без названия

Иван Казанский
Помнится, возникло у меня тревожное предчувствие. Не помню уже, что дало толчок для нешуточной тревоги, не помню и то, когда оно возникло: наутро после дружеского бодуна, или после серьёзной усталости от трудов праведных. Было это примерно в середине семидесятых. Возникло оно из-за того, что я вдруг представил страну после ухода большевиков. Было очевидно, что в обществе полностью исчезли моральные несущие конструкции, которые были заменены демагогическими заклинаниями по поводу чистоты помыслов советских людей (примерно в то время я изобрёл термины Homo Sovietikus и sovietin, вернувшиеся ко мне от других источников в начале перестройки). Sovietin по моему предположению добавляли в водку, а Homo Sivietjkus я предложил в развитие термина Homo Sapiens. Законами нельзя регламентировать мораль. Закон всегда чего-то да не учтёт и возникает потребность писать закон на закон. Порочная карусель юстиции. Юстиция в переводе на русский обозначает всего лишь справедливость. Как часто бывает с терминами, из слова юстиция выветрилось его исконное значение и это слово превратилось в обозначение законодержательной системы. Смешно верить в то, что справедливость создаётся законами. На первом месте стоит ощущение справедливости большинством общества. Справедливость всегда подразумевает неприятие обществом вранья на всех уровнях. Политиканы всех мастей всегда пользовались враньём в качестве инструмента для политической карьеры, но наталкиваясь на сопротивление общества, либо сокращали объёмы вранья, либо изгонялись менее лживыми или более изощрёнными коллегами. Большевики же превратили враньё в способ жизни и выживания. Мораль напрямую связана с совестью внутри человеков. Совесть часто мешает вранью, но "великий" В.Ленин призвал своих сторонников заменить совесть революционной целесообразностью (я далёк от мысли обременять совестью деятелей эсэров и лидеров белого движения, на войне как на войне). Но поскольку большевики победили, то они и стали предлагать обществу свою "мораль", основанную на революционной целесообразности. Так бессовестность руководящей верхушки перешла ниже и довольно широко утвердилась в обществе. Вот я и испугался того, что больше нельзя будет сохранять даже эту самую целесообразность, при которой самым грозным фактором поддержания эрзацсовести было: "Ты хочешь лишиться партбилета?» Или ещё был более частый вариант: "Что я из-за тебя должен класть партбилет на стол?". Тревога пришла, но потом я себя успокоил тем, что ещё не пришла пора для распада СССР. Мне казалось, что "доблестный" КГБ не даст свалиться трухлявой аморальной конструкции. Ведь КГБ был заточен на охрану этой конструкции.
Как-то раз в морозный но снежный день я въезжал на ледяную горочку, мне никак нельзя было останавливаться и терять инерцию движения, но возникли милые розовощёкие детишки, возвращавшиеся из школы. Они стали кидать в моё ветровое стекло снежки. Радости было, хоть отбавляй. Я же вынужден был остановиться. Выкарабкался я из автомобиля и схватил за шиворот одного весельчака, который особенно усердно мешал мне ехать. Поняв, что он оказался в невыгодном положении, он начал, глядя прямо мне в глаза незамутнённым взглядом, блеять: "Это не я". Казалось бы, как можно так доблестно начать врать, если пойман с поличным? Прекрасно и тепло одетый сытый мальчик подрастал в соответствующем обществе.
Когда я успокоился силой КГБ, я был наивнее домашнего котёнка. Свершилось! Как смог в одночасье рухнуть такой колосс при наличии восемнадцати миллионов формальных большевиков (прибавьте сюда же членов их семей), объяснить довольно трудно, если игнорировать при объяснении катастрофы моральное состояние общества. В обществе полностью была принята ложь в качестве необходимого средства существования. Лживая принадлежность к КПСС сильно помогала выживать. Очень трогательно слышать от мужичков, проживших значительное время при СССР, обвинения друг друга в "совке". Слово мерзкое, но оно же и ширма: "Это не я".


© Copyright: Иван Казанский, 2016
Свидетельство о публикации №216101401482
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить