Первый директор-1

Николай Алексеевич Андреев
Человеческая память- удивительный инструмент. Ее универсальное свойство- отсекать, забывать  все лишнее и ненужное , запавшее же в душу , подчас, бессознательно.  бережно хранится в памяти.
 Скоро начало учебного года  Вновь, как и десять и сто лет назад  в классы к своим детям придут учителя. И вновь перед нашими школьниками  будет постепенно раскрываться  удивительно гармоничный мир знаний , искусств и чувств.
И вновь вечно зеленеющее древо жизни  будет раскрывать перед нашей младой порослью  свои удивительные тайны.
- О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!,- писал вечно великий  и молодой А. С. Пушкин.
 У Пушкина можно учиться всю жизнь. И сам он всю жизнь вспоминал о своей школе.
- В начале жизни школу помню я ,- писал он в одном из своих стихотворений .
Первого сентября  учителя страны  слышат немало добрых слов, поздравлений.
Давайте и мы  вспомним в этот день своих учителей.
 Сколько их, скромных и незаметных в жизни, ушло от нас.
 Но они живут в своих учениках.
В 1968 году я начал работать завучем Нижне-Прысковской восьмилетней школы Козельского района.
Помню свои сомнения: ведь еще не успела остыть институтская скамья, и сразу- заместитель директора. Помню также, как мой отец тоже учитель, директор Сосенской восьмилетки, напутствовал, успокаивая меня:
 - Все будет хорошо. У тебя будет замечательный директор. Учись у него.
Действительно, Василий Геогиевич Собенников,- так звали моего первого директора, был удивительный человек.
 Орденоносцем он пришел с Великой Отечественной  На этой войне получил тяжелейшее ранение  сразу же после жестокого боя был отправлен в глубокий тыл на лечение. Врачи, опасаясь  гангрены, были вынуждены отнять ногу выше колена.Сегодня, спустя много лет, я искренне сожалею, что  что не узнал где, в каком сражении он потерял ногу, не удосужился узнать за что он получил Орден Красной Звезды.
Не следует поэтому и сегодня возводить в сверхотрицательную степень  так ранящее нас равнодушие молодежи .
 Молодость расточительна и беззаботна, как сказал кто-то из классиков.
Лишь позднее, став взрослым, мы  мы обретаем мудрость и сожалеем , часто безвозвратно,  что о многом не задумывались, жили , порхая, одним днем.
Педагогом Василий Георгиевич был и до войны.И остался им навсегда. Не стал менять свою профессию на более легкую и оплачиваемую.
Сегодня же молодые специалисты идут в школу с неохотой.
А сколько я буду получать?,-= спрашивает обычно учитель" специалист", только что окончивший пединстит.
Конечно, в чем-то он прав.
 На одном энтузиазме не проживешь.
 В нашей Нижне- Прысковской школе дополнительно за коммунальные услуги, и за работу в сельской местности, учитель получает  немногим более   двух тысяч рублей И это с 50% по сути дела надбавкой. А , если без нее.
- Вот и не доходят нынче до школы учителя.
 Василий Георгиевич, как и мой отец,преподавал историю.
 Учителя и ученики, не преувеличивая его не только уважали, но и обожали.
\ Старая, сельская наша школа  стояла на семи ветрах , на возвышении, в ней всегда было холодно, хотя технички, уважая директора,  топили не жалея ни дров, ни себя.
Старенький , директорский мотоцикл с коляской не в любую погоду  преодолевал крутой подъем в школу. Тогда десятки мальчишек , выбежав из школьного здания, бросались помочь:  вели мотоцикл в гору. А сзади, немного отстав,  прихрамывая, шел наш директор.
 Его жизнелюбию, внутренней энергии мог позавидовать каждый.
 В свободное время - он неутомимый рыболов и охотник. Помню, какие жесточайшие боли причиняла ему нога, натертая о протез , но  но проходила неделя, другая аи Василий Георгиевич снова звал на рыбалку.
Как то нас, , я ехал с ним на мотоцикле,  остановил работник ГАИ. Узнав, что водитель без ноги, а на тяжелом мотоцикле" Урал" управление не предназначено для инвалидов , инспектор долго недоумевал и удивлялся , сделал замечание, но не мог  скрыть восхищение  мастерством вождения Василия Георгиевича.
 А отец мой оказался прав. Это действительно был настоящий Учитель.
Главное, о чем не забывал повторять Василий Георгиевич,  -это видеть в каждом ученике: - мальчишке, девчонке неповторимую личность, которая заслуживает уважения
Школа должна, считал он,  не только готовить детей к жизни- ведь дети уже живут и очень многое у них в семь-десять лет сформировалось: педагогическая задача- развивать все хорошее и не давать развиваться плохому.
 Доброта, вера в людей , наверное, и притягивали к нему детей.
На уроках истории, которую он преподавал. дети сидели, затаив дыхание.
В день победы Василий Георгиевич приходил, надев орден Красной Звезды. По радио в этот день с утра звучала песня: Фронтовики, наденьте ордена!
 Как правило, ветераны- скромные люди., не кичатся своими наградами. Но День Победы- святой праздник. В этот день приходил к нам в школу  и друг Василия Георгиевича  директор предприятия  общества слепых ( УПП ВОС- учебно-производственное предприятие Всероссийского общества слепых)  Иван Сергеевич Курочкин.
Судьба этого человека, наверное, не менее интересна.
Сегодня его тоже нет в живых.
В годы войны- танкист. В одном из боев его машина была подбита, в бессознательном состоянии друзья его вытащили из горящего танка. Со временем тяжелые ожоги затянулись. Время лечит все. -Заросли травой траншеи А вот глаза Ивана Сергеевича врачам спасти не удалось. Он стал слепым. Правда, не любил он этого слова.
- Я незрячий, говорил он.  А слепым можно быть и с нормальным зрением. ( Что с успехом демонстрируют сегодня наши некоторые политические деятели.)
Так, вот. 9  Мая на торжественной линейке в строгом строю своих детей, так мы называем своих учеников,  они стояли рядом. Два орденоносца, два Героя, один без ноги, другой незрячий, два руководителя с неутомимой верой в жизнь , с верой, что наши дети будут жить лучше нас , что наша жизнь будет лучше.
Своей жизнью они делали все для этого.
Думаю, для многих выпускников школы , учившихся у Собенникова, слушавших выступления Курочкина И.С. , сегодня понятие Родины первично и слова" Раньше думай о Родине, а потом о себе"- не пустой звук,рожденный якобы в эпоху тоталитаризма.
Для более полного впечатления о своем директоре хочу рассказать один случай. Утром в учительскую( кабинет директора был на втором этаже вечно холодный , и Василий Георгиевич чаще всего был в учительской) вбежала взволнованная техничка и сообщила, что  у одного из учеников пропали сапоги
Василий Георгиевич на перемене собрал на линейке всю школу. Перед собравшимися выступил сам.
Все учителя ожидали, что он сообщит о пропаже, потребует найти сапоги,
найти виновного.
Я попытаюсь  вкратце воспроизвести его выступление.
--Мы собрались, ребята, начал Василий Георгиевич , в связи с чрезвычайным случаем, который произошел у нас в школе.
Но начну я не с него, а с истории, которая произошла значительно ранее, и не с нами а с офицерами-дворянами в начале нашего( теперь уже прошлого) века
Они собрались вместе, отмечали день рождения  своего товарища.
Один из офицеров достал из кармана  старинные и редкие часы-брегет, стал показывать своим друзьям. Часы пошли по кругу, передавались их рук в руки.
Через некоторое время была обнаружена их пропажа.Что делать? Никто из комнаты не выходил.
Было решено-тщательно обыскивать каждого..
Так и сделали. Проверили одного, другого, третьего. И вдруг один из офицеров  отказался дать себя обыскивать.Друзья настаивают, стыдят его, и, в конце концов заявляют,  так как он не дает себя обыскать, будут считать, что именно он украл брегет.
Подозреваемый офицер выбежал из комнаты  и вскоре раздался выстрел.
Офицеры рванулись туда Возле убитого нашли записку.
-У меня в кармане точно такой же брегет, доставшийся от дедушки в наследство, поэтому я не дал себя обыскивать. Но я не вор. Простите и прощайте.
 Офицеры, потрясенные самоубийством товарища, возвращаются  в комнату и случайно на столе, заваленном посудой  под вазой  находят никем не похищенный злополучный брегет.
 Школа стояла в напряженной тишине.
  В то время я еще не читал  замечательного русского писателя А.И. Куприна. Василий Георгиевич свои рассказом открыл мне его.
 Далее он продолжал:
 Представьте ребята, что для них , дворян, офицеров российских, лучше было застрелиться, чем считаться в глазах товарищей вором.  Неужели мы, крестьянские дети,  но такие же русские люди  сможем спокойно жить. ходить в ворованных сапогах. Пусть хорошенько подумает тот , кто  совершил этот позорный  для нормального человека поступок , и пусть незаметно принесет сапоги на место.
На этом линейка была окончена. Ребята не зашумели как обычно, а тихо переговариваясь  разошлись по классам.
Как вы догадались, читатель,  на следующий день сапоги  незаметно появились в школе.
 Василий Георгиевич любил шутку, остроумную мысль. Вот чего не любил он- так это говорить штампованными фразами.Тезисы его выступлений- маленькие педагогические открытия. В общении с людьми-ровный и спокойный, но, если надо, будет твердо отстаивать свои взгляды. Тогда еще не появились произведения Дейла Карнеги об искусстве общения с людьми влиянии на них.
 Василий Георгиевич  сам, опытом своей жизни дошел до многих положений учения  этого популярного сегодня в педагогической среде психолога.
Сама школа жила при Василии Георгиевиче  напряженной, творческой жизнью  здорового организма.
 
За свою более, чем  35 летнюю педагогическую деятельность, я встречал многих  учителей, как правило трудолюбивых добросовестных и талантливых
Но, бесспорно, этот директор для меня не просто первый по счету, а первый как Учитель, как Человек, которого я знал  и горжусь, что с ним работал.
Испытывая некоторую вину  за то что и мы, учителя. подчас забываем своих прежних наставников,   с которыми вместе работали, и в преддверие нового учебного года  я и написал как смог  этот очерк о дорогом мне Учителе.

КОНЕЦ