Спектакль Eлены Цыплаковой по сценарию A. Володина

Ирина Иванова 26
В ноябре 2019 года в пресс-центре имени Плеханова прошёл творческий вечер киноактрисы и режиссёра  Елены Цыплаковой. Она хорошо известна зрителям по фильмам: "Не болит голова у дятла", "Гражданин убегающий", "Камышовый рай". Вершиной встречи со зрителями был спектакль "Мать Иисуса", поставленный Еленой Цыплаковой. Это трагическое, но не пафосное повествование о жизни матери, девы Марии, тогда ещё земной женщины, после потери сына. Трагедия — это путь через ночь страдания к свету высшей истины. Такой истиной является известие видевших отверстый камень у могилы Иисуса сообщение, что Христос жив. Несмотря на то, что есть реальные объяснения того, что тело исчезло из могилы, потому что его похитили друзья или враги, дева Мария выбирает веру в то, что сын воскрес и незримо находится среди них как Бог-дух. Между тем ситуация отсутствия Иисуса в мире как духовного пастыря и врага христиан вызывает разные реакции у людей. Ученики Христа пытаются поставить на его место мать Бога, считая, что она тоже обладает чудодейственной силой. Но мать Иисуса, пока ещё земная женщина, скромная, честная, добрая, отвергает это путь, не совершает даже попытки. На просьбы исцелить слепого она повторяет удивленно: «Да разве я могу это?»
В итоге такая позиция вызывает уважение у жаждущих исцеления, и они говорят: "Прости, Мария, что просили мы у тебя того, что ты дать не можешь". Горько задевает эпизод спектакля, в котором происходят споры и размышления о том, кого больше любил и уважал Иисус Христос, своих родных, простых людей, не обладающих божественным дарами, или учеников, лучшим из которых это будет дано. Дева Мария верит, что Иисус любил и уважал мать, отца, братьев и сестёр, хотя больше времени отдавал своим ученикам. Она остаётся верной памяти сына, с гневом отвергает просьбу фарисея перейти на его сторону. Сестра Иисуса, горячая, острая на язык женщина так яростно заступается за деву Марию, что их дом получает проклятие. И скоро оно сбывается: все окружавшие деву Марию люди словно не понимают, что их ощущение утраты гораздо меньшее, чем материнское горе и главная их задача — не устраивать свою жизнь, а поддержать мать, которая хочет их объединить за столом, накормить не только реальным, но и духовным хлебом-разговорами о том, что сын её воскрес, незримо ходит среди них. Целое когда-то семейство распадается на глазах. Один за одним под благовидными предлогами уходят люди, и даже заикающийся и больной юродивый предпочитает отправиться в Рим "живым сувениром" зашедшего гостя, а не есть дома постоянные вкусные обеды и пугаться того, что кажется, будто "здесь кто-то ходит". Дева Мария остаётся одна в пустом доме ждать сына. Кажется, что это её поражение. Героиня не стала новым духовным лидером, продолжающим дело сына, как в романе А. М. Горького "Мать". Она не сделалась человеком, объединяющим вокруг себя хотя бы свою семью, но сохранила в душе главные христианские добродетели: веру, надежду, любовь. И в этом была духовная победа, предвестие встречи с Иисусом, вознесения, обретения святости. В постановке спектакля это хорошо чувствуется. Одна, в центре опустевшего дома, вовсе не убитая горем, не удрученная, а счастливая от известия, что могила Христа пуста и он воскрес, дева Мария, полная тёплой, живой материнской любви, ждёт встречи и верит, что она обязательно состоится. Говорят, что лучше один раз увидеть, чем много раз услышать. Это относится и к спектаклю "Мать Иисуса". Артисты театра Елены Цыплаковой создали яркие, живые, неповторимые образы людей, подлинность которых не вызывает сомнения, а сценарий пьесы Володина оказался достойным воплощения в прекрасное сценическое действие.
При встрече с Еленой Цыплаковой я подарила ей журнал «Великоросс» с надеждой, что трагедия Ю. Н. Богданова «Джульетта» и моя драма «Последний монолог А. Шопенгауэра» обретут полнокровную жизнь в кино или сценических  постановках.                Ирина Лесная-Иванова, 2019 год