Собрала нас изба за широким столом

Нина Ганьш
Страничка из дневника.

Нежданная встреча.

Снова долгожданный отпуск! Солнечный август 1974. Мы с сестрой Диной и нашими детьми: с Дининым сыном-подростком Павлушей и моей дочкой Лерочкой четырёх с половиной лет в этот раз добрались быстро.

Самолёт до Москвы примчал за три часа, далее едем скорым поездом на север до станции Вельск Архангельской области, потом на рейсовом автобусе приезжаем в нашу Вологодскую область... В дороге мне было не очень комфортно, постоянно мутило, ведь я жду ребёночка...

Мы - дома, погода на заказ, отдыхаем в нашей родной лесной деревеньке у папы с мамой... Со дня на день приедут наши братья... А мы живём, наслаждаемся северным летом: купаемся, загораем, ловим рыбу, ходим в лес за грибами и ягодами: в этом году необычайно много лесной малины, брусники, черники...

Неожиданно пришла телеграмма с Украины с известием о прибытии старшей сестры Тамары с маленькой дочкой Наталочкой и с Николаем Чайковским, с которым мы в наши студенческие годы заочно переписывались (он младший брат Ивана - мужа моей сестры Тамары).
С той поры прошло одиннадцать лет. Николаю уже тридцать шесть: у него жена и дочь, которая постарше моей Леры.

Я немножко напряглась, ведь сегодня произойдёт встреча. Мне никак не хотелось разочарований. Ведь ещё в те далёкие мои шестнадцать-семнадцать лет по его удивительным письмам у меня создался образ сказочного принца, о котором я грезила с юности... всё точно так, как у героини из книги «Алые паруса».

Уже тогда заочно родилось друг к другу обоюдное чувство симпатии и влюбленности, или мне тогда возможно так показалось... В те далёкие шестидесятые мы были молоды и свободны.

Коля писал в письмах, что очень мечтает со мной познакомиться воочию и обязательно приедет в Кириллов - в город моих студенческих лет, но этого не случилось.
 
И вот встреча. Мы, внимательно посмотрев друг на друга, одновременно произнесли:
 
-- Вот ты какая!

-- Вот ты какой! – и... рассмеялись одновременно.   
 
-- А я тебя такой и представлял... - продолжил он, разглядывая и смущая меня своим колдовским взглядом, и я чувствую как покраснела от его взгляда.


Николай Чайковский оказался очень даже интересным внешне: высокий чистый лоб, большие карие глаза, излучающие необыкновенный волшебный свет, ниспадающие до самых плеч густые тёмные волосы, хорошо очерченные чувственные губы...
Очень приятный и красивый чернобровый молодой мужчина.

Прекрасные дни отпуска, общение с весёлыми, умными людьми...
На этот раз у папы с мамой гостей много - нас шестеро: три сёстры и три брата, с нами наши дети и наш гость...

Приготовив постели с подушками и одеялами, мама сказала:

-- Всем тут места хватит, пол-деревни можно пустить, все упоместятця...

-- РОсполОгайтесь, гости дорогие! РОзбирайте себе места где хто хочет, хоть в той избе, хоть на повИти... 
 
Наш дом не маленький, половину дома занимают две избы: направо - зимняя изба с большой печью и с горницей, с левой стороны - летняя изба с прихожкой, тремя просторными комнатами и большой кухней и тоже с огромной печью посередине.

В другой половине дома - большущая поветь. Там чего только нет: а именно, всё нужное для хозяйства, тут сложено и сено на зиму корове и овцам. Раньше, в далёкие времена, на поветь заезжали с возом сена на повозке, запряжённой лошадью по наклонному въезду-мосту. Сейчас въезд-мост разобран, а к массивным широким воротам приставлена высокая крепкая деревянная лестница...

Мама поселила Николая на моей любимой "вышке" (так называется маленькая уютная светлая комнатка под самой крышей). Здесь деревянный стол с керосиновой лампой, кровать с узорчатым белоснежным подзором, связанным мамой, на полу два домашних полосатых половичка, на полках - журналы, книги, старые учебники, наши альбомы с рисунками... В углу большая икона Казанской Божьей Матери.



Хорошо-то как в деревне!

Каждый день ходим на реку, купаемся, загораем, а вечером зажигаем на берегу костёр, печём картошку, пьём сладкую молодую наливочку из лесных ягод,  приготовленную мамой, поём песни. Николай читает свои стихи...


                ***
Собрала нас изба за широким столом,
Слишком праздных и слишком ленивых,
И под говор стаканов с весёлым вином
Смог почувствовать каждый себя
Здесь счастливым...
               
Мы разъедемся завтра по своим городам,
И кому-нибудь, может, приснится
Засорённая звёздами в речке вода,
Корабельные сосны да запах живицы.
               
Если нас за столом собирает изба
С каждым годом всё реже и реже...
Нас умчат самолёты, увезут поезда
С этих мест дорогих и дорог непроезжих.

Ну, а ты, от дождей почерневшая рожь,
Мать, шуршащая сеном на ветхой повити,
Ты в какие-то сны наши тихо войдёшь,
Хотя снов этих часто теперь мы не видим.
               
              Н. Чайковский. Август 1974.