Отличник. Зарисовки

Лидия Львовна Васильева
Знаете, чем отличаются большинство отличников от других людей? Они твёрдо уверены, что всё, что в этом мире отлично, — это их заслуга. В силу этого у них должно быть всё только лучшее: дома, квартиры, мужья, дети, одежда, отдых. Они спокойно присваивают себе лавры, которые по праву должны принадлежать другим. Если это не так, они теряют настроение, интерес к жизни. Начинают кусаться.
В группе студент. Назовём его Юра. Конечно, отличник. Школа на отлично. В институте на пятом курсе. Равных ему не только в группе, на факультете — его твёрдое убеждение — нет. И быть не должно. Потому что это несправедливо.
А тут попал в ситуацию, где мало знать, но надо на огромной скорости свои знания и умения использовать. Времени на повторение никто не даёт. И с одновременного предъявления информация почему-то не удерживается. На простейшие вопросы ответить не может. Принять как данность, что условия игры изменились, надо не резонировать, не сравнивать себя с другими, ориентироваться только на свои предыдущие результаты, вкалывать, привычка считать себя лучшим не даёт.
На две мыслительных операции даю задание:
— за минуту досчитать до ста, не допуская ни малейшей паузы;
— одновременно вспоминать и записывать слова на тему «косметические средства».
Все склонили головы. Время пошло. Я держу ритм счёта, чтобы не возникло переключаемости с одного мыслительного процесса на другой.
Всё. Минута закончилась. Взрослую норму знают все. Записывают результаты в ведомость, проговаривая вслух: 10, 12, 14 и так далее. Юра мрачнее тучи. Молчит. Ни на кого не смотрит. Спрашиваю:
— Юра, Ваш результат.
— Хуже всех.
А у меня мысль: что мог вспомнить и записать молодой человек на эту тему? Прошу зачитать. Группа уже ориентируется в перепадах настроения Юры. Все ждут. Он начинает читать:
— Крем для бритья, лосьон для душа, маска для лица, шампунь для волос…
Все заулыбались. Соседка говорит:
— Да ты же написал больше всех: ты свой результат умножь на три, мы же слова считаем.
Всё. Солнышко вернулось на небо. Жизнь прекрасна. Вокруг такие милые лица…
Смотрю на него и думаю, как мало ему надо для счастья.

Другая группа. Другой ученик. Тоже лучший во всем - это его твердое убеждение. Но он другой: не разрушал сам себя, а быстро усвоил правило, которому в Школе придерживаются все неукоснительно:
- не сравнивай свои результаты с результатами других;
-  ориентируйся на итоги своей предудущей работы;
-  радуйся малейшим победам и учитывай не минусы, в плюсы.

Я всегда говорю, что изменения на плане физическом легко отслеживаются органами чувств. Изменения в плане развития не столь очевидны, время реализации другое. Идите на доверии к себе, радуйтесь победам, не резонируйте по поводу того, что не все пока получается: всему свое время. Своми нетерпением, своим желанием получить все здесь и сейчас вы разрушаете то, что уже создали.

Группа выполняет задание. Все, время закончилось, подвожу итоги. Голос справа:
-А двоешников спрашивать будете?
- Двоешник - это Вы?
- Ну, да. Как так получается, когда вы называете правильные ответы, я же все это знаю! Почему вспомнить и зафиксировать рузультат не могу?
- Потому что у Вас доминирует кратковременная память - это одна причина. Вторая - Вы не умеете правильно маркировать информацию эмоцией, она впоследствии неправильно ранжируется и уходит не в ту ячейку памяти. Такая метафора Вам понятна?
- Да.
- Чтобы ваш мозг (это я уже обращаюсь к группе) перестал быть корзинкой для мусора, мы с вами и учимся информацию систематизировать, классифицировать, группировать, эмоционально на нее реагировать.