Первый памятник Марине Цветаевой. Цикл Музеи Цвета

Владимир Жестков
       К концу XVII столетия из-за раскола в русской православной церкви тысячи приверженцев так называемой "старой" веры, по-другому старообрядцев или раскольников, покинули насиженные места и устремились в глухие уголки Руси. В течение многих лет происходила вынужденная миграция значительной части русского народа.

     Несколько семей таких изгнанников добрались к 1741 году до берега небольшой реки Усень, текущей среди покрытой лесами холмистой местности в Башкирии. Там находилось небольшое поселение Ирыслы, в котором жило башкирское племя мин. Переселенцы начали выкупать землю у башкир и постепенно коренное население ушло. Так и возникло старообрядческое село. Земля в тех краях принадлежала крупному уральскому промышленнику Ивану Осокину, который, позволив переселенцам окончательно обжиться, через два десятка лет основал в селе очередной медеплавильный завод.

     Для этого реку перегородили плотиной, а из образовавшегося обширного пруда начали брать воду на нужды производства. Пруд, получивший название Барский, существует до сих пор, а вот от завода осталась только часть полуразрушенного фундамента.

     После запуска производства, названного "Усень-Ивановский завод", переименовали и селение. Существуют две версии этого названия. И если с первой его частью все ясно - использовано имя реки, то о второй  мнения расходятся. Часть исследователей утверждает, что Ивановским оно было названо, поскольку освящение завода произошло в день Рождества Иоанна Крестителя, в то время как другие краеведы полагают, что Осокин использовал для названия села свое собственное имя. Думается, что более правильным является первая версия, так как именно Рождество Иоанна Крестителя является храмовым праздником в селе.

     Через десять лет село попало в зону боевых действий, шла Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева. Предусмотрительный хозяин загодя завод прикрыл, крепостных вывез в Казань, а всех вольнонаемных распустил, большинство их них  пополнило ряды бунтовщиков. Завод при этом превратился в своеобразную штаб-квартиру пугачевцев, что вынудило в 1774 году отправить туда карательную команду, возглавляемую секунд-майором Меллиным. Все это нашло отражение в набросках Пушкина к "Истории Пугачева". 

     Усень-Ивановский завод просуществовал 103 года, выплавив 201 тысячу пудов меди. После его закрытия в 1869 году на базе заложенной еще Иваном Осокиным лесной дачи было открыто лесничество. Официально оно называлось: "Казенная Усень-Ивановская дача Уфимской губернии Белебеевского уезда и лесничества". Уже в 1870 году там начались посадки сосны, лиственницы и ели. К 100-летнему юбилею Пушкина была заложена аллея, на которой высажено 100 сосен. Аллея эта существует по сей день, только теперь там шумят могучие деревья. Усень-Ивановское лесничество в 2005 году заняло 1 место среди лесничеств России.   

     В 1992 году при входе в здание лесничества к 100-летию со дня рождения Марины Цветаевой по проекту скульптора Ю.Ф.Солдатова был установлен первый в России памятник великому русскому поэту, а 25 сентября 1993 года в том же здании был открыт музей Поэта.

     Возникает вопрос, почему это случилось там, на башкирской земле? Чем оказались связаны село Усень-Ивановское и  Марина Цветаева?

      Чтобы узнать ответ, мы всей семьей забрались в машину и отправились в дальний путь. И вот, что выяснилось.

     В 1911 году Марина и Сергей Эфрон полюбили друг друга. Ее отец, Иван Владимирович Цветаев, основатель и первый директор Музея изящных искусств имени  императора Александра III при Московском университете, ныне это Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, был категорически против этого брака. Тогда Марина, которой к тому времени уже исполнилось 18 лет, решилась на экстраординарный поступок: в начале июля 1911 года она уехала вместе с будущим мужем в Башкирию, куда того направили на лечение. Сергей Эфрон болел туберкулезом, а справиться с этим заболеванием помогает кумысолечение, которое было широко популярно именно в Башкирии. Вот и отправились молодые влюбленные в дальние края. Выбрали они для проживания село Усень-Ивановское, где на всю округу славились две кумысолечебницы братьев Баязита и Шангирея Китаевых. Кроме того свою роль сыграла и достаточно дешевая жизнь в селе. Молодые сняли  комнату на нижней улице у Квашниных. Дом, к сожалению, не сохранился, сейчас рядом с тем местом стоит памятный знак, а улица носит имя Поэта.

     Прожили  Марина и Сергей там недолго, чуть более месяца, но лето, проведенное в Башкирии, запомнилось им навсегда. Сама Марина Ивановна считала его "лучшим из всех… взрослых лет".   

     Неподалеку от села из земли бьет много родников. Некоторые имеют собственные имена. Самым знаменитым из них считается Девичий родник. Около него, по воспоминаниям старожилов, очень любила посидеть и помечтать Цветаева. Выбегающий из-под земли у подножья высокого холма, поросшего высокими деревьями, родник облагорожен, в 1992 году рядом с ним была высажена из молодых сосенок Цветаевская аллея. В последнее время по вечерам там собирается молодежь, звучат песни. Молодожены, причем не только местные, но и из окружающих деревень и даже районного центра Белебея, приезжают после ЗАГСа к роднику попить живой воды, повязать памятные ленточки, ведь по старинной легенде, если девушка напоит этой родниковой водой своего любимого, он сразу же влюбится в нее и их брак будет очень и очень прочным. Говорят, что разводов в селе практически не бывает. Вот и не верь после этого легендам.   

     Недавно музей переехал в здание сельской администрации, где под его экспозицию выделена комната. Музей небольшой, ведь всего около полутора месяцев прожила там никому тогда неизвестная молодая девушка. Однако сила ее таланта вкупе с добрыми людьми, которые его создали и продолжают развивать музей, творит истинные чудеса. Около тысячи единиц хранения содержат фонды музея – это и разнообразнейшие фотоматериалы о жизни и творчестве Поэта, ее портрет работы художника А.В.Шабарова, историко-краеведческие и этнографические экспонаты. Заняли там свое законное место и материалы, подаренные музею директором Центрального Дома-музея М.И.Цветаевой в Москве Э.С.Красовской. В 2014 наследница и распорядительница архивом семьи Цветаевых, внучка Анастасии Ивановны Ольга Трухачева передала в дар музею некоторые из личных вещей сестер Цветаевых, а также книги со своим автографом. В музее организуются выставки, проводятся Цветаевские чтения, ежегодно осенью около Девичьего родника вспыхивает Цветаевский костер.  Постоянно растет количество посетителей музея, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья.