Дело было в Батуме

Дмитрий Шишкин 2
         Дело было в Батуме
  Как, скорее всего, уже догадались читатели, речь пойдёт, в первую очередь, об известной пьесе М. Булгакова. Не вдаваясь в обсуждение художественных особенностей оного про-изведения, остановимся на некоторых исторических нюансах. Тем паче, что оне касаются и ряда других работ, включая и вполне научные, хотя бы по виду, труды. Итак, согласно 3-ему изданию БСЭ (1970, т.3, с.44), в феврале – марте 1902 года в Батуме произошли «ре-волюционные выступления» рабочих, в том числе 6-тысячная политическая демонстрация 9 марта. А предшествовал ей, в том числе, арест 348 забастовщиков, случившийся на день раньше. Бастовали же, в первую очередь, рабочие нефтеочистительного з-да Ротшильда. А чуть раньше на той же странице утверждается, что в Батуми, в конце 19 – нач. 20 вв., работало около 11 тыс рабочих. Столь неопределённая хронология сама по себе непонятна – в 97-98 гг был промышленный подъём, а в 1901-02 глубокий кризис, и число мастеровых на тех же самых «заводах» могло отличаться в два – три раза. Кстати, в обёмистой книге Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография, 2 изд., Госполитиздат, М, 1947, с.17, о Батуме той поры сказано несколько иначе – «третий по величине (после Баку и Тифлиса) пролетарский центр на Кавказе», без всяких числовых подробностей. По величине чего, не площади же города? По общей численности рабочих, их доли в населении, или же по активности пролетарских объединений и партий? Как-то всё сие не очень понятно.
    Ради объективности посмотрим и другие источники. Вот многотомная «История СССР» начала 60-х годов, по общему мнению, одно из лучших послевоенных изданий (М, Наука, т.VI, 1968). На 47 стр читаем: «Пролетариат Закавказья насчитывал в 901 – 02 гг более 100 тыс человек». Далее говорится, что крупнейшие его отряды были сосредоточены в Баку, на морском и железнодорожном транспорте, медных рудниках Зангезура и Кедабека, марганцевых копях Чиатуры и угольных шахтах Ткибули. Про Батум ни слова. Далее, на 51 стр читаем, что весной 1903-го «первую массовую забастовку провёл четырёхтысячный коллектив Алавердских медных рудников». Далее, в Баку летом того же года, во время стачки нефтяников, «5 – 8 июля общее число бастовавших превысило 40 тыс человек» (стр 63). Так как стачка не названа всеобщей, ясно, что общее число рабочих нефтепро-мыслов составляло 45 – 50 тысяч, а если учесть сернокислотные, механические и ремонт-ные заводы, железную дорогу и огромный морской порт (где почти все операции тогда выполнялись вручную), общее число мастеровых в Бакинском р-не составляло не менее 55 тысяч. Если счесть рабочих Зангезура, Кедабека, Чиатур и Ткибули хотя бы равными в каждой точке по числу Алавердам, на всё остальное останется не более 25 тысяч рабочих, минус железнодорожники, портовики Поти и работники многочисленных, хотя и мелких, пищевкусовых фабрик и заводов. И что, захолустный Батум сосредоточил больше полови-ны оставшихся мастеровых обширного края?
     Можно подойти к делу и с другой стороны. По данным первой всероссийской переписи 1897 года, в Батуме проживало 28 512 жителей (Брокгауз и Ефрон, т.1/д, с.226, 1905). За пять лет, конечно, население подросло, но точных данных нет. Учитывая, что в 1926 году (БСЭ, 3-е изд., т.3, с.43, 1970) там проживало 45 тыс, можно прикинуть, что в 902-м было 32 тысячи. В начале 20 века, не в пример концу 19-го, во всех городах Закавказья числен-но преобладали женщины, пусть и не сильно. Но учитывая портовое положение города, примем число мужчин в 18 тыс. Из них не менее трети (6 000 чел) детей и порядка 500 – 600 стариков (согласно Брокгаузу и Ефрону, т.54, с.87-92), плюс какая-то часть инвалидов и нетрудоспособных. Учитывая обилие окрест селения малярийный болот, их никак не могло быть менее тысячи. То есть цифра в 11 тыс рабочих просто нереальна (женщин в тяжёлую промышленность в те годы не брали). Но и шесть тысяч мастеровых – столь же нелепое значение. Ведь даже в самых промышленных городах тогдашней России от трети до половины мужчин были ремесленниками и подмастерьями, торговцами и приказчи-ками, извозчиками и дворниками, чиновниками и учителями, полицейскими и военными, разносчиками и почтальонами. К тому же в Батуме был второй по значению порт Закав-казья с таможней, большая жел-дорстанция и сильно укреплённая военная гавань.
         Наши выкладки подтверждаются и всезнающим Брокгаузом – Ефроном (это статья Кутаисская губ., т.33, с.129-134, 1896). Так вот, по всей губернии тогда числилось 2 726 столяров и жестянщиков, работавших на семи «керосиновых заводах» Батума. К 902 году, согласно Булгакову, точнее использованных им источников, их стало восемь, то есть число мастеровых увеличилось до 3100 – 3200 человек. На втором месте в губернии стояли заведения фруктово-винокуренные, числом 447, с 1142 работниками. Естественно, оные заведения более-менее равномерно были распределены по всей губернии, не считая высокогорья. И наконец, все прочие отрасли насчитывали 300 с гаком мастеровых по всей площади. Сие, разумеется, без учёта ремесленников. Кстати, по данным 1-го издания БСЭ (1927, т.5, с.73), во всём Батуме числилось около 600 рабочих крупной промышленности. Конечно, в то время уже почти не производили керосин в жестянках, коий в 90-ые годы был самым ходовым товаром, но всё же 18-и кратное падение численности пролетариата совершенно абсурдно. Да и десятикратное то же.
   А почему же на «заводах» Батума преобладали плотники и жестянщики? Дело в том, что оные заводы были на самом деле разливочно-фасовочными базами, никакой нефтепере-гонки там не велось. Первый нефтеперерабатывающий завод в Батуми начали строить в конце 20-х годов, а до того лишь переливали и фасовали полученные из Баку продукты. И сие подтверждает Брокгауз – Ефрон: в статье Баку (т.4, с.770, 1891) отмечено, что по железной дороге в Батум вывезено 29,5 млн пудов осветительных масел, и ни грамма сырой нефти. Более подробные сведения содержит статья о Закавказской железной дороге (т.23, с.150, 1894): в Батум перевезено 52,2 млн пудов керосина, 5,7 млн пудов смазочных масел и всего 3,8 млн пудов нефти и нефтяных остатков (мазута) – меньше, чем сожгла мазута сама дорога (около 4 млн пудов). Понятно, что 62 тыс тонн тяжёлых фракций, при обилии готового керосина, и в Батуме использовались как топливо. Ввод же в действие в 1900-01 гг первой очереди знаменитого керосинопровода, от Хашури до Батума, лишь усилил «керосиновую специализацию» города. Ведь если в керосиновую цистерну можно налить после небольшой подготовки нефть и наоборот, то трубопровод рассчитывался на строго определённые параметры перекачиваемого продукта. И 3-ий доп. том Брокгауза (с.266, 1906) сие подтверждает – ежели с 1899 по 1903 вывоз сырой нефти из Баку сперва поднялся (за год) на 15 млн пудов, а потом за три года упал на 12,5 млн, то вывоз нефтя-ных продуктов за четыре года увеличился на 106 млн пудов! Причём за эти годы доля сырой нефти в вывозе упала с 6,3 до 5,4 %. Вот такие дела.
        Понятно, что тов. Сталину не шибко нравилось пропагандировать работников нефте-базы, завод куда солиднее. Ну, а 3-4-х кратное увеличение, на бумаге, их числа по меркам того времени и вовсе мелочь. Труднее понять авторов БСЭ, особенно если учесть, что третье издание в общем и целом отличается широтой охвата материала и максимальной, по советским меркам, правдивостью. Даже, к примеру, Д. Оруэлл и В. Набоков так критикуются не очень, и одновременно о них сообщается и кое-что положительное. Быть может, таким путём ортодоксы в ЦК, и в первую очередь М.А. Суслов, пытались слегка реабилитировать Сталина? Пусть косвенно и не во всём, но хоть как-то. Но тогда бы упомянули Иосифа Виссарионыча в тексте заметки, если уж не как вождя демонстрации 9 марта, то как одного из активных её участников? Или же его там вовсе не было? Кстати, в упоминавшейся Истории СССР число жертв и участников тех событий приведено раз в десять меньшим, чем в пьесе М.А. Булгакова. И в 1-ом издании БСЭ, ни на слово Батум, ни в статье Аджарская АССР, нет ни единого упоминания о тех мартовских событиях. В статье Грузинская ССР (1930 год выпуска) они уже упомянуты, но очень кратко, в ряду других забастовок и демонстраций (т.19, с.578). И опять без упоминания ИВС, хотя внизу на той же странице, среди большевиков-ленинцев упомянут и Сосо Джугашвили (Сталин). Вот вам и ещё одна загадка… В общем, впору писать новую пьесу на ту же тему..