47. Через этот образ и вершины - дорога в вечность

Вячеслав Абрамов
Псалмы - это послания. Они становятся посланиями для тех, кто в них нуждается и их принимает.

Послание 47.

Первая строка упоминает, что это псалом сынов Кореевых (сыновей Кораха).
Однако есть мнение о том, что этот псалом – послание Давида ДЛЯ сынов Кореевых, которые и в земном, и в духовном смысле были потомки «выходивших из пустыни», то есть новые свойства Израиля (идущих к Творцу), «занятые строительством» града Бога на святой горе Его.

"Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его.
Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне её город великого Царя."

Иерусалим связан с Богом, он расположен на вершине святой горы Его. Гора Сион символизирует духовную вершину, на которую должен взойти Израиль, это духовное восхождение к Богу – исправление себя до подобия свойствам Творца, до слияния с Ним. А радость всей земли в том, что из Сиона вышла Тора – программа, которую мы должны реализовать сознательно, своими усилиями, по своему согласию, то есть, приняв её.
«И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима» (Ис. 2:2-3, аналогично – Мих. 4:1-2).
Из Иерусалима Спаситель укажет пути Творца, и все народы придут слушать его.
Это также город великого Царя, – Иисуса Христа.

"Бог в жилищах его ведом, как заступник:"

«Бог во дворцах его признан оплотом» – переводится из еврейского текста Теилим. Этот город находится под особой защитой, и дворцы его – это в духовном смысле высокие свойства, относящиеся как к духовному миру, достижение которых предусмотрено замыслом Творца.

"ибо вот, сошлись цари и прошли все мимо;
увидели и изумились, смутились и обратились в бегство;"

Понятно, что это не просто повествование о том, что цари земные боялись Господа Бога, а один взгляд на Его город, на незыблемую твердыню остановил их, смутил и обратил в бегство.
Цари – это наиболее сильные и развитые эгоистические свойства, которые проходят мимо, слепнут, отступают и бегут.

"страх объял их там и мука, как у женщин в родах;

«Трепет охватил их, дрожь – как роженицу» – так переводится из Теилим.
Страх, охвативший царей, сравнивается с муками женщины в родах, их нельзя избежать, они являются следствием греха и изгнания из рая.
Это конвульсии осознания зла через страдания, а подобие родам указывает на
последние этапы эгоистического развития, и выход из этого состояния – сами роды.
В Ветхом Завете процесс исхода из Египта – это духовное рождение, с духовной точки зрения человечество сейчас заканчивает своё развитие как зародыша, и испытывает родовые муки, предшествующие его духовному рождению.

"восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли."

Дословный перевод – «корабли Таршиша».
Образ сокрушения кораблей каждый дорисовывает своим воображением: как одни разбиваются в щепки и тонут, другие – бросает волнами по воле ураганного ветра.

С востока излучается солнечный свет, и с востока исходит самый сокрушительный из ветров.
Упоминание восточного ветра относит к исходу из Египта, когда «сыны Израиля продолжали свой путь всю ночь, подходя всё ближе и ближе к берегу моря», и их настигало войско фараона. «Всемогущий повелел Моисею, чтобы он простёр руки над морем, и подул сильный восточный ветер», и появилось облако, которое покрывало и защищало тех, кто решился покинуть оплот эгоизма и достичь «земли обетованной».

На иврите «таршиш» означает «ехать с определенной целью». В 1 Цар. 22:49 говорится о гибели «кораблей Таршиша» в Эцион-Гевере (Красном море).
А из древней истории известно, что из Таршиша доставлялось золото и листовое серебро, слоновая кость. Древнеиудейский царь Иосафат (876-851 до н. э.) построил «корабли Таршиша», чтобы плыть в трехгодичное плавание на поиски золота и других земных богатств, но это завершилось плачевно – корабли разбились в Эцион-Гевере.

Таким образом, выявляется духовный смысл этого образа: Бог охраняет Израиль от соблазнов, идущих из царства эгоизма (которое олицетворял Египет), и сокрушает устремления к богатствам мира сего.

"Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог утвердит его навеки."

Это доказательство и утверждение безусловной, льющейся свыше истинности всех ранее описанных значений, утверждение града Бога как духовного основания, как оплота мира духовного на земле. «Сэла!» – это подтверждение истинности имеет еврейский перевод.
Как мы слышали в обетовании и пророчестве, так мы видим осуществление и завершение всего предсказанного. Мы слышали, что Бог есть Господь сил, а Иерусалим – город Бога нашего, который Им защищается.
Да, в какое-то время на земном уровне это не было исполнено, со дней разрушения Иерусалима долгое время его слава лежала во прахе. Но на духовном плане это совершилось в евангельской Церкви, и Господь взял на Себя утвердить её, Он избрал и утвердил Сион, на котором построена Церковь.

"Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего."

Перевод с еврейского говорит о «милости Твоей среди храма Твоего». Милость и благость – не одно и тоже. Эти свойства ближе, чем родные сёстры, они рождены от любви и добра, но у них разный характер.
Размышлять о благости будет разум, а во всех потоках милости, изливаемой на нас, усматривается источник Божьей любви. Мы получаем её не благодаря каким-то заслугам, а лишь благодаря Его любви. Особенно когда приходим к Нему и находимся посреди храма – то есть перед Престолом Господа.

"Как имя Твоё, Боже, так и хвала Твоя до концов земли; десница Твоя полна правды."

Величие имени Божия, и слава Его не только в Иерусалиме, но простирается до концов земли, а земля означает материальное воплощение творения.
Господь Бог являет правду и справедливость для всех народов, для всего творения. Где бы ни произносилось Его имя, за ним следует Его слава; по крайней мере, она должна следовать – и будет до той поры, когда вся земля прославит Его (Отк. 11:15).

"Да веселится гора Сион, да радуются дщери Иудейские ради судов Твоих, Господи."

Если сразу рассматривать духовный смысл строки, то суды – это восстановление правды и справедливости, и их результат становится всем явным (поэтому они называются судами): они совершаются только для блага. В ещё более глубоком понимании – это исполнение замысла Творца, исправление свойств сотворённого человека, сотворённого для духовной высоты (Сион) и радости слияния с Господом (для дочерей Иудеи такая радость – это брак по любви).

"Пойдите вокруг Сиона и обойдите его, пересчитайте башни его;
обратите сердце ваше к укреплениям его, рассмотрите домы его, чтобы пересказать грядущему роду,"

«Окружите Цийон и обойдите его… сделайте высокими дворцы его, чтобы могли вы рассказать поколению грядущему» – в дословном переводе с еврейского текста.

Эти строки подразумевают, что башни и дворцы Сиона – не только изумительный вид для обозрения, но и объект веры, к которому обращены сердца, и ценности эти должны быть переданы грядущему поколению.

Башни – это место особого Божьего присутствия, утверждение благолепия святыни и обетования о Нём.
Жан Кальвин отмечал, что звучащее здесь повеление передавать грядущим поколениям описание башен и дворцов Иерусалима подразумевает, что они будут разрушены и их невозможно будет увидеть.
Иисус Христос, когда ученики восхищались постройками храма, сказал, что в скором времени не останется здесь камня на камне (Мат. 24:2).
Поэтому действие этого образа безусловно относится к евангельской Церкви – горе Сион (Евр. 12:22). А его духовный смысл в том, что башни и дворцы есть высокие и сложные, необычайно красивые духовные свойства, выстроенные на основании Божием с приложением человеком всех своих способностей и усилий.
Сам город – это земной прообраз, а духовная сущность – есть Церковь, Тело Христово.

"ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождём нашим до самой смерти."

Синодальный перевод последней строки без дополнительных толкований может быть воспринят весьма непривлекательно.
Бог наш на веки и веки, но Он будет вождём нашим до самой смерти – или вечно?! «Он вести нас будет вечно» – говорится в Теилим, когда синодальный перевод ограничивает водительство Господа смертью.

Если говорим о истинном Боге, то Он вечен и создал нас для вечности, ибо вечное блаженство заключается только в том, что «Сам Бог с нами будет Богом» (Отк. 21:3).
Не говорится в Писаниях, что Бог только будет вести и поддерживать нас до смерти, то есть приведет нас в покой – и всё. Если только до смерти, то получается, что вся вера – это только утешение в этой жизни.

«…выше смерти» – так написано в некоторых других переводах, то есть Он сделает пришедших к Нему недосягаемыми для смерти.
«…по ту сторону смерти» – так читают другие, Он будет Вождём и проведет нас по другую сторону смерти – к жизни, в которой больше не будет смерти.

Если анализировать не отдельно смысл последней строки, а весь псалом КАК ПОСЛАНИЕ через «сынов Кореевых» далее к «грядущему роду», то послание как раз в том, что только через духовные вершины лежит дорога в вечность.