Модные вещи

Ольга Романеева
Давно это было. Ещё в те времена, когда все женщины в деревне носили одинаковую одежду. Почему так повелось, никто не ведал. Да и не думали, что как-то иначе возможно. К тому же это довольно удобно и практично – белая блузка и длинная, широкая серая юбка: вот и весь гардероб.

Так что проблем особых с выбором, что надеть, у баб местных не было: встали рано утречком, схватили первую попавшуюся одежду с полочки, да в хлев быстрее, коров доить. Спокойно у всех на душе было, ведь никто из толпы не выделялся, а значит, и поводов для зависти и ссор не было.

Да и трат у мужей, опять же, намного меньше: закупил раз в год гардероб для супружницы и живи себе дальше, не тужи, о делах домашних думай. Что в этом году не успела надеть, так в следующем доносит. Говорю же: шибко удобно и экономно выходило.

Радовались мужики. Все, кроме одного. Попалась ему жена, хоть и редкая красавица, да такая же редкая неряха. Нет, ты не подумай чего, хозяйка из неё была отменная – в избе ни пылинки, дети всегда чистенькие, ухоженные и вовремя накормленные, муж лаской не обделён, что тоже немаловажно. Да вот только уж больно она была небережливая. Вроде толковая баба, сноровистая, всё успевала сделать. Но как только усадит малыша за стол, кашей с маслом начнёт кормить, так обязательно пятен жирных на белой блузе наставит. Подаст мужу блинов с мёдом и вареньем смородиновым – вскоре и сама, и одежда вся липкой будет. Пироги пока из печи вынимает, незаметно сажей чёрной вымажется. А уж с уборкой в доме и вовсе беда – хоть совсем голой полы мой!

Хотя… мужа, возможно, это и порадовало бы. А то загрустил он что-то в последнее время, несчастный ходил, даже осунулся весь, похудел. Друзья уже интересоваться стали: не заболел ли, часом? Мужик отнекивался раздражённо, а сам горько вздыхал. Да и как не вздыхать, если все гроши, все накопления как снег апрельский тают. Соседи кругом коров да коз для хозяйства прикупают, а он даже кур облезлых не может себе позволить приобрести. Если дела и дальше так же пойдут, то скоро все деньги жене на одежду уйдут, даже ребёнка кормить нечем будет. Не может же он ей позволить, словно оборванке, в грязном по деревне ходить! Сроду такого позорища не было, сколько он себя помнил.

Приуныл было совсем мужик. Но даже в безнадёжности всегда есть надежда. Подсказал ему один заезжий купец, что продаётся в далёких краях один чудесный ларец. С виду, так совсем обычный, даже пустой, но если вечером его открыть и положить вовнутрь старую вещицу, то к утру она новенькой станет.

Подивился мужик чуду заморскому, глаза аж заблестели от желания завладеть такой незаменимой вещицей. Мелькнуло, правда, сомнение, зачем купец такую хорошую вещь продаёт, почему себе не оставит. Только как услышал он цену ларца, так обо всём забыл и чуть с лавки не свалился. Хотел было тумаков купцу с расстройства надавать, да тот смог быстро его успокоить, толково и убедительно объяснив всю выгоду от покупки.

Покумекал мужик немного, да скрепя сердцем заказал торговцу ларец. Тот обещал вскоре привезти.

Мужик на всём несколько месяцев экономил, в долги влез, но всё же выкупил ларец. И к жене сразу же поспешил.

– Вот, – говорит, – дорогая ты моя, можно даже сказать, драгоценная, подарочек тебе. – На стол ларец поставил, а сам быстрее с жены блузку снимать. Уж шибко ему хотелось ларец испытать. Закинул он, значит, одёжку вовнутрь, крышкой закрыл и к жене, довольно улыбаясь, поворачивается, чтобы, значит, объяснить ей всё о чудесных свойствах ларца.

А та по-своему его поняла, по-бабски. Одёжку всю свою скинула на пол, и стоит: руками стыдливо срамные места прикрыла и смущённо глазами хлопает. Отблагодарить так, значит, решила за подарок.

Хотел было мужик отругать супружницу за глупость очередную, только руку поднял, чтобы пальцем у виска покрутить, да посмотрел внимательно на жену молодую, в затылке почесал, да и передумал чего-то.

А утром достали они из ларца того совершенно новую белоснежную блузку. Даже накрахмаленную.

Обрадовалась жена, что больше ей позориться перед подружками не придётся, схватила обновку и к груди со всех сил прижала. А потом к мужу на шею бросилась. Благодарить, значит, опять. Ну а муж что, он и не против вовсе!

Счастье длилось недолго – через несколько недель загрустила жена: глаза постоянно на мокром месте, а под ними огромные синяки. Полез он к ней с расспросами.

Тут и выяснилось, что проблемы начались с ларцом, начал он бракованные вещи выдавать. Жена клала в него блузки, на которых брызги от свёклы попали, и получала назад не белые, как раньше, а в красный или оранжевый горох. Положит одёжку сажей и травой испачканную, а назад получает то в зелёных, то в голубых пятнах, а то и вовсе пёструю, разноцветную.

И только тогда вспомнил мужик – совсем он забыл предупредить жену о том, что только по одной вещи надо в ларец класть, и за голову схватился. Крепко задумался на этот раз мужик. Что делать, не знает. Сломался ларец. Стал мужик сам себя ругать.

Жена, вся в слезах, шкаф в это время распахнула, вещи достаёт и на стол их швыряет, чтобы муж своими глазами всё это безобразие увидел. Ну как такую срамоту надеть?

Только успел мужик подумать, что к торговцу надо идти и попытаться как-то возвратить ларец, как в избу ворвалась толпа подружек жены.

Увидели разбросанные вещи по комнате и глаза вытаращили от удивления. Разглядывают диковинные, невиданные доселе наряды, восхищаются ими и между собой потихоньку переговариваются.

Мужик, не будь дураком, на все расспросы с важным видом объяснил, что все вещи купил за бешеные деньги у купца. Что мода нынче такая пошла. А ему для любимой жены ничего не жалко.
Замолкли бабы мигом, как только слова такие услышали, лишь носами сопели да на подругу завистливые взгляды бросали. А та вмиг повеселела. Обновками хвалится, смеётся заливисто.

Не выдержали бабы, распрощались вскоре и по домам быстрее. А уже через час мужья их пришли в гости. И сразу к делу: так мол и так, ноют их супружницы, в голос рыдают – хотят себе такие же наряды модные. Продать мужика просят и деньги большие в руки суют.

Тот вначале для вида долго отказывался, но всё же под конец дал себя уговорить – уступил по одной блузке каждому.

С той поры зажили они, горя не знаючи. Жена прослыла первой модницей в деревне, каждый день в обновке щеголяла, никто за ней угнаться так и не сумел. Как была нужда в деньгах, так они кое-что из вещей и продавали.

А торговец тоже в накладе не остался – стал привозить блузки самых разнообразных фасонов и расцветок да задорого продавать, а мужику нашему при встрече каждый раз улыбаться да хитро подмигивать.