Загадка трагедии в Баренцевом море

Анатолий Арзамасцев
С чем в России у нас обычно связан Август-месяц?Это месяц катастроф:путч,дефолт,взрывы домов,массовые гибели людей.
Август 2000г-не стал исключением:пожар на Останкинской телебашне,гибель атомной  подводной лодки "Курск"
10 августа 2000 года, согласно плану учений Северного флота, «Курск» вышел в море для выполнения учебно-боевого задания недалеко от Кольского залива. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей (ОБК). На борту лодки было 24 крылатые ракеты П-700 «Гранит» и 24 торпеды. Командовал кораблём капитан 1-го ранга Геннадий Лячин. Утром 12 августа крейсер условно атаковал крылатой ракетой «Гранит» эскадру во главе с тяжёлым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота атомным крейсером «Пётр Великий». «Курск» должен был в 9:40 начать подготовку, а с 11:40 до 13:40 осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей Последние записи в журналах отмечены 11 часами 15 минутами.

В 11:28 гидроакустик на крейсере «Пётр Великий» зафиксировал хлопок, после чего корабль ощутимо тряхнуло. Командир «Петра Великого», капитан 1-го ранга Владимир Касатонов, выслушав доклад о хлопке, не придал ему значения. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов, также находившийся на крейсере, поинтересовался, что произошло. Ему ответили: «включилась антенна радиолокационной станции».

Наблюдатели в назначенное время торпедных атак не обнаружили. На командном пункте надводников всплытия атомохода не видели, доклада на УКВ по результатам выполнения учебно-боевого упражнения не получали. В 14:50 корабли и вертолёты из состава ОБК по приказанию КП флота осмотрели район возможного нахождения и всплытия АПРК «Курск». «Курск» не вышел на связь в установленное время — 17:30. О крушении «Курска» военному руководству стало известно вечером, когда в 23:00 командир подлодки повторно не вышел на связь. В 23:30 АПЛ «Курск» в соответствии с требованиями нормативных документов была объявлена «аварийной».

Утром следующего дня, 13 августа, на поиски пропавшей подлодки отправилась группа кораблей во главе с Вячеславом Поповым. В 04:51 «Курск» был обнаружен гидроакустической аппаратурой крейсера «Пётр Великий» лежащим на грунте на глубине 108 метров. По другим данным глубина составила 110 метров

Внешний осмотр с помощью специальных средств показал сильные разрушения прочного и лёгкого корпусов в носовой части лодки, включающие в себя сквозную пробоину верхней части прочного корпуса нескольких квадратных метров площадью. Характер повреждений однозначно указывал на их происхождение от внутреннего взрыва боезапаса (возможно, частичного) в первом отсеке. Согласно предоставленных НАТО выводов анализа гидроакустических сигналов, зафиксированных норвежской станцией ARCES, имели место два подводных взрыва с интервалом 2 мин. 14 сек., причём мощность второго (5 тонн ТЭ на глубине 100 м) была в 45… 50 раз сильнее первого]. Было установлено, что выдвижные антенные мачты и перископ АПЛ в момент катастрофы были подняты — следовательно в момент первого взрыва лодка двигалась на глубине около 30 м. Второй взрыв произошёл в условиях контакта лодки с дном примерно в 70 метрах от места первого взрыва
Народ следил за реакцией президента Владимира Путина.Ещё были свежи в памяти народа картины встречи Путина с моряками накануне президентских  выборов в марте 2000г.Тогда Путин беседует с простыми моряками и пьёт из ведра -морскую воду.Таков негласный обычай наших моряков-новичок обязан пройти такой обряд посвящения в моряки.Так,что Владимир Владимирович в прямом смысле -породнился с отечественным морфлотом.Когда начались спасательные работы в Баренцевом море президент продолжает отдыхать в Сочи вплоть до 17 августа.
14 августа в 11.00 командование российского флота сделало публичное заявление о том, что подлодка "Курск" легла на дно. В заявлении ВМФ говорилось, что с подлодкой поддерживается радиосвязь. Позже представители флота заявили, что связь с подлодкой осуществляется только через перестукивание.
Британские и норвежские флоты предлагали помощь, однако Россия вначале отказалась от всякой помощи. Все 118 моряков и офицеров на борту Курска погибли. Российское адмиралтейство изначально сообщило общественности, что большинство членов экипажа погибло в течение нескольких минут после взрыва, но 21 августа норвежские и российские водолазы обнаружили 24 тела в девятом отсеке, турбинный зал на корме лодки. Капитан-лейтенант Дмитрий Колесников написал записку с именами 23 матросов, живших в отделении после того, как корабль затонул.

Спасательные работы велись силами Северного флота и проходили в период с 13 по 24 августа, но оказались безуспешными. Применялись подводные аппараты (автономные станции) АС-15, АС-32, АС-34 и АС-36. Пресс-служба Главного штаба ВМФ объясняла неудачи сильным подводным течением, низкой прозрачностью воды, волнением моря и большим креном «Курска» — примерно 60 градусов. Однако капитан 3-го ранга Андрей Шолохов, трижды погружавшийся на глубоководном аппарате «Приз», утверждал, что скорость подводного течения не более 0,7 узла, видимость допустима для спасательных работ и никакого крена нет. На сайте MilitaryRussia.ru приведён следующий доклад, поступивший с глубоководного аппарата АС-15 15 августа в 11-00 во время спасательной операции: «Обнаружил ПЛ К-141. Подводная лодка лежит на курсе 285 градусов, дифферент — 0 градусов, крен 5-10 градусов на правый борт. Кормовые отсеки за рубкой целые. В носу разорван лёгкий корпус. Из корпуса сверху торчат трубопроводы. Рядом с ПЛ на грунте рассыпан балласт и баллоны ВВД. В районе носа кратковременно травился воздух. Признаков жизни нет. Никаких сигналов не обнаружено. Видимость 3 метра. Сильное придонное течение 1,2-1,4 узла. Общий объём повреждений корпуса в носу 20-30 % от общей площади верхней полусферы» По официальной версии все попытки присоса к комингс-площадке лодки оказались неудачными, поскольку треснуло металлическое кольцо шлюза.

Только 20 августа к работам допустили норвежское судно «Seaway Eagle», водолазы которого смогли вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк АПЛ на следующий день
 Спасательные работы были завершены 24 августа 2000г.Было официально заявлено ,что экипаж АПЛ "Курск" мёртв.
 Истинную причину трагедии установить не удалось.Хотя версий было много.
В октябре 2000 года также состоялась операция «Регалия» по вскрытию корпуса АПЛ «Курск» и поиску погибших моряков. Операция осуществлялась фирмой Halliburton (США) c привлечением российских водолазов. Водолазы базировались на специальной норвежской полупогружной платформе «Regalia». В результате операции из девятого отсека было эвакуировано 12 тел погибших моряков, в том числе тело капитан-лейтенанта Колесникова, оставившего предсмертную записку. Проникнуть в остальные отсеки, а также эвакуировать ещё 11 найденных тел из 9-го отсека не представлялось возможным.
Но сколько было этих записок?Информация осталась засекреченной.
Записка капитана-лейтенанта Дмитрия Колесникова, которая повествует о происходящем в девятом отсеке, где укрылись23 выжившие моряки. Одна из фраз была засекречена следствием, что породило массу слухов: будто бы офицер раскрывает истинные причины случившегося, указывает виновных.Комиссия же уверяла, что в строчке содержится послание Колесникова жене, и ее содержание не раскрывается из этических соображений. Позже записку отдали супруге подводника, однако не оригинал, а копию.

Но была еще одна записка. Первое время считалось, что ее автор - командир трюмной группы дивизиона капитан-лейтенант Рашид Аряпов. Разглашать содержание второй записки не стали, засекретив ее.Была информация о том,что записки были написаны тогда,когда официально уже было объявлено-что весь экипаж "Курска" мёртв.   Помогли бы нам норвежцы?
Норвежцы включились в спасательную операцию 20 августа. Свою помощь они предлагали и раньше, однако Москва изначально ее отвергала. Это породило мнение, что если бы зарубежным специалистам позволили работать раньше, то подводников удалось бы спасти.

Однако в момент обнаружения «Курска» его команда уже была мертва. Кроме того, зарубежные спасательные аппараты из-за повреждений корпуса субмарины не могли с ней состыковаться. Сложности операции добавляло то, что “Курск” лежал с креном 60 градусов. Однако норвежский адмирал Эйнар Скорген заявлял, что критических повреждений корпуса не было и аппараты могли пристыковаться, что и показали дальнейшие события.
Кому нужна была смерть подводников "Курска"так и останется тайной.