Даши Намдаков

Вячеслав Костюченко
Вместо вступления.

Давайте для начала с вами разберёмся, а кто же собственно такой художник? Ну, художник — это такой человек, который хорошо рисует, скажите вы и будете совершенно правы.
А что значит хорошо рисует? – спрошу я вас.
Есть художники, которые прекрасно рисуют то, что они видят и называются они - реалисты, но, самом то деле все художники рисуют то, что они видят, но об этом чуть позже.
 
Реализм зародился очень давно, и по своей сути, для очень многих зрителей — это аналог современной фотографии, это всегда был гимн всему сущему, гимн Творцу и всем его творениям на Земле.

Но, смотрите! Вы вдруг увидели сон, реален ли он? Нет! - скажите вы проснувшись, но, когда вы были во сне он, вполне возможно, был для вас более реален чем сама ваша жизнь, вот что удивительно! Во сне вы так же чувствовали боль и страх, во сне вы чувствовали полёт, вы любили и ненавидели, вы смеялись и плакали, вы целовались и не было в нашей жизни более сладких поцелуев чем эти! И как же не хотелось нам всем просыпаться в этот момент, ведь верно!?

Так что же более реально: сон, или та наша жизнь, в которой вы сейчас читаете текст о вашем сне? Если бы вы умели рисовать, вы рисовали бы ваши сны? Тех удивительных животных, что встречали вы в своих путешествиях, тех людей, которые были там вам дороги? Сон удивительнейшее из мест в самом центре мироздания, где сходятся вместе дороги мириадов миров и где бываем мы с вами буквально каждую ночь, куда убегаем мы, когда нам страшно, или же когда очень одиноко…
Художник рисующий свои сны, он - реалист? А если мастер рисует целые вселенные, которые он видит перед собой и не во сне, а как будто… если бы вдруг… перед ним приоткрылась некая завеса, и к нам сюда, через эту дверь врываются удивительнейшие создания, которые обретают форму именно благодаря мастерству художника.

Какая может быть это форма? Любая. У вселенной нет и не может быть границ, и несмотря на, казалось бы, совершенно безумные и немыслимые, с точки зрения современной науки, расстояния мы с вами, в наших снах, а художники практически всегда, способны преодолевать их мгновенно.
 
Мы смотрим на звёзды, мы слышим звёзды, но видим ли мы тот же свет что фиксируют приборы, или же мы видим тот свет, который испускает звезда, если бы мы с вами были с ней рядом в этот момент? Про зрение мы с вами, возможно, тоже ещё немного поговорим, но позже, сейчас основной задачей данного текста является понять художника, понять процессы, механизмы, которые происходят в момент его творчества, и постараться на очень простых примерах их описать.

Итак, форма может быть любая, и по большому счёту любая форма есть ничто иное, как просто энергия и не более того, а значит, рисующий человек - художник рисует, прежде всего, энергию, пытаясь изобразить эту энергию, её цвет, её звучание, её свет максимально реалистично, так как он её увидел в этот момент, а значит, он тоже реалист, ну если конечно не старается, иногда, ради популярности и небольшого количества денежных знаков, изображать на холсте не то, что он на самом деле видит, а, допустим, свои фантазии, что, впрочем, тоже весьма неплохо, но к настоящему видению никакого отношения не имеет.

А кто же такой скульптор? В скульптуре, по большому счёту, просто добавляется ещё одно измерение, вот и всё! Интересно, а где-нибудь во вселенной есть многомерные скульптуры? Я думаю, что наверняка есть, их просто не может не быть, но скорее всего, они должны быть похожи на музыку, ведь именно музыка имеет одновременно миллиарды форм, рождая бесчисленное количество их комбинаций в голове у каждого слушателя.

Настоящая живопись, архитектура, скульптура, музыка — это всегда, прежде всего, магия, некий шаманизм. Почему? Да потому что художник, в процессе своего творчества, как бы из ничего, из различнейших, разрозненных форм материи, создаёт что-то, то, что обладает, весом, объёмом, формой, запахом, цветом, размером, звуком, а главное образом. Он придаёт, в момент своего творчества, другую, новую форму энергии, материи, и что самое удивительное, эту форму начинают видеть и другие люди. А как по-другому то!? - спросите вы меня. И правда, а как!? - улыбнусь я в ответ.
 
И вот именно такое творчество, творчество замечательного художника, скульптора, ювелира и настоящего шамана я хочу сегодня вам представить.

Даши Намдаков родился в бурятском селе Укурик, в Забайкалье. Полное имя — Дашинима «Даши Нима» — с бурятского языка «Удачливое солнце». Являлся шестым ребёнком в многодетной семье Бальжана и Буда-Ханды Намдаковых, у которых в общей сложности родилось восемь детей. Семья художника, скульптора, ювелира принадлежит к древнему роду кузнецов-дарханов «дархатэ», из которого выходили лучшие ювелиры, мастера и художники. Только им дозволялось работать с огнём, священным символом избранности. Отец — Бальжан Намдаков, известный народный мастер — кузнец и художник, занимался написанием буддистских тангк, скульптурой, резьбой по дереву, ткал ковры.

По вероисповеданию Намдаков, как и его родители, является буддистом.
До семи лет Намдаков не говорил по-русски, жил в доме родителей. В связи с этим он позже отмечал: - У меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И когда я пошёл в школу, мне сказали: «Весь мир вмещается в этот лист, всё остальное выбрось из головы. Это твое больное воображение». И мир ужался в этот лист. И даже сейчас, став уже вполне сформировавшимся человеком понимаю, что всю жизнь борюсь, как мне избавиться от этого листа, который меня ограничивает; всем, что я умею, я, прежде всего, обязан своим родителям, своей родине.

Даши учился в интернате, где из-за строгой дисциплины постоянно находился в состоянии глубокой депрессии. Это вылилось в тяжёлое заболевание желудка и в перенесение четырёх операций, что, однако, не помогло. Вылечила Намдакова шаманка, проведшая сложный, древний обряд. И именно это, как говорят, оказало влияние на его последующее творчество, поскольку та объяснила ему, что болезнь является платой за разрыв связей с природой.
Даши Намдаков начал работать в мастерской бурятского скульптора Г. Г. Васильева в городе Улан-Удэ.

Поступал в Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года, но не прошёл по конкурсу и поступил на архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института, но не окончил, поскольку понял, что должен заниматься скульптурой.

В 1988 году поступил в Красноярский государственный художественный институт, учился у художников и скульпторов Л. Н. Головницкого (приехавшего для преподавания в Сибирь из Ленинграда), Ю. П. Ишханова, А. Х. Боярлина, Э. И. Пахомова. Окончил институт досрочно благодаря содействию Головницкого. Дипломный проект писал, будучи закрытым в мастерской у Головницкого, посчитавшего, что это позволит Намдакову полностью погрузиться в творчество и ни на что не отвлекаться. Там же Намдаков сдавал экзамены приходившим к нему преподавателям.

После окончания института в 1992 году Даши возвращается в Улан-Удэ, где продолжает работать. Здесь же он открыл маленькую (в несколько квадратных метров) ювелирную мастерскую, где занимался изготовлением скульптурных изделий, стилизованных под находки из древних курганов. Позднее он вспоминал: «Эти деньги и часть зарплаты моей супруги, которая тогда работала в Сбербанке, мы тратили на бронзу. А ведь литьё из этого материала — целая технология. Одному это сделать практически невозможно — нужны люди, которым надо платить зарплату. Я вообще думаю, что скульпторов у нас было бы гораздо больше, если бы можно было проще организовать этот процесс». График его работы в это время был следующим: две недели — изготовление украшений на продажу, следующие две недели — занятие творчеством «для души».

В 2000 году прошла первая персональная выставка Даши Намдакова в Иркутске, которая получила самые высокие оценки и сделала его знаменитым.
Работы Д. Б. Намдакова выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Произведения выполнены из бронзы, серебра, золота, меди, драгоценных камней, а также из кости (бивень мамонта), конского волоса и дерева. Скульптура, ювелирные изделия, графика и гобелены имеют ярко выраженный уникальный авторский стиль, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы. По эскизам Даши Намдакова члены его семьи мастерят кукол (куклы выполнены в виде скульптур в стилизованных национальных одеждах).

Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, Музее современного искусства в Москве, в музеях многих стран мира, в том числе — в «Тибет-Хаусе» (Нью-Йорк) и «Музее искусств» (Гуанчжоу, Китай). Скульптуры имеются в частных коллекциях В. В. Путина («Стихия»), М. Ш. Шаймиева («Всадник»), Ю. М. Лужкова, Р. А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Работами Д. Б. Намдакова обладают Герхард Шрёдер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, а также актриса Ума Турман.

В Лондоне 14 апреля 2012 года установили монументальную скульптуру Чингисхана работы Даши Намдакова.
Скульптуры Д. Б. Намдакова «Маски» и «Актёр» явились призами Всероссийского фестиваля современной драматургии им. Вампилова (Иркутск, 2002, 2003), а скульптура «Хозяин» — Международного фестиваля документального кино в Иркутске (2002). В 2003 году он был награждён серебряной медалью Российской Академии Художеств.
С 2004 года живёт и работает в Москве, с 2014 года — в Лондоне.

В 2007 году выступил художником фильма режиссёра Сергея Бодрова «Монгол». За свою работу в этом фильме Д. Б. Намдаков получил премию «Ника» «за лучшую работу художника» и премию «Белый слон» Гильдия киноведов и кинокритиков России.
Выставки
C 21 декабря 2007 г. по 13 января 2008 г. прошла персональная выставка Д. Б. Намдакова в Государственной Третьяковской галерее в Москве, где выставлялись его работы за предыдущие семь лет.

В ноябре 2008 г. в Иркутском областном художественном музее имени В. П. Сукачёва открылась экспозиция Даши Намдакова «Преображение».

С 26 февраля по 4 апреля 2010 г. в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже, при поддержке ОАО «Атомэнергомаш» (госкорпорация «Росатом»), в контексте шедевров археологической коллекции была экспонирована выставка Д. Б. Намдакова «Ностальгия по истокам. Вселенная кочевников Даши Намдакова».

С 1 июня по 31 июля 2011 г. — в Казани, в Национальной художественной галерее «Хазинэ», проходила выставка Д. Б. Намдакова «Вселенная кочевника», которую посетил президент Республики Татарстан Р. Н. Минниханов, государственный советник Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев, председатель Государственного Совета Республики Татарстан Ф. Х. Мухаметшин и другие официальные лица. Всего на открытии выставки присутствовало более четырёхсот человек, общее число посетителей составило около 4,2 тысяч человек.

С 24 апреля 2014 года до 15 сентября 2014 года в Государственном Историческом музее России на Красной площади проходит выставка «кочевнической» культуры античной, древней и современной России, где широко представлены работы Д. Намдакова в основных залах (кентавр и крылатая львица) и на дополнительной выставке археологических памятников степной и лесостепной России (в том числе — из фондов Иркутского областного краеведческого музея).

В Красноярском государственном художественном музее имени В. И. Сурикова 26 июня 2014 года в рамках IV Международного музыкального фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона была открыта выставка Даши Намдакова.

25 августа 2015 года открылась выставка в галерее Виктора Бронштейна в Иркутске.

с 22 февраля г. по 5 мая 2016 г. в столичной галерее JART прошла юбилейная выставка Даши Намдакова "Погружение". Проект открывает цикл юбилейных выставок Намдакова: в феврале 2017 года художнику исполнилось 50 лет. В проекте «Даши Намдаков. Погружение» представлены наиболее знаковые для художника работы разных лет: «Чингисхан» (2003), «Похищение» (2007), «Стихия» (1999). Зрители также увидят станковую миниатюрную копию монумента «Царская охота» (2014), установленного на набережной Енисея в Кызыле.

Есть очень интересное, большое интервью с Мастером на радио «Эхо Москвы» в Улан-Удэ. И «Реальное время» приводит полный текст этого интервью, в котором художник рассказывает ведущему программы «Большой повод» Игорю Озерову детали своей биографии и историю многодетной семьи Намдаковых. Называет имена творцов, оказавших влияние на его творчество, рассказывает о своем отношении к религии. О сложностях с установками своих скульптур: например, с «Хранительницей» в Татарстане и «Хранителем Байкала» в Иркутской области, а также делится идеями своих новых творений. Это интервью обязательно стоит найти и прочитать.