АПА

Ольга Пименова
Так уж сложились обстоятельства, что в моей жизни есть - апа, вернее даже несколько «апа». Человеку далекому от этого языка, наверно и не понять, что «апа» в переводе на русский с татарского значит - тётя. Да-да, в моей жизни есть целых три «апа»: Люция-апа, Гуллира-апа и Гульфия-апа. Наиболее догадливые поняли, что говорю я тетях-татарках, родных маминых сёстрах. Но, в моем детстве была ещё одна «апа», она была скорее апа-эби или эби-апа, то есть тетя моей мамы и её сестёр и звали её Насима-апа.

Насима-апа работала поваром в детском доме, и в войну, во многом благодаря именно её стараниям, дети выжили и не умерли от голодной смерти. По рассказам очевидцев, Насима-апа творила поистине чудеса из тех продуктов, что попадали к ней в руки. Особенно вкусны и памятны были перемячи, это необыкновенно вкусные пирожки с картошкой, а уж чак-чак Насимы-апа был поистине сказочным блюдом для всех, и детей и взрослых. Думаю, что многие из детей того детского дома сохранили в своих детских воспоминаниях эти перемячи.

Конечно, я плохо помню кулинарные шедевры Насимы-апа, но и с ней у меня была своя история.

Будучи учителем начальных классов, а до этого активисткой, спортсменкой, комсомолкой и просто красавицей, моя мама очень старалась также воспитывать свою дочку, то есть правильно. До года я уже умело пользовалась вилкой и ходила всегда очень чистенькая и чересчур аккуратная. Вот над этой правильностью трехлетней девочки и посмеивалась мамина тётя.

Насобирает мама малины, поставит передо мной тарелочку и скажет: «не выбирай, Оля, ешь по порядку».

И конечно, я стараюсь, беру правильно, по порядку, хоть и хочется мне взять с другого края тарелки крупную ягодку, но надо ведь «по порядку».

Все эти моменты подмечала Насима-апа, подсаживалась рядышком и начинала выбирать ягоды на тарелке, поддразнивая меня: вот эта мне нравится, большая какая, вкусная, сладкая, а эта-то ещё лучше. И Насима-апа выбирала с тарелки самые вкусные в моем понимании ягоды.

От такой несправедливости я начинала возмущаться, сердиться и выговаривать Насиме-апа: «не выбилай! По полядку ешь! По полядку надо! Не выбилай!».

А Насима-апа так и подтрунивала над правильной девчонкой, пока эби(бабушка) её не урезонит: Насима, зачем с девчонкой так шутишь, балам?

Но, Насима-апа лишь смеялась над искренним детским возмущением.

А ещё, мама тогда привозила в деревню новомодный шампунь, и Насима-апа в бане снова потруднивала надо мной: ах, какая шампань, сейчас как налью «шампаня» и буду мыться много-много, и сюда налью и сюда налью. И женщина делала вид, что обливает себя шампуню. А моему возмущению не было предела: ведь мама учила меня понемногу наливать шампунь, а тут безобразие такое. И не зная как управиться с вредной тёткой, я с полным негодованием произнесла: «ШАМПУНЬ это! Шампунь! Его немного надо! Совсем чуть-чуть! Даже говолишь неплавильно, а еще хочешь шампунем мыться! Им только голову моют!»

Вот такая веселая апа была в моем детстве.