Лермонтов. Cherchez la femme!

Эдуард Кукуй
Наталья Мартынова
(1819- 1884)
"Cherchez la femme!"
"Ищите женщину"
(франц.)

Не прощают и Гениям века
слабостей человека
и под лупой амбиций пустых-
избавляются от них...
.....................

Из интернета
...
1)
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция».
 Знакомая Лермонтова, родная сестра его убийцы Николая Соломоновича Мартынова.

По воспоминаниям Д.Д.Оболенского Мартынова была неравнодушна к Лермонтову:

«Неравнодушна к Лермонтову была и сестра Н. С. Мартынова — Наталья Соломоновна. Говорят, что и Лермонтов был влюблен и сильно ухаживал за ней, а быть может и прикидывался влюбленным. Последнее скорее, ибо когда Лермонтов уезжал из Москвы на Кавказ, то взволнованная Н. С. Мартынова провожала его до лестницы; Лермонтов вдруг обернулся, громко захохотал ей в лицо и сбежал с лестницы, оставив в недоумении провожавшую». «Что сестры Мартыновы, как и многие тогда девицы, были под впечатлением таланта Лермонтова, неудивительно и очень было известно. Вернувшись с Кавказа, Наталья Соломоновна бредила Лермонтовым и рассказывала, что она изображена в „Герое нашего времени“. Одной нашей знакомой она показывала красную шаль, говоря, что ее Лермонтов очень любил. Она не знала, что „Героя нашего времени“ уже многие читали и что „пунцовый платок“ помянут в нем совершенно по другому поводу...»[3]

Как утверждал Я.И.Костенецкий был слух, что Лермонтов у Мартынова старшего просил руки Натальи Соломоновны:

«Когда Лермонтов был в Петербурге, где он был знаком с родителями Мартынова, то ему будто бы очень понравилась сестра Мартынова и он хотел было на ней жениться, о чем будто бы и объяснился с отцом девицы. Но отец, будучи не особенно хорошего мнения о Лермонтове, дал ему уклончивый ответ. Когда Лермонтов, перед отъездом своим на Кавказ, пришел проститься с семейством Мартынова, то отец просил его доставить письмо от него к своему сыну в Пятигорск, со вложением пятисот рублей ассигнациями денег. Лермонтов взял письмо, и, предполагая, что вероятно в нем отец пишет к сыну что-нибудь о его предложении и желая знать его о себе мнение, дорогою будто бы распечатал письмо, в котором и прочел самый неблагоприятный о себе отзыв старика Мартынова. Письмо это Лермонтов уничтожил, а по приезде в Пятигорск сказал Мартынову, что у него было к нему от его отца письмо с деньгами, но что он его потерял, деньги же отдал Мартынову. Вот это-то обстоятельство, будто бы, было причиной тайного неудовольствия Лермонтова к Мартынову, хотя по наружности он оставался его приятелем»[4]

В воспоминаниях Костенецкого есть не точности. Семейство Мартыновых никогда не проживало в Петербурге, а Мартынов старший в 1841 году уже как два года умер. Из рук Натальи Соломоновны Лермонтов получил не 500, а 300 руб. и передать он их должен Мартынову не в Пятигорске, а на линии.

Сестра Натальи Екатерина Соломоновна в беседе с Я. К. Гротом также утверждала, что Лермонтов был влюблен в Наталью:

«Лермонтов же любил сестру Мартынова, который отговаривал ее от брака с ним. Однажды, когда Мартынов был в экспедиции, а Лермонтов сбирался ехать в ту же сторону, m-lle Мартынова поручила ему доставить своему брату письмо и в нем свой дневник; в то же время, отец их дал для сына своего письмо, в которое вложил 2 000 рублей серебром, не сказав Лермонтову ни слова о деньгах. Лермонтов, любопытствуя узнать содержание писем, в которых могла быть речь о нем, позволил себе распечатать пакеты и не доставил их: в письме девицы прочел он ее отзыв, что она готова бы любить его, если б не предостережение брата, которому она верит. Открыв в письме отца деньги, он не мог не передать их, но самое письмо тоже оставил у себя. Впоследствии старался он уверить семейство, что у него пропал чемодан с этими письмами, но доставление денег изобличило его. Однако в то время дело осталось без последствий»[5]

В 1831 и 1837 гг. Лермонтов написал Мартыновой стихи[1]:Мартыновой

Когда поспорить вам придется,
Не спорьте никогда о том,
Что невозможно быть с умом
Тому, кто в этом признается;
Кто с вами раз поговорил,
Тот с вами вечно спорить будет,
Что ум ваш вечно не забудет
И что другое все забыл ![6]
Молитва 1839.

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.[7]
Умерла 31 июля 1884 года в Париже. Похоронена на кладбище Пер-Лашез.[2]

Некоторые современники Лермонтова считали, что прототипом княжны Мери в его романе «Герой нашего времени» была Мартынова.

Семья
Муж французский подданный Альфред де ла Турдонне. Их сын граф Альфонс-Альфред Турдонне. Имел имения во Франции, дома в Петербурге, в Прудковском переулке и на Мытинской улице.

Братья и сестры
1) Елизавета Соломоновна Шереметева (7.7.1812 — 1.2.1891) — она увлекалась искусством, профессионально писала акварели, её работы сохранились в музее «Новый Иерусалим». После смерти мужа жила десять лет, с детьми и подругой Чернышёвой.
2) Екатерина Соломоновна Ржевская (17.08.1813—1870). Муж отставной гвардии капитан, рязанский помещик Михаил Григорьевич Ржевский (1796 — умер во время Крымской войны).
2) Михаил Соломонович Мартынов (01.08.1814-1860) — однокурсник М.Ю.Лермонтова по Школе юнкеров.
3) Николай Соломонович Мартынов (09.10.1815 — 25.12.1875) — офицер, убивший на дуэли М. Ю. Лермонтова.
4) Василий Соломонович Мартынов (13.10.1816 - 26.09.1817).
5) Александра Соломоновна Мартынова (20.08.1816-22.08.1816).
6) Юлия Соломоновна Мартынова (10.08.1821 — 10.04.1909)
................

P/S-
Жениться Лермонтов ни на ком не мог- эгоистичная бабушка, считавшая внука той же собственностью, что крепостных- предупредила, что лишит наследия, еслм женится до её смерти...не в этом ли нервический хохот поэта?..
История умалчивает об истинных отношениях влюблённых(?)- после гибели поэта трио Мартыновых сразу вышли замуж

2)Из интернета
..............

Потомок убийцы Михаила Лермонтова уверен, что у предка не было другого выхода
На этой неделе исполняется 175 лет со дня смерти Лермонтова.

11.07.2016 в 17:39, просмотров: 7122
1
Поэт погиб в Пятигорске на дуэли с Николаем Мартыновым, который навсегда остался в истории безжалостным убийцей. «МК» в Питере» удалось побеседовать с Кириллом Гиацинтовым — прямым потомком Мартынова. Он признался, что их предка никогда не осуждали — он просто не мог поступить иначе.


«Надеялись вернуться на Родину»

Кирилл Гиацинтов — потомок Николая Мартынова по материнской линии, в нем течет кровь двух старинных дворянских родов — Мартыновых и Гиацинтовых. Кириллу Эрастовичу 86 лет, он эмигрант во втором поколении — родился во Франции и уже много лет живет в США, является американским гражданином и бизнесменом. В Петербург приехал на несколько дней — по делам своей фирмы, продающей медицинское оборудование в том числе и в России. По-русски Кирилл Гиацинтов говорит очень чисто, не всегда правильно подбирая слова, но почти без акцента, потому что и отец, и мать общались только на родном языке.

— Мой отец Эраст Гиацинтов родился в Царском Селе, — рассказал Кирилл Эрастович. — Я знаю место, где стоял наш особняк — в трех кварталах от царского дворца (к сожалению, сейчас этот дом уже не существует — его разбомбили во время войны). Позже предки моего отца перебрались в Петербург, он сам учился в Артиллерийском училище. После революции папа не признал власть большевиков, воевал в Добровольческой армии, а потом эмигрировал — сначала в Чехию, потом во Францию, где родился я. Отец всегда повторял, что наша Родина — это Россия, и считал, что присяга, которую он давал императору, действительна до конца его жизни. Поэтому у меня, хоть я и родился во Франции, не было французского гражданства: родители надеялись, что наше изгнание временное и мы сможем вернуться домой.

Надежда Гиацинтовых-старших не оправдалась — они так никогда и не вернулись в Петербург. Переехали в Германию, затем, когда там к власти пришел Гитлер, — в Америку.

— Я впервые попал в СССР ровно полвека назад — в 1966 году, — вспоминает Кирилл Гиацинтов. — Приехал в качестве менеджера медицинской компании, мы хотели обсудить возможность приобретения каких-то российских технологий. Хотя я был сыном «врага народа», отношение к нашей делегации было очень хорошим. Мне даже удалось встретиться с кузиной отца — она была еще жива и передала ему через меня несколько хранившихся у нее семейных реликвий,— например, пулю, которая ранила отца в Гражданскую войну. Вообще-то отец был тогда на волосок от смерти — пуля должна была попасть ему прямо в сердце, но срикошетила от записной книжки в металлической обложке, которую отец всегда носил в нагрудном кармане. В эту книжечку он заносил свои впечатления и потом написал автобиографию «Записки белого офицера».

Кирилл Гиацинтов приезжал в Россию, по собственным подсчетам, около 150 раз — но всегда ненадолго, как турист. Сам он называет себя «русским американцем», гордится тем, что его дети и уже взрослые внуки тоже умеют говорить на языке предков.

— Дочка вышла замуж за американца, но специально нашла няню из России, чтобы у детей была возможность учить язык, — говорит Кирилл Эрастович. — Мы их возили в Москву и Петербург, им интересны их корни.

В США Кирилл Гиацинтов возглавляет Русское дворянское собрание, где потомки эмигрантов общаются между собой. Как таковых, «чистокровных» дворян почти не осталось.

— Я один из немногих, у кого и отец, и мать были дворянами, — говорит Кирилл Гиацинтов. — Хотя изначально эмигранты первого поколения мечтали, чтобы их дети породнились между собой, сохранив дворянство, даже устраивались специальные вечеринки, на которых знакомились уцелевшие княжны и графы. Но таких пар получилось совсем немного, и сейчас услышать русскую речь от членов нашего собрания — редкость. Кто-то просто не умеет говорить по-русски, кто-то стесняется. Но остаются традиции, дворянские принципы — быть честным, порядочным, хранить веру, защищать родных — это осталось, не пропало.


Мартынов вступился за честь сестры

Если у себя дома в США Гиацинтов не стесняется признаться, что он русский, то в России не скрывает, что является потомком того самого отставного офицера Николая Мартынова, который в 1841 году застрелил Лермонтова на дуэли.

— Я даже ездил в имение Лермонтова Тарханы, где возлагал венок на его могилу, — рассказывает Кирилл Гиацинтов. — В нашем роду никогда не замалчивался поступок Николая Соломоновича Мартынова. В России принята версия о том, что Лермонтов и Мартынов поссорились из-за пустяка, и мой предок не смог простить Михаилу Юрьевичу насмешек над ним в присутствии особ женского пола. Но мы знаем правду — на самом деле конфликт между Лермонтовым и Мартыновым возник давно.

По «семейной» версии, они изначально дружили — вместе учились в школе гвардейских подпрапорщиков, оба писали стихи, Лермонтов часто бывал в гостях у родителей Николая Мартынова.

— Вот какую историю мне рассказала моя тетя, которая родилась в самом конце XIX века и дожила до 102 лет, — говорит Кирилл Гиацинтов. — Когда Николай Соломонович Мартынов воевал на Кавказе, Лермонтов по пути туда же заехал в гости к его родителям в семейное поместье под Пензой. Вел он себя не очень достойно — волочился за сестрами, так что мать Николая Мартынова такого гостя не очень-то жаловала. Но тем не менее попросила передать сыну письмо и вложенные в него 300 рублей. Сестра Мартынова тоже передала через Лермонтова письмо своему возлюбленному, который служил там же, на Кавказе. Лермонтов взял оба письма, но во время одной из стоянок, находясь в обществе других офицеров и выпивая с ними, достал письма и прочитал их, довольно цинично отзываясь о чувствах молодой девушки. Спустя какое-то время об этом стало известно Мартынову. Именно честь сестры стала главной причиной дуэли, а шутки Лермонтова над Мартыновым были лишь поводом. Об этом уже более полутора веков знают в нашем роду, а когда я озвучил это директору Музея-заповедника «Тарханы», она, отведя меня в сторону, тихо сказала, что эту версию в России не очень-то жалуют, хотя она похожа на правду.

http://www.proza.ru/2012/07/02/1709

http://www.proza.ru/2012/07/01/1347

http://www.proza.ru/2019/12/01/1919