Из пустой головы ничего взять нельзя. Зарисовки

Лидия Львовна Васильева
Снежана учится на первом курсе педучилища. Темп чтения — 86 слов вслух, 92 про себя (это конец первого класса, согласно нормативному документу). Скорость мыслительных процессов, оперативность мышления на уровне… Трудно оценить уровень, так как его просто нет. Ко мне на занятия её привела мама с очень интересной просьбой: «Сделайте из неё человека».
Время идёт. Снежана тормозит всю группу, но по сравнению с результатами предыдущих занятий двигается маленькими шажками вперёд.
Заключительное чтение в конце занятия. Поднимается голова Снежаны. Она спрашивает:
— Что такое дёрн?
— Верхний слой земли вместе с травой.
Проходит две минуты. Её голос:
— Что такое балка?
— Форма рельефа.
Эти вопросы сыплются как из рога изобилия. Группа работать не может: отвлекающая слуховая информация не даёт возможности сосредоточиться, уйти в текст, усвоение информации идёт фрагментарное. Вопросы Снежаны смешат, раздражают, удивляют всю группу.
Прошло три месяца. Всё, моё терпение тоже закончилось. После занятий появляется мама девочки. Я ей:
— Сегодня у Снежаны было последнее занятие.
— Почему последнее? Впереди почти три месяца. Все преподаватели отметили, что дочь изменилась, с ней можно разговаривать…
— Извините меня, но всё, что я могла, я дала. Она читает 120–130 слов. Наконец-то стала понимать и пересказывать. — В общем, отчиталась перед мамой по всем параметрам интеллекта девочки. — Но дальше обучать её нет возможности. У неё не сформированы знания по большинству школьных предметов. А из пустой головы ничего взять нельзя.