки, милое избалованное создание породы Китайская хохлатая, и заодно оставить покупки и переодеться в более легкую одежду. Мы освободились от всего и налегке отправились на одну из главных миссий в Березайке. Нас окружала красота, впрочем, как и много лет назад, просто это такое сказочное место. Сюда можно ездить всю жизнь, в любое время года и всегда это будет сказочно красиво, и это не только мое мнение. Пожалуй только люди живущие здесь не в полноте осознают в каком сказочном месте они живут.

Часть четвертая

Вот мы вошли в это место памяти, внешне оно выглядит, как сосновый бор, причем сосны здесь очень причудливых форм, как будто судьбы людей, которые стремятся к свету несмотря ни на что. Или можно сказать, что природа поработала над их образами, потому что внешних причин для такого изменения нет. Поиск соединения со своими родными душами происходил внутри, с снаружи это смотрелось беспомощным метанием, когда мы нашлись, все устаканилось. Мы вышли из этого царства удовлетворенные, уставшие, но радостные, на горизонте появилась радуга приветствуя нас, думаю это добрый знак. Все вокруг было в ожидании грозы, как будто природа была готова пролиться слезами радости, за наш благой труд. Мы успели дойти до дома и сначала редкие крупные капли, похожие, как будто из ладошки кто то плескает на тебя, а уж потом хлынуло всей мощью, смывая печали и оставляя только свет на умытой душе. Ливень был коротким и радостным и снова выглянуло солнце. Левушка нас встретил веселым визгом, прыгал и лизался, мы тоже были довольны, ведь так много успели за один день. Вообще у меня родилось впечатление, что здесь время очень концентрированное и я прожила здесь не два дня, а минимум неделю. На сегодня оставалось только делиться бесконечными впечатлениями и воспоминаниями, пока глаза окончательно не захлопнулись.

На следующее утро Наталья наметила поход на Копань, это очень далеко, но сказано было "Надо" и я не сопротивлялась. Утром она, как всегда сварила кофе, говорю, как всегда, а живу у нее второй день, кофе был с пироженкой, которую мы купили вчера, та самая из детства, с пуговками. Два коржика с волнистым краем в форме полумесяца, склеены каким то повидлом, нет соединены, так вкуснее звучит, и эти коржики просто тают во рту, куда там баунти до него, и сверху пуговки, восторг! Изрядно заправившись, предвкушая длительное путешествие, мы отправились в путь, предварительно заперев Левушку дома. Путь наш лежал через футбольное поле, мимо кинотеатра "Мир" и танцевальной площадки, где звучала когда то живая музыка, и мы детки за клеткой наблюдали за взрослой жизнью. Сколько всего интересного происходило в этом запретном для нас месте. И когда мы все таки попадали туда и нас приглашали мальчики, это было совершенно новое ощущение и впечатление. Так приятно когда чьи то руки, желательно того, кто тебе нравится, прикасаются к твоей талии и ты ощущаешь волнение во всем теле.




Мы продолжаем путь, проходя через березайскую школу, которая до сих пор славится своими учениками и учителями. Сколько выпускников поступило в Москву и Питер в высшие и средние учебные заведения и это из казалось бы какой-то деревеньки под названием Березайка. Школа имела весьма обшарпанный вид и на одной из центральных клумб росла огромная пушистая ель, просто кремлевская. Мы запечатлелись и отправились дальше, через Агафоницу, там еще стоял дом в котором жили мои бабушка и дедушка и выросла моя мама и ее сестра. Изменился только забор, он был через чур какой- то железный и совсем не сочетался с этим стареньким, но очень милым сердцу домиком, с высокой верандой, на которую надо было взбираться по крутым ступенькам. Сохранился палисадник, в котором росла сирень, наверно внучка той самой сирени, что очень живо рисуется в моей памяти и памяти тех, кто приезжал погостить. Далее через станцию, которой тоже уже нет, и вокзала с "дунькой", которая объявляла прибытие и убытие, даже скорых поездов, которые здесь останавливались. Да, все меняется и не в лучшую сторону, только любовь к этому месту греет наши сердца. Вот показалась лесопилка, место где жили наши друзья мальчишки, как давно это было. Мы идем живо обсуждая, кто в каком доме жил. Да, это Колькин дом, на нас внимательно смотрит какая-то женщина и мы стесняемся спросить про него, вдруг мы врываемся в чью то жизнь не прошенными гостями. Следующий дом Бори и Саши, самые давние наши друзья детства. Боря был нашим бессменным проводником за грибами, и в том числе на Копань, на которую мы сейчас и шли. В огороде, за забором мелькала чья то панама. Вдруг Наташа закричала:"Саша, это ты, Саша Андреев, не подскажете где Саша?" "Это я",- ответил мужчина, похожий на Борю, Боря к сожалению уже не с нами. Мы ужасно обрадовались,-"Это мы девчонки с улицы Пролетарской, Наташа и Лена!" Нас пригласили войти и начался длинный разговор. Потом была экскурсия, иначе ее не назовешь, по угодьям Александра Алексеевича, да, такого разнообразия интересов, в смысле хозяйства, я давно не наблюдала. Чего здесь только не было, цветы всех мастей, плодовые деревья, даже виноград, дыни, арбузы, я уж не говорю о привычных растениях... можно перечислять, пока не с мозолишь язык. Потом оказалось, что Коля тоже был здесь. Теперь настала его очередь, вспоминать и угадывать нас. В результате он согласился подвезти нас до Копани, чему мы были несказанно рады. Он шутил, мы смеялись, почти как в детстве ,только мы уже взрослые. Вот и Копань, перед нами огромная лужа, Коля отправился ее замерять. Машина у него классная, ухоженная, блестящая, жалко такой лужи мерить. Мы плавали наслаждаясь тишиной, седые сосны окружали озеро, как стражи, от чего они засохли. Мостки уже покосились и некоторых досок не хватало, Саша говорил, что чинил их два года назад. На озере, по прежнему есть белые лилии и желтые кувшинки, очень красиво. Лилии, как короны плавно покачиваются на глади озера. Я наслаждаюсь, лениво двигаясь в этом приятном, тягучем пространстве. Коля купаться не полез, а Наталья все время крутилась у мостков. Коля подшучивает над Натальей, я над Колей, все смеются, всем весело. Фото сессия, и мы снова возвращаемся в Березайку. Едем к Свете за вареньем и информацией об автобусах, к ней в библиотеку. Коля предложил нас подождать и подвез до дома, всю дорогу смеялись. Что за время, в душе все скачет и понятно, что это воспоминания, и они только приятные. Наташа, как всегда хлопочет, топит баню, для Левика и нас. Я в прострации, все вспоминаю шутки и радость от встречи с детством, мысли никак не хотят укладываться на полочку, завтра электричка увезет меня далеко отсюда, когда следующая встреча и будет ли...