Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Елена Ишунина
     Жила-была в одном большом селе честная вдова и было у неё двое детей: дочка Алёнушка 12 лет и сынок Иванушка 6 лет. Жили они не бедно, но и не богато: мать работала, по людям ходила, делала что прикажут, дочка дома и в огороде трудилась, да кружева пряла и пряжу плела, а Иванушка ей во всем помогал. Но вот случилась беда: под Пасху попала вдова под сильный дождь, промокла, заболела и прямо на Пасху померла. Схоронили её,  Алёнушка на поминки куличей напекла, да один за образа положила в платочке.
     Плохо стало: Алёнка мала и работать как мать еще не могла, вот и нанялась она к богатому соседу гусей пасти. Выгонит она гусей на лужок у лесного озера, они и пасутся, в озере купаются, плавают, а Алёнка сидит на бережку и кружева плетет, Иванушка то дома хозяйничает, а то с сестрой гусей пасет. Вот однажды он с ней пошел, да и запросился в лесу погулять, земляники поискать. Алёнка его и отпустила, но наказала далеко не уходить. Убежал Иванушка, а там на полянке земляники видимо-невидимо, полный картуз набрал да сам наелся. Вдруг слышит Алёнка вскрикнула и будто плеск раздался. Бросился он назад, а Алёнки нет, только на пригорке где она над озером сидела кружево лежит немного незаконченное и крючок в землю воткнулся.
     Звал он сестру, в озеро заглядывал, но оно глубокое, дна не видно. Собрал он вечером гусей и домой пригнал. Хозяйке ничего не сказал а кружево доделал и отдал как всегда. Так и пошло: он один гусей пас и кружева плёл, а про пропажу сестры молчал.
     Вот однажды сидел он под кустом и плёл кружево как подошел к нему один гусь, самый большой и важный и сказал: "Что, Иванушка, не весел, что ты голову повесил?"
     Иванушка даже опешил: гусь и человеческим голосом говорит, а потом и сказал: "Что же мне веселиться если сестра пропала, утонула она видно."
     - Хочешь её спасти?
     - Хочу!
     - Тогда сегодня как пригонишь гусей ни с кем не говори, ничего не ешь и не пей, а  возьми за иконой кулич и в полночь суда приходи. Сегодня как раз канун Янки-Купалы, русалки из озера выйдут, петь, танцевать, веселиться будут. Вот ты и подай своей сестре кулич, он на её слезах замешан. Да смотри не перепутай её, а то и сестру не спасешь, и сам погибнешь. Твою сестру ведьма в озеро столкнула и утопила, она и мать вашу погубила: поганой водой облила и под дождь выгнала. Сделаешь все правильно, сестра оживёт, а ведьма погибнет.
      Иванушка так и сделал: пригнал гусей, молча кружева отдал и домой пошел, там достал кулич из-за иконы и за пазуху засунул. Стал ночи ждать. Как стемнело, пошел к озеру, а ночь была лунная, как раз полнолуние было, светло как днём. Спрятался он в кусты у берега. В полночь вышли из озера девушки все в белом, волосы распущены и давай петь, плясать, на ветвях ив качаться, а одна что ростом поменьше не петь, не плясать не стала, села на бережку и пригорюнилась. Понял Иванушка что это его сестра, подбежал к ней и сунул ей в руку кулич, она вздрогнула и откусила кусочек. Как она его проглотила так стала живой, бросились они в объятья друг-другу, обнимаются, целуются, плачут. У Иванушки картуз с головы упал, а он и не заметил.
       Тут видят они что русалки одна за другой мимо них в озеро уходят и что-то в картуз бросают. Как все ушли, посмотрели они, а картуз полон жемчуга озерного, крупного, отборного, аж с горкой. Взяли они подарок, низко озеру поклонились, русалок поблагодарили.
       На тот жемчуг они и жить стали, но не работать не бросили, только Алёнушка подальше от берега садилась. А по осени Иванушка в школу пошел, а Аленушка у него грамоте училась и хозяйство вела. Как подросла, замуж вышла за хорошего парня, он Иванушку ремеслу обучил: ложки и игрушки из дерева вырезать, резать по дереву узоры разные, ну и всему прочему, что мужик делать должен.
       А Алёнушка на каждую Пасху с тех пор лишний кулич пекла и за образа его клала, а под Купалу относила к озеру и на берегу оставляла. Одна русалка по выбору его брала и оживала. Но русалок в озере много: не скоро озеро от них очиститься.
       А вот ведьмы с тех пор ни видно, ни слышно было. И в озере больше никто не тонул. И вообще мирно и тихо в том селе народ жил.