Роберт Хокер. Что вы думаете о Христе?

Инквизитор Эйзенхорн 2
ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О ХРИСТЕ?
Роберт Хокер (1793)
https://www.pristinegrace.org/media.php?id=761

Что вы думаете о Христе? чей Он сын?
Мтф.22.42

Религия Иисуса, которую мы исповедуем, требует нашего внимания каждым аргументом, способным заинтересовать человеческое сердце. Способ ее изначального введения, огромная подготовка, которая на протяжении стольких веков предшествовала ее созданию, как Божьему нисхождению к нам, запечатлена кровью апостолов и мучеников, и более того, «Сам Бог подтверждает слово знамениями и чудесами, и дарами Святого Духа" (Евр.2.4.); и это обстоятельства настолько поразительные, что кажется невозможным для любого человека предположить, что все это могучее устроение предназначалось для обозначения предмета, ничтожного по своей природе и не имеющего никакого существенного значения, а достойного лишь пренебрежения или презрения.  «Если не избежали этого, отказавшись от того, кто говорил на земле, мы не избежим гораздо большего, если отвернемся от Говорящего с небес» (Евр. 12.25 KJV).
Но хотя мы чувствуем всю полноту влияния и великое значение Евангелия, мы не можем не быть пропорционально озабоченными тем, чтобы узнать истину в том виде, в каком она есть в Иисусе: чтобы мы могли принять «ту веру» и только ту веру », которая однажды была передана святым"(Иуд.3). Ибо, каким бы чистым ни был источник, из которого впервые вышло Слово Божье,  все же, если оно приходит к нам через испорченные каналы, как мы можем быть уверены, что оно не впитало часть нечистоты?
Это хорошо известная истина, которую нельзя переоценить - что с самого раннего детства христианства в церковь проникали ошибки. Плевелы неверия и скептицизма были рано посеяны вместе с хорошим семенем. Они взошли и появились вместе, и то и другое (как предсказал сам наш благословенный Господь) будет «расти вместе до жатвы» (Мф. 13.30 KJV). Но пусть верные не унывают по этому поводу. Плевелы всегда следует отличать от хорошего семени. Господь в Своем провидении имеет милостивый замысел в каждом устроении. У вас должны быть и разномыслия (ереси), говорит апостол, "чтобы открылись искуснейшие" (1 Кор.11.19).  Поэтому даже ошибочные мнения не остаются без пользы в нынешнем состоянии Церкви, поскольку они служат для установления и доказательства истины, и из этого испытания всегда выяснялось то, что Евангелие не только проявляет большую ясность, но и приносит все больше доказательств своей Божественной власти.
Каждый век отличался особым способом проявления враждебности по отношению к принципам нашей святой веры. Открытой атакой и коварным замыслом ложный друг и признанный враг одинаково направляли свои удары, чтобы разрушить Церковь. Но мы знаем, Кто сказал, что Его Церковь основана на скале, которой врата ада не одолеют (Мтф.16.18). Враги, выступившие против христианства, только сломили свои стрелы о его непроницаемый щит и, уставшие от неравного боя, в молчании удалились с поля.
Однако было бы напрасно ожидать, что все противостояние прекратится. Господь Дух допускает существование ошибок, чтобы достичь большего блага. Таким образом, истина, когда она открыта, ставится на более прочное и надежное основание, и в то же время она отвечает необходимым целям испытания, чтобы исповедовать веру истинного верующего.
Кроме того, в то время как испорченные страсти человеческого разума остаются неизменными, всегда найдутся те, кто будет заинтересован в противодействии чистой системе нравственности, содержащейся в Евангелии, и в то время как религию ищут другие, «посредством философии и тщетного обмана», по человеческой традиции, а не по Христу" (Кол.2.8 KJV), гордость разума не будет легко с покорностью маленьких детей смиряться с тем, что так необходимо для принятия этих учений, которые особенно важны для христианской веры.  Поэтому из-за обоих этих причин религия Иисуса всегда будет встречать противодействие.
Споры нынешнего времени, по-видимому, относятся к этому последнему роду. Под мнимым предлогом, что один разум способен определить меру религиозной веры, определенный род людей (и в одежде друзей христианства), как предполагалось, проанализировал несколько частей откровения этим стандартом и безоговорочно отверг все вещи, которые невозможно объяснить разумом, считая невозможным, чтобы они исходили от Бога. Таким образом, опрометчивой и смелой рукой эти люди вырвали из Евангелия все священные тайны нашей святой веры, свели целое к простой системе этики и унизили божественного Автора нашего спасения до характера, не более высокого, чем у учителя нравственности, равного Сократу или Конфуцию. Более того, это учение занеслось настолько, что те, кто имеют опасную честь превосходства в этом мнении, заявили, что понятия даже апостолов недопустимы и не имеют никакого значения для них.
Когда ошибки этой роковой тенденции возникают в мире и выходят на публику под влиянием выдающихся имен, мы не можем слишком сильно насторожиться, чтобы отразить соблазнительное влияние. Богочеловечество Христа является главным краеугольным камнем в здании христианства. Удалите его из здания, и вся конструкция немедленно пошатнется. Основание будет потрясено до самого центра. Сразу возникнет очевидная диспропорция между целью и средствами; важностью предложенного предмета и средств, которыми он был достигнут. И тогда великое учение об искуплении падает на землю, и все богатые обетования Евангелия исчезают.
Хотя в не столь важных моментах мы не можем не сожалеть о том, что среди искренних исповедующих христианство должны быть какие-то разногласия, но когда они относятся к вопросам простой формы или церемоний и не касаются основ религии, спорить было бы глупо. Такие разногласия возникают из-за слабостей и предрассудков человеческой природы и являются результатом этого несовершенства и слабости, которые отмечают наши самые лучшие достижения. Но когда важнейшая часть Евангелия подвергается нападению; Божественность нашего благословенного Господа ощутимо отрицается; Он Сам причисляется к ошибающимся людям; всякое поклонение Ему категорически запрещается и члены авторитетной Церкви клеймятся идолопоклонством - нельзя относиться к таким упрекам безразлично. Как может любой подлинно верующий с таким безразличием видеть эту благословенную Личность, Чьим священным именем мы называемся, униженной и обиженной? Конечно, должно быть нашей обязанностью выступить вперед и с уверенностью утверждать достоинство того Бога, под Чьим знаменем мы служим, и чистоту поклонения, которую мы исповедуем! Против такого рода нападок не может быть никакого фанатизма. и никакие либеральные умы не будут считать справедливую защиту наших принципов несвоевременным усердием. Нет, наше молчание скорее может быть истолковано как молчаливое признание того, что мы не считаем такое учение неприемлемым и, следовательно, позволяем ему подлым образом найти убежище в учреждении, которое мы не смогли защитить.
Но хотя благодарность, долг и все важные интересы религии требуют от нас этого, и оставаться наедине и равнодушными было бы непростительно преступным, однако, выступая против мнений, мы никогда не противостоим человеческим личностям. «Оружие нашей войны не плотское, но могущественное от Бога, для сноса крепостных стен и пленения каждой мысли в послушании Христу» (2 Кор. 10. 4-5 KJV). По правде говоря, каждый искренний друг Евангелия должен желать, чтобы все вопросы могли обсуждаться не только с христианским характером и искренностью, но и с чем-то большим, нежели просто с любовью и доброй волей. Это делается не для победы мнения, которое мы защищаем, но для истины.
Наши самые искренние желания состоят в том, чтобы «все могли познать истину и быть спасены» (1 Тим.2.4 KJV). Поэтому, стремясь, стремясь к этой великой цели, мы никого не осуждаем за его религиозность и принципы. «Пред своим хозяином он стоит или падает»(Рим.14.4.) Слишком сознавая наши собственные многочисленные недостатки, мы не смеем быть строгими и беспощадными к несовершенствам других.. И если мы окружены таким большим количеством тьмы в нынешнем состоянии бытия, то мы едва ли можем судить об вещах, которые находятся рядом с нами, с какой-либо точностью или, конечно, мы хорошо знаем, как мало мудрых из нас знают о природе и устроениях Бога. Хотелось бы, чтобы все партии и убеждения христиан должным образом учитывали это обстоятельство, чтобы каждый мог «научиться смиренно думать о себе и так, как он должен думать». Но какое приятное и обнадеживающее облегчение для ума - это милостивое обетование Писания, что если мы попадем под благословенное руководство великого Духа истины, Он поведет нас ко всей истине (Иоан.14.13). «Если мы верим в Господа и не полагаемся на собственное понимание, а во всех наших путях признаем Его, Он будет направлять наши пути (Притч.3.5- 6.). «Ибо тайна Господня в тех, которые боятся Его, и Он покажет им Свой завет» (Пс. 25.13 KJV).
С учетом этих целей и под скромной надеждой на Божию помощь я намерен в этой и нескольких последующих беседах исследовать доказательства Божественности нашего Господа. Вопрос чрезвычайно интересный, а значение важнейшее. Ибо, если можно доказать, что свидетельство Писания противоречит этой доктрине, то из этого следует, что вера, которую мы исповедуем, и форма поклонения, которую мы наблюдаем, основаны на неправильных принципах; и всякая санкция почтенных имен или рвение благочестивых реформаторов будут совершенно недостаточны, чтобы оправдать наше пребывание в них. Но если из самого строгого расследования выяснится, что эта великая статья нашей церкви возникла непосредственно из самих Священных Писаний и полностью зависит от этого высшего авторитета, то нам остается только пожалеть тех, кто отличается от нас, и молиться за их обращение. Их возражения вместо того, чтобы наносить ущерб нашему делу, оказались полезными для него, позволив нам показать, что «наша вера не в мудрости человеческой, но в силе Божией» (1 Кор. 2.5).
При рассмотрении этого замысла моей обязанностью будет представить вам доказательства, которыми мы обладаем, чтобы доказать Богочеловечество Христа. Вашим делом будет  рассмотреть то же самое с осторожностью и беспристрастностью. И поскольку наше спасение основано и объединено на одном общем деле, вы отдадите должное, по крайней мере, моей честности, если не моему пониманию. Я должен быть совершенно недостоин священной должности, которую я занимаю среди вас, если бы я был способен уйти от такой наводящей страх заботы. Поэтому я не преувеличу, говоря, что я получил веру в эту великую доктрину с самой полной убежденностью. Это вера, с которой я надеюсь, под Божественной милостью, всегда жить, и в которой я надеюсь умереть. Но, стремясь исполнить то, что, по-видимому, является только моей обязанностью, поставив этот великий принцип Евангелия перед вами на его надлежащей основе, я никому не желаю беспрекословно следовать только моему мнению. О столь значительном предмете каждый человек, насколько он может, должен судить сам. Подобно верийцам, которые упоминаются в священной истории с таким почетным свидетельством, я бы хотел, чтобы вы «ежедневно изучали Священные Писания» (Деян., 17.11).
 Счастлив тот христианин, чей опыт в Божественных истинах подтверждает доктрины, которые раскрыты в них! Это тот, кто (как говорит апостол) в «вере в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом» (1 Иоан.5.10). Если религия вообще важна, она должна быть очень важной; безразличие в ней непростительно; невнимательность даже хуже, чем глупость. Несомненно, долг каждого человека - по крайней мере, если не дать ответа другим, то иметь возможность удовлетворить надежду собственного ума, заключенную в ней, ибо человек должен быть неизбежно потерян для всех великих вещей вечности, если он может воспринимать себя независимо от таких бесконечных последствий, которые так сильно касаются спасения его души. Останьтесь же со мной, я умоляю вас перед ужасным престолом Божьим, и позвольте мне смиренно просить помощи свыше, чтобы внимание к этому торжественному вопросу, как того, кто говорит, так и тех, кто слышит, могло быть вознаграждено Его милостью. Только «Бог может дать нам Дух мудрости и откровения в познании Его: глаза нашего понимания просвещаются, чтобы мы могли знать, какова надежда нашего призвания (Еф. 4. 18-19). чтобы мы могли доказать  столь превосходные вещи и чтобы мы были искренни и непорочны до дня Христа (Фил. 1.10).
И здесь, прежде чем я открою доказательства в поддержку Божественности нашего благословенного Господа, я умоляю раз и навсегда предположить, что я не сделаю никаких выводов в пользу этой доктрины, кроме как из Писания; во всех спорных вопросах религии это, безусловно, единственный безошибочный стандарт нашего суждения. Я готов признаться, что никакие учреждения или комментаторы не имеют решающего значения для меня по этому важному вопросу. Тот, кто косвенно следует мнению людей, может быть обманут. Из чистого и нетленного слова Божия не может быть опасности заблуждения. Только к этому авторитету я склоняюсь: и я надеюсь, что вы не найдете ничего в ходе этих проповедей, на чем я мог бы настаивать с наименьшим акцентом, если это не может быть ясно доказано из свидетельства Писания.
Нет необходимости приводить какие-либо доказательства подлинности самих священных книг. Самым стойким поборникам неверия еще никогда не удавалось опровергнуть признаки истинной правды и чистоты, с которыми эти записи передаются нам. Если бы эти рассуждения действительно были направлены против спорных сочинений деистов, то, возможно, было бы необходимо взять более широкий круг источников и показать авторитет, на котором они основаны. Но так как мой нынешний замысел имеет другую природу и предназначен только для того, чтобы помешать вашему уму отвлечься от мнения, вредного для христианства, и выдвинуть позицию самих христиан, которые признают вместе с нами писания Нового Завета подлинными, нет необходимости в этом случае выдвигать какие-либо доказательства в их поддержку. Поэтому, принимая как должное то, что священная Книга признана подлинной, я немедленно перейду к тому, чтобы представить вам великое множество свидетельств, которыми изобилует Писание, чтобы доказать Божественность Сына Божьего и что Иисус является в полном смысле этого слова: «Един с Отцом над всем, Бог благословен во веки веков. Аминь».
Слова текста, которые я считаю наиболее подходящими для цели раскрытия темы о Божественности Христа, не являются небольшим доказательством великого вопроса, о котором идет речь. Наш благословенный Господь был допрошен фарисеями и саддукеями (и явно не с самым дружелюбным замыслом) по определенным вопросам мнений, свойственным каждой из этих сект. После этой беседы Иисус сам предложил им вопрос в тексте: «Что вы думаете о Христе? Чей Он сын? Они говорят ему: сын Давидов. Он говорит им: как же Давид по духу зовет его? Господом, говоря: Господь сказал Господу моему: сядь по Мою правую руку, пока Я не положу врагов твоих ногами твоими? Если Давид тогда назовет Его Господом, чей Он сын?". Пусть любой человек с простым пониманием прочитает этот отрывок в Новом Завете, а затем определится для себя. Не поразит ли он его мгновенно, что наш благословенный Господь хотел сделать вывод, что Он  несколько выше природы просто человека, что и предназначено отличать характер Мессии? Это, несмотря на то, что Христос, согласно плоти, должен был появиться из семени Давида, но в то же время по Своей высшей природе он должен был стать Господом Давида. Что аргумент нашего Спасителя был рассмотрен в этом свете его слушателями, и что он вызвал такое убеждение в их умах, кажется весьма вероятным. Евангелист добавляет: «Они не могли ответить ему ни на слово, и никто с того дня не задавал Ему больше вопросов».
Но проходя мимо этого аргумента в пользу нашего дела, я не придаю этому особого значения. Это вопрос только в тексте, который я хочу использовать в качестве основы для этой беседы: «Что вы думаете о Христе? Чей Он сын?». Является ли Он, по мнению наших современных социниан, просто не кем иным, как человеком; или, согласно учению Писания, Он Сын Божий? Это великий и интересный вопрос, который необходимо обсудить при рассмотрении этой темы. И мои искренние молитвы Богу, которые лишены всякого партийного привкуса и беспристрастны вне малейшего предубеждения, наши исследования могут быть направлены под влиянием этого благословенного Духа истины, «Который поведет нас ко всей истине».
Для разума, совершенно свободного от предрассудков и открытого для убеждения, бесчисленные отрывки, которые мы встречаем в Писании, в которых полностью и недвусмысленно провозглашается, что Христос является Сыном Божьим, могут, как можно подумать, решительно доказать Его Божество. Ибо такое выдающееся и своеобразное наименование не может быть применено к Нему с наименьшей тенью разума, если только его притязания на отношения, которые оно включает, также не будут приняты.
Тем не менее, некоторые, что наделяют нашего благословенного Господа с большей степенью достоинства, нежели любой пророк или посланник Бога, который предшествовал Ему, до сих пор не осознали, что из этой фразы «Сын Божий» не может быть получено ничего, что могло бы послужить аргументом, с которым Христос повсюду упоминается в Священных Писаниях. И, помимо прочего, они установили, что этот титул иногда дается также в Писании ангелам, магистратам и даже хорошим христианам. Удивительно, что люди с самыми проницательными способностями не готовы сразу воспринимать очень разные обстоятельства, при которых это наименование используется применительно к людям, и когда говорится о Христе, о Нем говорят, что Он не только «Сын Божий»; но объявлен Сыном Божьим "в силе"; а также  Он «выразительный образ Его лика» (Рим. 1. 4., Евр. 1.3 KJV). Те, кто так готов сопоставить притязания нашего Господа на этот титул с теми из основной массы выдающихся людей, которым он иногда дается, я думаю, затрудняится объяснить на тех же принципах, в каком смысле мы должны понимать термин, когда он связан с наиболее выразительными фразами, такими как «Единородный Сын Божий, Который был в лоне Отца ", «Возлюбленный Сын Божий» и «Дорогой Сын Божий, образ невидимого Бога, первенец всякого творения» (Иоан. 14.18, Мтф.3.17, Мк.9.7; Лк.9.35, Кол.1.13-15). Должно быть что-то определенно своеобразное в этих случаях, и отличное от общепринятого употребления фразы, когда она используется в качестве превознесения конкретным лицам. Но, в дополнение к этим поразительным особенностям, есть и другие подтверждающие обстоятельства, которые ставят этот вопрос вне всяких сомнений, и я очень удивлюсь, если самая экстравагантная широта смысла может вместить их.
Если я смогу доказать вам, что этот выдающийся титул, в котором Христос повсюду в Новом Завете называется Сыном Божьим, не был применен к Нему только Его последователями, но он был индивидуальным характером, благодаря которому Его поручение и авторитет должны были стать известными, то это было впервые объявлено ангелом в его обращении к Марии во время Благовещения, а впоследствии принято Самим нашим Господом при Его вступлении в Его публичное служение; Он Сам получил свидетельство голоса с небес, в подтверждение своей истины, не раз, во время осуществления это служения; и  даже духи тьмы дали Ему одно и то же свидетельство: короче говоря, этот титул однозначно характеризовал Его Личность, пока он продолжал жить на земле, и является отличительным именем, под которым апостолы и вдохновенные писатели открывали Его учения всем эпохам Церкви; и  эти факты не зависят от единственного отрывка сомнительного смысла или значения, но одно неизменное свидетельство охватывает весь объем Писания. Если я скажу, что могу это показать, то надеюсь, что это будет убедительным и удовлетворительным для каждого честного человека. Поэтому позвольте мне представить вам несколько свидетельств такого рода, которыми подтверждается это ведущее доказательство Божественности Христа.
Первый пример - это пример ангела в его приветствии Марии. "Святой Дух сойдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; и то святое, что родится от тебя, будет называться Сыном Божьим" (Лк.1.9). Теперь вот явная и положительная причина, почему Иисус назван Сыном Божьим: Он рожден от Святого Духа, нисшедшего на Марию, и силы Всевышнего, осенившей ее, благодаря чему как наш благословенный Господь, получивший свое существование во плоти от Божественной Силы, и без вмешательства человеческого отца, Он был по-настоящему и правильно назван Сыном Божьим Это обстоятельство, явно присущее Христу, и благодаря которому это название становится применимо только к Нему. Если бы зачатие не было чудесным, а естественным следствием брака Марии с ее мужем, не могло быть никаких причин для этого наименования. Есть также что-то очень примечательное в выражении ангела: он не говорит, что из-за этой осеняющей силы Всевышнего «дитя» будет называться Сыном Божьим, но "Святое", проведя тем самым поразительное различие между Словом, ставшим плотью, и самым высоким из сотворенных существ.
Второе доказательство, которое я привожу в качестве исключительного утверждения Христа на этот титул, которое я лично рассмотрел, - это свидетельство голоса с небес как во время Его крещения, так и снова в Его преображении: «Это Мой возлюбленный Сын, в Котором Мое благоволение" (Мтф.3.17, 18.5, Лк.9.35, Мк.9).  Это также, я полагаю, является еще одним очень поразительным различением между обычным понятием, наблюдаемым среди людей, посредством которого выдающихся людей можно отличить выдающимися титулами, и авторитетом голоса с небес, дающего столь необычайную демонстрацию достоинства Того, к Кому он был применен. Если это может быть где угодно и в любом случае, что любой человек среди сынов человеческих когда-либо получал такое свидетельство свыше, то это свидетельство Иисуса во время Его крещения и преображения будет значительно уменьшено при сравнении с Его важностью; но если нет, и должно быть ясно доказано, что Христос отличался от нас, то из этого ясно следует, что, должно быть, было что-то особенное в Его Личности и характере, из того, что он получил такие сверхъестественные свидетельства Своего достоинства.  Ибо мы можем рискнуть спросить, по словам апостола: «Кому из ангелов когда было сказано: Ты Мой Сын, сегодня  Я родил Тебя?» (Евр.1.5 KJV).
 Но, в-третьих, у нас есть другие свидетельства, помимо свидетельства ангела, и голос свыше, потому что духи тьмы привели свои невольные доказательства  той же великой истине. Прочитайте только последнюю часть 4-й главы Евангелия от Луки и определите, на каком основании Христос называется Сыном Божьим. «И в синагоге был человек, у которого был дух нечистый, и он громко закричал, говоря: оставь нс в покое, что нам делать с тобою, Иисус из Назарета; Ты пришел, чтобы мучить нас? Я знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий. И бесы также вышли из многих, взывая и говоря: Ты Христос, Сын Божий. И Он, упрекая их, заставил их молчать, потому что они знали, что он был Христом". Каковы убедительные доказательства того, что они все вместе соглашаются, что этот титул, данный Христу, является своеобразным и уместным! То, что любой человек может не согласиться с Божеством Иисуса, когда даже отступнические духи не могут удержаться, непонятно и удивительно.
Когда мы добавим к этим сильным свидетельствам еще одно доказательство того, что наш благословенный Господь Сам принял этот титул и на нем основал Свою миссию, потому что Он был Сыном Божьим, это сразу определяет целое, ясно показывая на то, что именно по Его собственным заявлениям мы имеем право применять к Нему это священное наименование; и отсюда у нас есть основания также сделать вывод, что это выражение несет в себе всю идею, так что мы можем вывести из него Его божественную и вечную природу. Было бы утомительно подробно описывать каждый случай такого рода, с которым мы встречаемся в истории нашего благословенного Господа. Пусть хватит нескольких отрывков.
Христос исцелил калеку в субботу, за что фарисеи стремились убить Его, но Иисус ответил им: «Мой Отец до сих пор работает, и Я работаю»; поэтому иудеи еще больше стремились убить Его, потому что «Он не только нарушил субботу, но и сказал, что Бог был его Отцом, делая себя равным Богу» (Иоан. 7.18). Доказательством этого является то, что наш благословенный Господь принял этот титул и что евреи поняли его в свете притязаний и равенства с Отцом, из-за чего они были чрезвычайно раздражены против Него. Через некоторое время после этого на встрече, которую Христос провел с евреями, и на которой он провозгласил Свое единство с Отцом: «Я и Мой Отец - одно», они снова взялись за камни, чтобы побить его камнями;  но Иисус потребовал причину, по которой они хотели это сделать; они ответили: «За богохульство, потому что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом» (Иоан.10.30,33). Может ли что-нибудь быть более значимым, чем это?
Опять же, по тому же случаю, когда Христос открыл глаза тому, кто родился слепым, и из-за этого между евреями и этим человеком возникло много ссор и споров, которые привели к тому, что он вышел из синагоги, наш благословенный Господь. встретил Своего пациента и предложил ему этот самый вопрос: «Веришь ли ты в Сына Божия? - он ответил и сказал: кто Он, Господи, чтобы я мог Ему поверить? И Иисус сказал: ты видел Его, и Он говорит с тобою. И он сказал: Господи, я верю. И он поклонился Ему"(Иоан.9.35-38). Вот свидетельство, наиболее выразительное, ясное и положительное, которое может быть, и оно соединилось также с признанием Божественного достоинства Иисуса. Если бы Христос принял этот титул и принял почтение и поклонение в силу его, разве это не было Его правом? Не был ли готов этот кроткий и смиренный Спаситель исправить ошибку человека, и воспользоваться столь хорошей возможностью отказа от такого титула, или же предписание поклониться Ему как Богу было несомненно, а Его отношение к Отцу полностью понятно и неоспоримо? Тогда судите, на каком опасном основании стоят эти люди, которые с такой уверенностью шагают вперед, чтобы отнять у Сына Божьего Его должное, и стремятся унижать вечного Сына Отца до состояния бедного существа, подобного нам! Насколько иное мнение апостол Петр имел относительно истинного характера своего Учителя и какие чувства он испытывал к притязаниям нашего Господа на этот титул, можно легко получить из выражений, которые он использовал в своем пути к Кесарии Филипповой. Когда Христос, чтобы испытать свою веру в Него, предложил своим ученикам этот вопрос: «За кого люди принимают Меня, Сына Человеческого?». Они сказали: Некоторые говорят, что Ты Иоанн Креститель; некоторые - что Илия; другие Иеремия, или один из пророков". И когда Христос захотел узнать, что они о нем думают, Петр, как обычно, сразу же провозгласил: «Ты Христос, Сын Бога живого». Может ли кто-нибудь предположить, что это было сказано только в качестве комплимента? Разве Петр сказал бы человеку, подобному себе: Ты Христос, Сын Бога Живого? Возможно ли принять такое мнение? И особенно когда он добился для себя этой славной похвалы: «Благословен Ты, Симон Бар Йона, ибо не плоть и кровь явили это тебе, но Отец Мой Небесный» (Мф.16.13.) - было ли это тем, что, как объявил Христос,  это истина столь превосходной природы, что человеческая проницательность была неравным средством для ее открытия, и что этно могло быть открыто только Богом-Отцом. Можно сказать, что та же самая Божественная истина действует сегодня. «Естественный человек не принимает вещей Духа Божьего, потому что они для него глупость, и он не может знать их, потому что они различимы духовно» (1 Кор. 2.14 KJV).
Я упомяну только еще один отрывок в подтверждение того, что наш Господь принял этот титул; и это тот случай, когда Он предстал перед судом, когда первосвященник потребовал от Иисуса  торжественно сказать ему, «есть ли Он Христос, Сын Божий» (Лк. 22.70) или как эквивалент фраза другого евангелиста выражает это: «Ты Христос, Сын Благословенного?» (Mк.14.61). И когда наш Господь объявил, что Он таков и есть первосвященник разодрал свою одежду, сказав, что Он говорил богохульство. Разве он счел бы это за богохульство, если бы оно было расценено как не что иное, как обычный дополнительный титул, данный выдающимся персонажам ex offtcio? Гораздо меньше он объявил бы, что Иисус заслуживает смерти в результате этого. Разве это не самоочевидно, что евреи рассматривали данное выражение в полном смысле слова; и что это, как следствие, стало в их понимании богохульством, если встать на эту ошибочную точку зрения? И не ясно ли ясно, что Христос положил Свою жизнь в поддержку Своих справедливых претензий на этот титул?
Такие неоднократные доказательства рассматриваемого вопроса не оставляют места для сомнений в том, в каком смысле мы должны рассматривать предположение Христа о Его характере и какие идеи мы прилагаем к этому выдающемуся наименованию. Каждому откровенному и непредвзятому уму должно быть ясно, что используемый термин применительно к личности Иисуса отличается наиболее существенно, когда он используется в дополнение к любому другому из "сынов человеческих". И если у нас есть полномочия сделать какие-либо выводы из какого-либо одного факта в мире, мы можем с полной уверенностью сделать вывод из этих случаев, что наш благословенный Господь в высшем и наиболее полном смысле этого слова является Сыном Божиим". «Если мы получим свидетельство людей, свидетельство Божие будет сильнее, и это свидетельство Бога, которое Он засвидетельствовал о своем Сыне» (1 Иоан. 5.9 KJV).
 Мне не нужно будет идти дальше и перечислить несколько мест, с которыми мы встречаемся в Писании, в которых Христос особенно выделяется этим титулом среди Своих апостолов и последователей. Я думаю, что после уже проведенного обзора, и особенно свидетельства нашего Господа по этому вопросу, это будет излишним. С учетом того, что уже продвинуто в этом вопросе, я хотел бы, чтобы сказанное рассматривали только как основную часть доказательства, которое я намерен выдвинуть при обсуждении важного вопроса о божественности нашего Господа.
Я не могу не думать, что несколько обстоятельств, которые я изложил перед вами, в отношении самой фразы применительно к нашему Спасителю, являются поразительными и особенными; но они не настолько важны для нашего дела, чтобы заставить нас ставить на них наибольший акцент. Аргумент, вытекающий из этого, и многое другое, я думаю, мы могли бы с безопасностью отдать, и при этом сохранить достаточно, чтобы доказать учение, которое я хочу подтвердить в ваших умах.
Божество Иисуса является настолько заметной чертой в Евангелии, и оно подтверждается свидетельствами, которые так тесно влияют на нас со всех сторон, что, я уверен, что ни одна из религий Христа не способна быть ясно доказанной и подтвержденной без Его притязаний на Божественную природу. Я должен немедленно перейти к свидетельствам, содержащимся в Священном Писании об этом великом учении, но их важность требует более полного и конкретного обсуждения, чем позволит ваше нынешнее внимание. Поэтому я оставляю их для следующей встречи. А пока подумайте над тем, что было сказано, и пусть Господь даст вам правильное понимание во всем.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn