Казачество в годы ГВ и советское время

Александр Селиверстов
КАЗАЧЕСТВО В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ.
К постановке проблемы

Означенный в заголовке вопрос – не менее интересен, чем уже поднятый нами вопрос о русском духовенстве в тот же период. Впрочем, казачий – весомее: к 1917 г. казаков было примерно в 35 раз больше, чем клириков РПЦ (Смолич. С. 666).
По актуальности темы равнозначны: изучение вопроса чрезвычайно важно для понимания, правильного определения и, соответственно, грамотного исторического описания произошедшего с Россией столетие назад.

К 1912 г. в Российской империи насчитывалось порядка 4 млн казаков, представлявших 11 казачьих войск (Россия. 1913 год. С. 70).
Какая часть из них поддержала новую, советскую власть?
Какая часть выступила на стороне белых?
Верно ли распространённое представление, что большинство казаков пошло за белыми?

Логика общественной жизни России начала XX века делала естественным казачий выбор в пользу белых: казаки являлись одним из привилегированных сословий тогдашнего общества.

Согласно Положению о поземельном устройстве в казачьих войсках 1869 г., каждая мужская душа казачьего сословия по достижении 17 лет наделялась 30 десятинами войсковой земли. Последующий рост численности казачьего населения привёл к существенному сокращению казачьего земельного пая: к началу XX в. в Донском войске он снизился до 16,5 десятины, в Кубанском – до 12,5 (Иванов. С. 48).
Однако одна мужская душа крестьянского сословия в России в начале XX в. имела в среднем 2,6 десятины.
Возможен вопрос:
«А при чём здесь земля? Что эти цифры должны сказать современному человеку?»
Ответ на этот вопрос является, пожалуй, ключевой точкой в понимании случившегося с Россией столетие назад.

В начале XX в. 85% населения Российской империи составляли крестьяне.
Их численность составляла примерно 110 млн человек.
Эти люди жили только за счёт того, что они получали от обработки своей земли.
Никаких зарплат и пенсий.
Никаких социальных гарантий и помощи.
Никаких полноценных образования и медицинской помощи. –
Только 2,6 десятины земли. Собственные руки, руки жены и детей, лошадка и соха.
Чудовищно низкая урожайность: 30–70 пудов с десятины, по нынешнему – 4–11 центнеров с гектара.
Для того чтобы получить больший урожай и прокормиться – крестьяне нуждались... в большем количестве земли.
Им нужна была не 2,6 десятина, а порядка 10-ти.

К 1917 г. в одной из 2-х крупнейших казачьих областей империи – Кубанской – казаки составляли 43% населения (1,37 млн человек), остальные были иногородними, то есть приехавшими на Кубань русскими или украинскими крестьянами.
Жившие в станицах иногородние не имели ни земли, ни прав. – Землю крестьяне получали у казаков в аренду. Все главные вопросы, касавшиеся организации общественной жизни, решались казаками на станичных сходах.

Было ли такое положение дел полезным для нашего общества? – Не было.
Сословное деление разобщало людей. «Неполноценные» ненавидели «привилегированных». Последние презирали первых.
Могло ли (а главное должно ли было) так продолжаться дальше, учитывая, что «неполноценные» составляли большинство населения (в неказачьей России – подавляющее большинство)? – Конечно же, нет.

Кто из казаков, как представителей привилегированного сословия, готов был поддержать новую власть, отменившую сословное неравенство, и добровольно отказаться от своих привилегий?
В первую очередь, новую власть поддержало небогатое казачество, ведь и среда казаков не была однородной.
Во вторую и в главную очередь – ЛУЧШИЕ казаки. Те, которые были готовы стать выше собственных интереса, выгоды, корысти. Стать выше личного – ради общей пользы. Если угодно, ради правды.
НАШИ КАЗАКИ.

Итак, сколько было таких казаков – вставших за правду и поддержавших необходимые обществу перемены?
Сегодня, в период почти повсеместного «возрождения казачества», этот почти совершенно неизученный вопрос особенно важен.
Хорошо было бы составить что-то вроде памятной книги с их именами.

Вот, например, крупицы по паре-тройке станиц.

«ПОПОВИЧЕВСКИЙ РАЙОН. СТ. ГРИВЕНСКАЯ.
АНКЕТА О ПОГИБШИХ ТОВАРИЩАХ»

КОНДРАТЕНКО Степан Григорьевич.
Казак ст. Гривенской Кубокруга, 37 лет от роду, видный революционер, организатор Красной гвардии в ст. Гривенской. С 1918 г. принимал активное участие в борьбе за советскую власть, безпартейный. Повешен. Был взят в плен войсками генерала Покровскаго и повешен на площади при многом тысячном собрании народа.

Жена его КОНДРАТЕНКО Татьяна Гавриловна.
Видная революционерка. В первые дни 1918 г. выступала на митинге и собраниях, говорила о правах женщин. Принимала активное участие в борьбе за советскую власть вплоть до выступления с оружием в руках. Одна единственная женщина из женщин ст. Гривенской, которая в тяжёлые дни 1918 г. так боролась за советскую власть. Не успела уйти с Красной гвардией, потому что имела пять малолетних детей, от 14 и меньше. Расстреляна в 1918 г. от роду 30 лет, безпартейная.

ПОДДУБНЫЙ Макар Евтихьевич.
Казак, красногвардеец, от роду 17 лет, безпартейный. С первых дней формирования Красной гвардии вступил в ряды таковой и с оружием в руках боролся против белых войск. Был несколько раз ранен. Не считался ни с возрастом, ни с ранением тяжёлым, оставался в рядах Красной гвардии и при натиске белых в ст. Гривенскую попал в плен и был повешен палачами белых. Когда был снят с виселицы, оказался живым и одним из палачей был пойман и задушен руками.

КОЗЮПА Степан Евтихович.
Казак ст. Гривенской, 36 лет от роду, безпартейный, видный революционер. Принимал активное участие в борьбе за советскую власть, был избран председателем Революционнаго Комитета в 1918 г. Попал в плен к белым войскам. Расстрелян в ст. Гривенской в 1918 г.

Сведения довал Смолкин Мотвей Георгиевич, член В.К.П. (б), по поручению Ячейки В.К.П. (б) ст. Гривенской.

«СПИСОК ПАВШИХ БОРЦОВ ЗА ДЕЛО РЕВОЛЮЦИИ С 1917 ПО 1921 ГГ. СТ. ТИМОШЕВСКАЯ КУБАНСКОГО ОКРУГА МЕДВЕДОВСКОГО РАЙОНА»

МАРЧЕНКО Михей Самсонович.
Родился в 1893 г. в ст. Тимашёвской, казак, беспартийный. До 1917 г. служил в старой армии. С 1917 г. работал в своём хозяйстве до июня 1918 г. После июня добровольно записался в ряды Красной Армии. Своим геройством был назначен командиром эскадрона 1-го Кубанского объединённого полка, в ноябре назначен помощником командира полка. При отступлении через пески Астраханской губернии, прибывши в сел. Лагань, заболел тифом и отправлен в Астрахань. По выздоровлении был назначен командиром 2-го Кубанского дивизиона, вскорости организованного при его выздоровлении. Участвовал в боях под сел. Владимировка Астраханской губернии. При натичке белых 15 июня 1919 г. героически сражался, был ранен, отправлен в Астраханскую больницу, где в конце месяца и умер. Прилагается фотокарточка (в архивном деле отсутствует. – А. С.). Дал сведения сослуживец Никита Рябчун.

МАРЧЕНКО Корней Самсонович.
Родился в 1899 г. в ст. Тимашёвской, казак, беспартийный. До 1917 г. занимался хлебопашеством. В 1917 г. при организации добровольного Тимашёвского отряда вступил в отряд. Под сел. Песчанокопск в горячих боях был убит белыми. Прилагается фотокарточка (в архивном деле отсутствует. – А. С.). Дал сведения сослуживец Никита Рябчун.

РАДУН Павел Емельянович.
Житель ст. Тимашёвской, казак, хлебороб, беспартийный. До 1917 г. служил в старой армии, после расформирования которой вступил в ряды Красной, сражался, при отступлении армии через Астраханские пески 10 февраля 1919 г. погиб от голода. Дал сведения Бабенко Ларион.

КЛИМЕНКО Евпатий Константинович.
Казак ст. Тимашёвской, беспартийный. С первых дней революции вступил в ряды Красной Армии, сражался до 1918 г. 28 ноября в бою под сел. Спицевкой Ставропольской губернии был зарублен саблями белых. Дал сведения очевидец Бабенко Ларион.

ХОЛОД Пимон Антонович.
Казак ст. Тимашёвской, хлебороб, беспартийный. 1 июня 1918 г. вступил в ряды Красной Армии. Геройски сражался до отступления через Астраханские пески, где 10 февраля 1919 г. погиб от болезни и голода. Дал сведения очевидец Бабенко Ларион.

БУРКО Василий Евменьевич.
Родился в 1900 г. в ст. Тимашёвской, казак, хлебороб, беспартийный. С первых дней организации Красной Армии добровольно вступил в таковую, участвовал в боях. Под Ставрополем был убит белыми 16 ноября 1918 г. Дал сведения очевидец Бабенко Ларион.

ЯКУБОВИЧ Григорий Иванович.
Родился в 1890 г. в ст. Тимашёвской, казак, хлебороб. Служил в старой армии, после роспуска которой вступил добровольно в Красную, где был командиром добровольного отряда. Дошёл с боями до с. Курсавки, где был организован 1-й Кубанский объединённый полк, стал его командиром. Геройски сражался. Заболев, был взят белыми в плен в Ставропольской губернии. Отправлен в ст. Тимашёвскую, где над ним глумились и зверски замучили в тюрьме в 1919 г. Дал сведения сослуживец Бабенко Лаврентий.

НОВИКОВ Трофим Демидович.
Родился в 1895 г., казак, хлебороб, житель ст. Тимашёвской, беспартийный. До 1917 г. служил в старой армии и по ликвидации таковой вступил в Красную, где принимал участие в боях, проходя всю Кубанскую, Терскую и Ставропольскую губернии и при отступлении через Астраханские пески в сел. Лагань умер от тифа и голода 10 февраля 1919 г. Дал сведения Бабенко.

НОВИКОВ Иван Деомидович.
Родился в 1892 г. в ст. Тимашёвской, казак, хлебороб, беспартийный. Вступил добровольцем в Красную Армию и принимал геройское участие во всех боях. Под сел. Спицевка Ставроп. губ. был убит в бою с белыми 28 ноября 1918 г. Дающий сведения – Бабенко, сослуживец.

БЛОХОВЕЦ Тимофей Васильевич.
Родился в 1896 г. в ст. Тимашёвской, по социальности – казак, хлебороб, беспартийный. С первых дней революции записался в ряды красноармейцев и всё время принимал участие в боях под г. Краснодаром, под Садами, против ген. Корнилова. Участвуя в сражениях при отступлении из ст. Тимашёвской, был захвачен в плен, и когда его вели к виселице, то он не дался врагам и, воскликнув: «я вам негодяям живым в руки не дамся, чтобы своими паскудными руками меня вешали» – и, ударив двух офицеров, бросился бежать, но его подстрелили и изрубили на куски саблями 6 августа 1918 г. Дающий сведения – Рябчун.

СТ. УСТЬ-ЛАБИНСКАЯ, КУБ. ОКРУГА

ЯЧЕНКО Михаил.
1890 г. рождения, крестьянин-казак. До 1917 г. занимался хлебопашеством, был на империалистической войне. В 1918 г. вступил в ряды Красной армии, занимал должность командира эскадрона, беспартийный. Был ранен в боях и после ранения умер.