Код ХХI века. Россия. Часть III

Стас Новосильцев
    Сейчас, сегодня в мире происходят события, прямо кричащие  о том, что      и с т о р и я уже начала свой ход по планете Земля, нагромождения человеческих  п р е д ы с т о р и ч е с к и х укладов и построений начинают шататься, грозя локальными пока обвалами, но где гарантии, что они не вызовут общий, глобальный обвал всего того, что на пути  и с т о р и и, и мешает её движению?
    Ближний Восток, растерзанный, разворошенный, разбежался по белу свету от самого себя и от  вскормленных либеральными демократиями террористических банд, и жаждет одного – покоя, и чтобы не взрывались снаряды. А ещё не тронутые демократизаторами рядом лежащие страны льнут вместе с ним  к России, видя в ней надежную защитницу, сотрудницу и дружески настроенную державу. И России, чтобы ни говорили доморощенные либерально-"интеллектуальные меньшинства", на Ближнем Востоке отступать некуда. Позади Москва, и туда ломятся отряды террористов всех мастей и окрасов. Ломятся не потому, чтобы отомстить России за собственные поражения, а потому, что она не приемлет категорически их существования где бы то ни было, справедливо видя в них угрозу всему человечеству.
    Европа.Трещит и шатается Евросоюз. Парижские «майданы», каталонские пожары, британский Брексит. Греция на подходе. Нато против Нато. Восточная Европа, лишенная государственных суверенитетов, жмётся к мнимым покровителям и штампует их мнения и распоряжения. Острословы социализм в СССР называли «лагерным», от официально принятого словосочетания «социалистический лагерь». А Евросоюз сегодня вполне отвечает такому определению – лагерный Европейский как бы экономический союз. Он сейчас на той же грани, что и почивший в бозе социалистический лагерь в конце 80-х годов прошлого столетия. И  либеральная  демократия сейчас играет на той же скрипке, только – реквием, по прежнему, стандартизированному двойными стандартами, Евросоюзу.

    Либералы впадают в пессимизм, сами того не замечая. Что, как не пессимизм, заставило российского либерала публично предложить модель мироустройства, в которой наверху господствует и управляет всем миром самая сильная, по его мнению, нация – США. А все остальные страны и континенты – внизу, и ждут приказаний сверху. Им, либералам, уже не до раструбадуренной свободы. Говорят, надежда умирает последней. Вместе с умирающим либерализмом.   
    Становится видно невооруженным глазом, чем отличается народовластие от демократии.Только диктатура народовластия способна противостоять как внутренним противникам, так и внешним врагам, и укрепить суверенитет ещё до того, как на него положат глаз и заточат зубы мнящие себя доминантными всякие Соросы с их К;.
Страны, куда ещё не пришла западная либеральная демократия, пока существуют без особых внутренних потрясений – по своим канонам и представлениям.
    И с т о р и я  из осторожного движения переходит уже на марш по планете. Через Россию. И её – и с т о р и ю, уже не остановить. Партнёры и оппоненты, друзья и враги уже понимают, что задвигать Россию на задний план  и не замечать её при решении, как многих локальных проблем, так и геополитических, уже поздно и опасно. Можно играть(пока ещё) в разные санкции, но они – санкции, становятся оружием с обратным действием. Бьют по своим, а каким своим это понравится?
    После перенесенных кризисов Россия, кажется,сама начинает понимать, что она – великая держава. А величие – это и её крест, и бремя. И отказаться, значит перестать быть вообще.
    События на международной арене меняются с такой быстротой, что вчерашнее актуальное сегодня уже считается устаревшим.
    Либералы и их «попутчики» всех мастей и окрасов предписывают России сидеть и не рыпаться, есть более умные «сахибы» у Земного Шара, не надо им мешать, даже когда они «больно дерутся стеком». Они,либералы, поймут свою ошибку, когда стек сахиба пройдется по их либеральным спинам. Только он действует не избирательно,а излюбленным ковровым бомбометанием, не разбирая,где либерал, где коммунист,а где просто неизвестно какой демократ.
    Поэтому и нельзя России отсиживаться в своей хате «с краю». Спалят её, эту хату, до последней головешки.

    В создавшихся условиях истинное, без всяких исключений, поправок и поправочек, народовластие становится жизненно важным и необходимым. Прежде всего, чтобы не изменился стратегический курс со сменой руководства страны, чтобы движение по взятому курсу было стабильно поступательным,без необоснованных рывков и откатов. Это может обеспечить только просвещенное народовластие, а точнее – диктатура просвещенного народовластия.

    Настало время понять,что дальнейший прогресс всего человечества уже требует увеличения активности народных масс при участии в происходящих эволюционных процессах, вследствие масштаба надвигающихся проблем. 
    Кроме воли к установлению народовластия требуется глубокое просвещение всего народа-властелина, а не отдельных его представителей и групп –«интеллектуальных меньшинств»,всегда жаждущих возложить на себя сладкое «бремя» руководства целым народом.
    О роли личности в истории сказано много.Только будет более корректным, если этот предмет рассматривать в контексте  периода в существовании человечества, который заканчивается – в  п р е д ы с т о р и и. Тогда обнаружится, что о роли личности в и с т о р и ч с к у ю  эру существования человечества можно говорить только предположениями, потому что нет никаких сведений, дающих основание утверждать что-либо о ней – роли личности, в эту эру.
    Конечно, роль отдельной личности  нельзя исключить из непрерывного потока человеческой деятельности, но изменится подход к оценке самой личности. Коллективный труд отдельных личностей обязательно ограничит полномочия самой выдающейся отдельной личности, сбросит с неё и возьмет на себя  часть бремени. Не будет возможности отдельной личности решать судьбы целых народов и даже рас.
    Кстати, когда наши «бойцы вспоминают минувшие дни», обычно говорят: это было...при царе Горохе...при Иване Грозном...при Петре Первом...при Николае Втором...при Сталине...при Хрущеве...при Брежневе. Всегда всё у нас было при ком-то. И мы всегда были не сами, а при ком-то. Только при народовластии мы будем при себе,а не при ком-то.
    В известный период в СССР всюду звучало, как мантра:«Сталин думает о нас!». Сначала некоторые (молча, или на кухне), а потом многие, с горечью немного изменили, подкорректировали:«Сталин думает  з а  нас». Потом стала думать «за нас» КПСС, решив, что она – «ум, честь и совесть, и так далее». Но этому уже  никто не верил. Результат всем известен.
    
    Но, если мы, так называемые граждане, а по сути – обыватели, не думаем, обязательно найдется фигура, личность, которой нравится думать  з а  нас.
    Известный режиссер даже документальный фильм снял о том, как очередной руководитель,уже не вождь,не генсек,а президент, думает  з а  нас – о нас. В фильме ничего нет. Мертвая тишина и...Б.Н.Ельцин. В позах мыслителя. Ничего не делает, только думает и меняет позы, иногда встает и ходит по кабинету. То ли ноги разминает, то ли мозги. В одной позе думать тяжело. Да и думы тяжелые – не за двух-трёх, а  за целых сто сорок миллионов разночинных и разнопартийных обывателей. Результат был очевиден. Так и хочется провозгласить:берегите своих президентов, не перегружайте их думами, думайте вместе с ними.
    В нынешних условиях одной, пусть самой выдающейся, личности думать за всех становится всё труднее.
    Поэтому руководство страны и  призывает настойчиво: давайте думать вместе. Следует заметить – только в России звучат такие призывы.
    О роли личности при народовластии пока сказать нечего – одни прогнозы и домыслы. Даже научное исследование бессмысленно. Нет базы, фундамента, того, что называется витиевато – априори. Потому, что выдающиеся личности были, а народовластия ещё не было нигде.
    Единственное, что просится на язык – выдающихся личностей будет гораздо больше с совершенствованием образования. Содержание роли будет не таким,как в  п р е д ы с т о р и и.
    Не будет народных спасителей, освободителей, диктаторов и тиранов. Культ личности никуда не исчезнет, он всегда будет у так называемых фанатов – футбольных, хоккейных, театральных, и только у них. Там будут кумиры и кумирни, временные, как и сейчас.
    Более существенной при народовластии будет роль коллектива личностей, не исключающего роли каждой личности в этом,отдельно взятом коллективе и во множестве коллективов, если это роль выдающейся личности. Букет, собранный из разных цветов, если они не диссонируют друг с другом, гораздо краше монотонности одноцветного букета.
    Каждый человек–уже личность. Но народовластию требуются значимые личности, имеющие своё мнение и аргументы для утверждения этого мнения истинным. Отсюда – воспитание значимой для страны личности не важно, какого масштаба, становится необходимым. 
    К тому же, все составляющие общего прогресса государства (страны) с каждым днём принимают всё более сложный характер. По аналогии пример из науки. Учёные - одиночки и группы ученых вторглись в такие высоты, что получение дальнейших знаний (открытия) под силу только коллективу во главе с так называемым мозговым центром, и с использованием знаний и открытий, полученных в смежных сферах естествознания. Физика всё чаще для своих открытий обращается к химии, а химия – к физике. И появилась новая область науки – физическая химия, или химическая физика, называйте, как хотите.

    Точно так же сложность актуальных задач в обществе возрастает по экспоненте, и для их решения одной «головы не хватает думать», как выразился приятель и подельник знаменитого Мишки Япончика.
    В странах, поврежденных либеральной демократией, большинствам – народам, приходится, в полном смысле завоевывать свое право самим думать о себе и за себя, отнимать это право у «интеллектуальных» и перегруженных финансами  меньшинств. Там, где вожди и кумиры уже  опустили народ до уровня населения, и  где он, народ – биомасса, ни о каких правах говорить не приходится.         
    В России – наоборот. Приветствуется, поощряется и поддерживается тенденция вовлечения все большего количества людей в сферу управления всё усложняющейся государственной системой – переток личностей из инертной массы обывателей в активную массу неравнодушных подвижников. Конечно, легче на диване или на кухне бурчать и злиться на чиновников из всевозможных  управляющих структур, начиная с ЖЭК, и заканчивая Думами, правительствами, и даже ООН, чем поднять одно место с другого (дивана, кресла, и т.д.) и позвонить, пройтись, проехать и зарегистрировать у секретаря  официальное заявление по поводу... . Кстати, вся бюрократия не любит жалоб (челобитных), и боится заявлений.
    А мы привыкли ещё со времён царей-батюшек строчить жалобы боярам на самоуправство и мздоимство присутственных дьяков, а царю-батюшке – на бояр. Проверено – жалоба принимается без особых трудностей, если, к тому же,   составлена на официальном бланке (изобретение активных бюрократов), не допускающем свободного творчества жалобщика. Принимается и...отправляется в соответствующий сектор(по-старинному – под сукно) для выдержки временем.
    Иное дело заявление на чистом листе бумаги, где его смысл не исковеркан графами и клеточками официального бланка. Его  бюрократы стараются не принять под различными предлогами. Потому что автор заявления – официальный заявитель,  а не проситель-жалобщик. Настойчивость заявителя, иногда в ультимативной форме, способна преодолеть бюрократические преграды. Это тоже проверено на практике.
    Казалось бы, какая разница: жалоба, или заявление? Оказывается - большая.
    Только всем этим мелочам надо учиться. Например, отличать исполнительные органы власти от бюрократии, в переводе на русский язык – власти (кратии) различных бюро: клерков, если это понятнее старинного русского «чиновник». В существующих ныне демократиях исполнительные органы находятся между двух сущностей: между властью с одной стороны, и между народом – с другой. Для их (исполнительных органов) выживания в этих условиях, когда приходится быть слугой двух господ, работать, что называется, на «наших» и «ваших», и возникла бюрократия, по сути - третья власть.

    При народовластии бюрократия исчезнет, станет исполнителем воли одной власти – народной, слугой одного господина – народа, потому что второй господин будет просто упразднён, за ненадобностью. 
    Из научной и учебной литературы исчезнет специальный термин – политическая надстройка, неотъемлемая для диктатур и демократий, где четко просматривается и утверждается в конституциях, кто «над», а кто – «под». При народовластии будет окончательно решен вопрос, причём,  в пользу народа:кто д л я  кого. Вот тогда и будет изъято из употребления слово «жалоба». Останется только в словарях с ремаркой «устар. предыстор.». а бюрократы будут управлять, «служить» (кавычки, чтобы не приняли за плагиат).
    Конечно, в один день все вопросы народовластия не решить. Требуется огромная поступательная, постепенная и последовательная череда обдуманных шагов.
    Но первым и обязательным  шагом должен быть шаг к всестороннему образованию народа. Диктатура непросвещенного народа невозможна. Поэтому лозунг вождя мирового пролетариата «Учиться, учиться, и еще раз учиться!» остается основополагающим, что бы ни говорили про вождя. Однако, невоспитанному человеку самое высшее образование не поможет стать гражданином страны, идущей к народовластию.
    Потому что народовластие не признаёт демократически-либерального принципа:«разрешено всё, что не запрещено», который игнорирует понятия справедливость, долг, честь, совесть и достоинство. Кроме писаных законов при народовластии так же нерушимы законы нравственные, многие из которых не вместить в конституции. Без них народ превращается в население, весь смысл существования которого вмещается в одну цель – потребление. А цель, как сказал иезуит Игнатий Лойола, оправдает способы, если убрать нравственность.
    Два условия, без которых не стоит говорить о народовластии: образование и воспитание, в одной связке, в одной упряжке.
    Невоспитанному человеку, который не знает, что такое хорошо, а что такое плохо, добро и зло считает обычными, легитимными способами существования, иметь образование опасно, прежде всего, для окружающих.
    И здесь пора озвучить теорию разумного оптимизма. Народовластию в России быть, но оно наступит тогда, и только тогда, когда  разумный оптимизм овладеет массами.
               
                Разумный оптимизм    

    Когда-нибудь ученые-психологи, социологи, философы,  или иные ученые, может быть, займутся этой темой с научным подходом, и может появиться целый научный труд под названием «Теоретические основы разумного оптимизма». Может быть. А пока – только эмпирика, на основе наблюдений, догадок и домыслов, в том числе  и на основе догадок и домыслов, уже записанных, уже звучавших.
    Разумным оптимизмом заинтересовались в основном психологи, и рассматривают его как перечень приемов и упражнений для приобретения позитивного восприятия окружающего мира отдельным индивидуумом при осуществлении каких либо своих, индивидуальных целей.
    На самом деле разумный оптимизм гораздо шире и глубже, гораздо сильнее и результативнее влияет не только на поведение, но и на всю жизнь человека. И в этом его широком смысле он доступен всесторонне образованному  человеку, и подпитывается постоянно увеличивающимся практическим опытом. Теория разумного оптимизма по своему масштабу достойна того, чтобы ею занялись,в том числе и философы.
    Что-то подсказывает, что мировое сообщество ещё существует благодаря исключительно разумному оптимизму, который, так или иначе, одерживает победу над всяким другими ложными и временными «-измами». Более того, в самой природе планеты Земля заложен в качестве основного условия её существования и эволюции разумный оптимизм. Там, где человек, зараженный этими ложными «-измами», грубо его нарушает, природа гибнет, и тогда появляются «красные книги» - жалкие попытки наивных, в некоторой степени лишенных разума оптимистов спасти еще не уничтоженные остатки. Разумный оптимизм не исключает нравственности, а наоборот, без неё становится неразумным.
       
    Когда человек по какой-то причине беспокоится о будущем, которое кажется ему совсем не светлым, и повлиять на процессы, происходящие сегодня, он не может, близкие и друзья  успокаивают его своеобразным заклинанием: «Всё будет хорошо!». Некоторые и для себя выбрали это выражение в качестве успокоительного. Другие идут в храм – за оптимизмом (опиумом по Марксу). К заклинанию  «Всё будет хорошо!» так и хочется добавить: если не получится, как всегда.
    Когда Н.С. Хрущев вдруг объявил, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», ему аплодировали. Наивные оптимисты и те, кому по должности было положено аплодировать. Пессимисты и разумные оптимисты не аплодировали. Первые, потому что приняли слова генсека всерьез, вторые не привыкли аплодировать пустым фразам для усиления впечатления от ранее сказанного. А он, генсек, из чистого оптимизма решил этой фразой ещё и дополнить ранее сказанное – надеть на людей  розовые очки. Перестарался.
    Всё это про оптимизм, внушаемый извне, кумирами, героями, просто теми, кому веришь на слово. А русский народ давно уже предложил самому себе одно из правил разумного оптимизма: «на Бога надейся, а сам не плошай».
    Разумный оптимизм на слово не верит. Он обладает арсеналом средств, позволяющих провести объективный анализ этому слову, и сделать свой объективный вывод. Поэтому его обмануть трудно, разве что неверной информацией, которую в данный момент проверить не возможно, а решение не может ждать.
    Разумный оптимизм – это посох,  который помогает страннику осилить путь длиной в жизнь. Многое из того, о чем будет речь, покажется некоторым наивным и банальным; авторитарные, облаченные  властью лица и группы лиц встретят всё здесь сказанное в штыки, но я знаю – есть у меня единомышленники. И они уже проявляются, после вдумчивых размышлений на эту тему.

    Когда я родился и первым криком возвестил о своем явлении на этом свете, моя мама в тот же миг вместе с жизнью подарила мне...Земной Шар. Не игрушку, не школьный глобус, а настоящий  Земной Шар – тот, который мы всю жизнь топчем своими ногами, и  в  который  нас зарывают после смерти. Прекрасную планету Земля, всю целиком, со всем, что на ней находится и существует; с ее географией и историей, с ее  прошлым, настоящим и будущим.
    Подарила, но ничего мне не сказала. Скорее всего, она не знала об этом сама – в  двадцатом столетии, и сейчас, когда все человечество, пораженное бешенством идеологического, националистического, экономического и расового безумия, занимается  бессмысленным и безуспешным самоуничтожением;
    когда многие  поколения людей рожают, выращивают и воспитывают своих собственных детей, чтобы потом сдать их на пушечное мясо в мировые бойни и революции;   
    когда    самое употребительное на всех языках мира  слово – смерть;
    когда планета Земля стонет  и содрогается в конвульсиях от землетрясений,  взрывов снарядов и авиабомб, задыхалась от смрада дымовых газов и утопая в потопах-наводнениях.
    Никто мне не сказал о мамином подарке и тогда, когда человечество делало временные передышки в самоистреблении и занималось ликвидацией следов очередного припадка собственного (хронического?) безумия.
    Я не один такой, нам всем, рожденным на планете Земля, наши мамы подарили эту прекрасную планету. Её на всех хватит, и у каждого из нас она своя, разная, как и все мы. Мы её видим своими карими или голубыми глазами, слышим своими ушами, осязаем своими руками. По большому счету, мы  все, прежде всего земляне - русские, английские, японские, германские, и так далее. Все без исключения. Правда, в предысторическом прошлом некоторые земляне были исключены, например, североамериканские индейцы. Исключены полностью европейскими землянами, которые с тех пор называют себя исключительной нацией, которая, якобы, имеет право исключить любую другую нацию, если та ей не понравится.
    Для скептиков - доказательства того, что мы все – земляне, и каждый из нас получил в самом начале целую планету.
    1.Библейский Ной не был таксистом, он не развозил французов во Францию, англичан в Англию, китайцев в Китай и так далее; он всех обитателей ковчега в одном месте высадил на сушу и отпустил на все четыре стороны с единственным напутствием: плодитесь и размножайтесь. И  все разбрелись, кто куда – осваивать планету;более того – в то время вообще еще не было ни китайцев, ни французов, ни англичан с турками, евреями, японцами и россиянами; все поголовно были просто землянами, и каждый из нас чисто случайно оказался русским или индийцем, а не евреем или испанцем; никто из нас не знает, на каком повороте, и по каким  причинам наши пращуры повернули свои стопы, и пришли туда, где мы – их нынешние потомки, теперь живем.
    Библейский Ной напрасно к своему напутствию "плодитесь и размножайтесь" не добавил: только не истребляйте друг друга. Уже вполне цивилизованные европейцы уничтожили, вырвали с корнем целые народы на  американских материках. Кто скажет, что этим самым не был нанесен огромный вред остальному человечеству – всем землянам?   
    2.Во времена переселения (расселения) землян не было никаких границ, кроме естественных. Границы придумали предводители племен, князья, цари, императоры, диктаторы, а люди уже их возводили, укрепляли и защищали, тем самым на долгие времена обрекая себя на жизнь в изолированных от остальной своей территории ограниченных участках, впоследствии названных государствами. И пришло время истребительных войн, истребления народов. К тому времени племена землян уже исковеркали и забыли свой единый праязык и, окруженные частоколами границ, перестали понимать друг дружку.
    Тем не менее, границы во все времена были проницаемыми для тех землян, кто интуитивно чувствовал, что он прежде всего землянин, а потом уже итальянец, японец, русский или грек. Сейчас границы между странами и государствами рушат мирно радио, телевидение, интернет, кооперации ученых, деятелей искусств, промышленников, средства связи и коммуникаций, сотрудничество людей и организаций в различных сферах полезной деятельности.
    Границы легко рушат и переделывают идеи, особенно с большой проникающей способностью, да ещё, если их носители до зубов вооружены средствами, обеспечивающими полную  толерантность у оппонентов.
    И  эти процессы необратимы. Недаром кое-где еще достаточно громкий национализм теряет свои позиции, а расизм уже осужден и преследуется современными законами. Процессу  мирного и неизбежного  разрушения границ препятствуют те, для кого смерти подобно объединение всех землян для совместного созидания, для сохранения планеты, для ее облагораживания и облагораживания нашей жизни.
    3. Ученые упорно ищут и находят корни единого праязыка во всех современных языках и наречиях, доказывая этим, что когда-то человечество было единым и каждому его представителю принадлежал весь Земной Шар. Как знать, возможно, мы вернемся к нашему праязыку на переходе от предыстории к истории, дополнив его  только современными научными и техническими терминами – ведь многие из них уже давно стали нашими общими. Но это, если и случится, то случится еще очень не скоро. А может и не случиться вовсе.   
    4.Зачем мы, русские, немцы и все остальные, изучаем в школе животный и растительный мир Амазонки, тундру Чукотки и Аляски, джунгли Мадагаскара и Гималаи – неужели только для общей эрудиции, или для будущих военных действий? Вряд ли. Просто мы еще не забыли до конца, что все мы сначала земляне, а потом уже каждый из нас – русский землянин, японский землянин, и так далее. А еще за тем, чтобы знать – если один регион планеты сейчас болен войной, то страдает вся планета, последствия этой войны скажутся в той или иной степени в регионах, далеких от места, где кипит война. Не говоря уже о том, что метастазы этой войны дойдут куда угодно. Даже к тем, у кого «моя хата с краю…».
    Остался без своей снеговой шапки Килиманждаро. А мы и не заметили. И нам не интересно, почему. Сейчас идет интенсивная вырубка леса в Карпатах. И никто не знает, как повлияют лысые Карпаты на окружающий мир не только на Украине. Выгорают огромные таежные площади в Сибири и в других регионах Земли. Чем это отрыгнется для всех нас, никто не знает. Здоровье планеты Земля в руках всех землян, а не только в их маленьких, окруживших себя кордонами и границами частиц. Если нам все равно, что творится за околицей нашего города или деревни, зачем нам эти знания про Амазонку, африканские джунгли и скандинавские фиорды? 
    Климатологи утверждают, что все идет по графику, не нами, землянами, составленному. Ой, ли? А может быть, этот график сейчас корректируется с учетом нашей избыточной техногенно-истребительной агрессии?   
    5.Единственное на планете Земля живое существо – человек, которое способно жить во всех погодных и природных условиях планеты, без особых усилий приспосабливаясь и к полярной стуже, и к жару пустынь, к высокогорной нехватке воздуха, к тропическим ливням. Для чего это нам? Наверное, для того, чтобы мы (каждый из нас) могли на все сто процентов использовать заложенные в нас природой или Богом возможности. Может быть, все наши способности мы используем всего лишь на 5 – 10% только потому, что живем в загонах,окруженных частоколами государственных границ? Вспомните рыбок в маленьком аквариуме, и рыбок той же породы в огромном естественном водоеме.
    6. Задайте себе вопрос: для чего вам Интернет? Ответ на поверхности: для того, чтобы вы, землянин, могли быстро реагировать на события и явления, происходящие на вашем Земном Шаре, посредством мгновенной связи с такими же землянами в разных точках планеты. Интернет, между прочим, появился потому, что без него дальнейшее развитие человечества невозможно. Или возможно, если ему есть более эффективный аналог.
    7.И,  наверное, последнее. Если  человек создан по образу и подобию Божьему – значит он – творец. А что и сколько  он сотворит в ограниченном чужой волей пространстве, подчиняясь отнюдь не законам природы и Господу Богу, а тем кумирам, которых сам творит, и которых творить (по Библии) нельзя?
    На все эти рассуждения напрашиваются вопросы: ну, и что с этим знанием делать?
Это знание- как таблица умножения, без которой нельзя освоить даже арифметику, не говоря о высшей математике, о разумном оптимизме.
    О смысле жизни чаще всего задумываются те, кому не повезло, неудачники и философы. И пока еще нет внятного ответа, в чем он, этот смысл, для каждого из нас.
    Для чего человечество истребляет само себя и упорно себя же воспроизводит? Для компенсации потерь в процессе самоистребления? Вряд ли. Если прекратить самоистребление, остановится воспроизводство? То же вряд ли. И вообще, зачем эта многомиллиардная масса людей планете Земля? Дерзкая и неожиданная мысль – а вдруг планете Земля для её существования и эволюционного развития требуется постоянное увеличение массы думающих разумно людей? Мы собираемся осваивать Космос, или ну его?
    Эти вопросы наводят на мысль: без человечества существование Земли не возможно. И  глубинный смысл нашего существования – дежурство (самое примитивное определение этого смысла) на планете. Принять планету у уходящего поколения и сохранить или улучшить для грядущих. Другие смыслы не просматриваются. Возможно, это – социальный Проект планеты Земля.   
    Для дальнейшего понимания сути  теории разумного оптимизма.
Осознав свое право на владение Земным Шаром, мы с помощью этой теории достигнем полного понимания своего предназначения в границах планеты, а не только своего двора, и для осознания своих обязанностей, которые, в свою очередь дадут нам возможность обладать им – Земным шаром. А владеть и обладать – разные вещи.
    Всё чаще звучит с трибун  из разных рупоров  пугающее слово – глобализация. Площади и улицы бунтуют протестами. А ведь она – глобализация, и не только экономики, неизбежна. Более того – целесообразна и необходима для дальнейшего прогресса всей планеты. Только не та глобализация, которую пытаются соорудить либеральные демократии.
    На саммитах Евразийского Союза, ШОС, БРИКС их  участники тоже продвигают идею глобализации, только там, где они проводятся, не слышно и не видно протестующих. Потому что эта глобализация организуется на совершенно иных принципах–на принципах разумного оптимизма, уже глобального.Такая глобализация, а по сути – кооперация не трансконтинентальных компаний и корпораций исключительно в целях наживы одних за счет других, а для возможности обладания природными ресурсами планеты Земля и плодами своего труда всем человечеством. Обладания для оптимального использования и дальнейшего созидания, для передачи наследникам планеты в её улучшенном состоянии,а не разграбленной и истощенной. 
    Сейчас мы все – всё население планеты, только пользуемся теми крохами плодов нашей цивилизации, которые нам доступны в ограниченных пространствах, выделенных нам во временное(в пределах наших жизней)пользование теми,кто думает  з а  нас и определяет каждому из нас его место в загоне, именуемом государством. А любой пользователь, особенно временный, всегда и везде нацелен, прежде всего, на - по возможности, максимальное потребление, максимальное использование для  личных потребностей предмета пользования.
    
    Понимание того, что ты не пользователь, а владелец, причем не временный, заставляет думать об оптимальном  потреблении того, чем владеешь, понуждает к пересмотру таких понятий, как права и обязанности. В стране, где народ разделен на пользователей и владельцев, никогда не быть народовластию. Оно возможно лишь там,где каждый гражданин одновременно и владелец,и пользователь(потребитель). Где органы власти (управленческий аппарат) под присмотром народной власти регулируют уровень потребления исключительно для того, чтобы соблюдался принцип общественной  справедливости, и чтобы созидание превышало, или, по крайней мере, было равным потреблению.
    Как сказал недавно Президент РФ – дело любого управленца не править,а служить.
    У землянина  список прав и обязанностей  гораздо шире и длиннее, чем у ограниченного своим тыном или забором хуторянина. В будущем, может быть, не столь далёком, Декларация прав человека обязательно будет скорректирована и дополнена с учетом положений разумного оптимизма.

    Мамины слова останутся словами, если не знаешь, как, имея подаренный тебе Земной Шар, обладать им. Всем известно: иметь - это еще не значит обладать. Разумный  оптимизм поможет обрести это знание. 
    Наша жизнь - движение в узком коридоре между бесчисленными "нельзя" и "можно",  и в преодолении всевозможных препятствий, постоянно возводимых самими нами, а чаще–теми, кто присвоил себе право на это, независимо от нашего согласия или несогласия.
    Чего  нам  не хватает для того, чтобы  не выглядеть, а быть всегда такими, какими нас создали Господь Бог или Природа?  Разумного  оптимизма, неотъемлемой принадлежности человека и его бытия. Разумный оптимизм расширяет независимость человека, предоставляет ему возможность самому решать встающие  перед ним проблемы и задачи, опираясь на собственные силы и помощь окружающих, а не вопреки их интересам.
    Разумный оптимизм не агрессивен. Но умеет защищаться. Присущий ему пацифизм имеет пределы. Так называемая «толерантность», столь любимая либералами,  отвергается разумным оптимизмом, поскольку суть её – в непротивлении даже злу.
    Впрочем, разумный оптимизм и не допускает человека на грань, когда приходится по максимуму и в жесткой форме придерживаться тюремного  кредо – «не верь, не бойся, не проси».
    Если пересмотреть все «нельзя»  и «можно», «должны» и «не должны» с точки зрения разумного оптимизма, то окажется, что из всех бесчисленных «нельзя» многое можно, а свои долги мы копим сами, и сами за них расплачиваемся, а больше никаких долгов у нас быть не может. И, наоборот – из всего того, что сейчас можно, многое  нельзя.
    Считается, что человек использует свои физические и умственные способности, данные ему природой, всего на 5-10%. А сколько процентов времени своего пребывания на белом свете он тратит с пользой для себя и для остальных землян? Сколько своего времени–минут, часов, дней, лет своей жизни он живет, а сколько исключает из своей жизни, просто выбрасывает, убивает?

    Наша жизнь отмерена песочными часами. В момент нашего появления на этом свете наши часы переворачиваются, и песок из верхней колбы начинает просыпаться в нижнюю. Его количество кем-то точно отмерено. Чем бы мы ни занимались, песок сыплется, наше время течет, количество песчинок–мгновений, минут, лет в верхней колбе уменьшается. И их не пересыпать назад. Когда-то просыплется последняя песчинка.
    Один советский  ученый-физик посчитал свое личное время, рассортировал свои минуты и часы на живые и убитые. Убитые он назвал отбросами времени. Своего времени, времени своей жизни. Его выводы  были, скорее всего, неутешительными.
    И он полностью исключил отбросы своего времени до минимума, оставил только те, которые в нашей реальной жизни исключить невозможно по техническим и иным причинам.И наполнил свою жизнь «до краев» всем тем, что делает ее драгоценной. 
    Оптимизация затрат времени  высвобождает его резервы  для более продуктивного использования. Разумный оптимизм вынуждает человека жить по расписанию. Только по собственному, а не установленному внешними силами. При этом человек, конечно, корректирует свое расписание в ту или иную сторону, по собственному желанию, в соответствии со своими разумными потребностями.
    Разумный оптимизм пересматривает многие установки, навязанные нам извне без нашего согласия, освобождает человека от многих псевдо-обязанностей, от всего того, что сковывает нас по рукам и ногам, не давая нам раскрыть и проявить практически вложенную в каждого из нас глубинную сущность, проявить себя и  использовать свое невозвратное время не на пять-десять процентов, а на все сто, отпущенных нам Богом, или природой и предками.
     Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за мелкое и подленькое прошлое...
    Как бы ни относились люди к автору этих строк, написанных давно – в первой половине ХХ века, но кто скажет, что он не прав?

    Наши бабушки и дедушки тоннами глотают таблетки от болезней и недомоганий. Сколько таблеток из этих тонн  они глотают именно потому, что им «мучительно больно...», что не дает им покоя своя совесть, когда-то упрятанная в темные закоулки сознания, полузадушенная, а теперь вышедшая на свободу?  Индийские  йоги утверждают, например, что ложь вызывает  болезнь печени.
    Винить бабушек и дедушек в данном случае, и говорить им «так вам и надо» ни в коем случае нельзя. Часто путают вину с бедой, а они – вина и беда,  часто  бывают вместе. Иногда беда родит вину, а иногда – вина беду.Беда многих в том,  что они не слышали и не знали ничего о разумном оптимизме.
    Стало общеупотребительным  самооправдание: «время такое». Разумный оптимизм дает человеку возможность не только не терять себя в «такое время», но даже само время сделать не «таким».
    В ХIХ столетии появилась теория разумного эгоизма, согласно которой человек творит добро другим людям исключительно для своего морального удовлетворения (удовольствия). Эту теорию еще никто не опроверг. Разумный оптимизм ее полностью поглощает.
               
    Сейчас, в ХХI веке, время летит гораздо быстрее, чем в прошлые  тысячелетия. А  сделать нам сейчас за время пребывания на этом свете нужно гораздо больше, чем нашим отдаленным предкам. Разумный оптимизм помогает успеть сделать много  дел на этом свете, более того – он позволяет продлить саму жизнь человеческую, чтобы успеть сделать как можно больше.
    Примитивно понятый коммунистический принцип К. Маркса «от каждого по способности, каждому по потребности» осуществим разумным оптимизмом, если оптимизировать потребности и провести четкую границу между понятиями насущные  п о т р е б н о с т и  и  и з л и ш е с т в а.  Образованный человек, избравший способом существования разумный оптимизм, сам для себя определит границу между жизненно важными потребностями и излишествами, отрицательно влияющими, в том числе и на его собственную жизнь.
    Российский математик отказался от получения присужденной ему Нобелевской премии. Эта громадная масса денежных знаков ему просто ни к чему, потому что он, мудрый человек, твердо знает, в отличие от американских и прочих бизнесменов, что время–совсем не деньги, и каждая минута е г о времени гораздо дороже той кучи картинок с портретом какого - либо президента, которая только отнимет у него часть его - не бесконечного, времени на возню с ней.
    Советский  ученый-химик угодил в Гулаг за случайное инакословие (не за инакомыслие – оно не наказуемо, пока не изречено устно или на бумаге). Появилось огромное количество отбросов времени. Он их исключил – там, в Гулаге, открыл способ получения ацетона из кумола. И сейчас весь мир получает этот полезный продукт по разработанному им способу.
    Оба эти примера, и еще можно привести массу других, показывают, что настоящая цена нашей жизни – время, отпущенное нам для жизни, которая полна и истинными  и ложными  ценностями. Разумный оптимизм их четко распознает и сортирует на зёрна и плевелы. В технике этот процесс называется обогащением сырья, полезных ископаемых из руды. 

    Все призывы вести так называемый здоровый образ жизни - глас вопиющего в пустыне, если те, кого к этому призывают, не имеют определенной цели, живут сегодняшним днём, удовлетворяя лишь самые первичные свои потребности, не понимают и не ставят перед собой вопрос, для чего они существуют на этом свете. Разумный оптимизм предписывает здоровый образ жизни, как одно из условий достижения поставленной перед собой цели.
    У народовластия есть набор рычагов и инструментов, что бы здоровый образ жизни стал нормой всего народа. Народная власть может сделать медицину бесплатной, или хотя бы частично бесплатной, если, во-первых, обеспечить условия всем людям для нормального образа жизни; во-вторых - разумно оптимизировать потребление.
 
    Однажды зимним вечером мы с моей дочкой-первоклашкой решили покататься на коньках на городском пруду, где силами любителей этого вида спорта был сооружен настоящий каток. Погода стояла тихая и безветренная. Днем было солнечно, морозец сошел до -5 градусов, а когда мы шли на каток после захода солнца, под ногами скрипел снег. Значит, было уже ниже -10 градусов.
    Каток был в центре города, мы накатались в охотку  и возвратились домой. Помогая дочке раздеться, жена спросила:
    - Вы что, жгли костёр? Вся  шапка дымом пахнет.
    Я понюхал свою. Дым от костра – изысканный парфюм по сравнению с тем, что я унюхал. Мне стало, если не дурно, то жалко мою девчушку.
Смог, который захватили капельки тумана, когда испарившаяся днём влага стала после захода солнца конденсироваться. Круговорот воды в природе. Микроскопические капли тумана, обогащенные тем, что называется смогом (наверно, чтоб не все понимали, что это такое, и не пугались), тяжелели, замерзали, медленно опускались вниз и оседали – на снегу, на шапках, воротниках и на... легких ничего не подозревавших горожан, взрослых и их детей.
    Дело в том, что это происходило (и продолжает происходить сейчас) в центре города, окруженного со всех сторон металлургическими, машиностроительными и химическими гигантами советской индустриализации. Задранные в небо «лисьи хвосты» этих монстров рассеиваются в воздухе и потом опадают на землю. И зимой, и летом. 
    При чисто случайной встрече с солдатом воинской части, расположенной в этом же городе, у него, восемнадцатилетнего парня, спросили по традиции:
    - Как служба?
    Солдат спокойно ответил: - Да ничего. Только дышать нечем.
    - А откуда ты, если не секрет?
    - Из-под Киева.
    Это значит,из лесного рая, который окружает Киев, и Москву тоже.Я подумал: ему, попавшему к нам, дышать нечем, а мы здесь рождаемся, живём, заводим детей, выращиваем, и умираем тут же.
    Жертвами агрессивной безжалостной индустриализации стали не только мегаполисы. Азовское море – одна из этих жертв. Самой природой подаренное человечеству для детей, как садок для выращивания человеческих мальков, металлургические и машиностроительные монстры превратили его местами в зловонную лужу, непригодную для жизни. Петр Сажин с большой болью написал о нем книгу – «Трамонтана». В ней описана вся трагедия Азовского моря.
    Пропаганда здорового образа жизни в таких городах выглядит, по меньшей мере, неуместной.
    Сначала желательно сделать условия для здорового образа жизни. Чтобы на утренней пробежке человек дышал не выхлопами от металлургического монстра, а свежим утренним воздухом. Тогда он реже будет обращаться к медицине за неотложной помощью.
    А если еще перестать загрязнять воду и воздух вредными выбросами и сбросами от производств, выпускающих предметы и продукты, которые априори входят в разряд излишеств, автоматически появляются средства, которые можно вложить в медицину и сделать её более доступной.
    Здоровый образ жизни – он же и разумный образ жизни, предписанный разумным оптимизмом. Разумный оптимизм помогает вести здоровый образ жизни, поскольку сам возможен только при таком образе жизни.
    Разумный образ жизни пересматривает ценности и сортирует их на  подлинные, которые делают жизнь богаче, и ложные, навязываемые индустрией моды, алчностью, завистью, предрассудками.
               
                Отцы и дети

    Объявить своему ребенку о бесценном подарке, которым одарила его мама при рождении, и забыть – мало, почти ничего. Один мудрый человек сказал: главная обязанность ребенка перед своими родителями – быть счастливым. Эта несомненная истина нуждается в дополнении: главная обязанность родителей пред своим чадом – помочь ему стать счастливым. Научить человека обладать подарком, который вы ему подарили.
    Проблема отцов и детей была всегда и всегда будет. Иногда она вырастает до масштаба войны – когда происходит резкая смена времен, разбрасывающая детей и родителей, братьев и сестер, внуков и дедов, по разные стороны явных и мнимых баррикад. Но это – когда наступает форс-мажор. В обычной жизни отцы и дети стремятся к достижению компромиссов. Главное, что требуется понять каждому родителю: наше чадо никогда не станет нашим образом и подобием, даже при внешнем сходстве. И не надо стараться  заставлять  его становиться им.
    Чадо будет всегда сопротивляться, в большинстве случаев оно стремится само себя сотворить, если хочет не просто пробыть на Земле свой срок, а что-то сделать, что-то сотворить.
    Отпустите его, дайте ему свободу выбора. Предварительно научите его твердо стоять на собственных ногах.
    Здесь уместно вспомнить Тургенева и слова его персонажа: «Каждый человек сам себя воспитывать должен». Для того, чтобы человек сам себя воспитывал, ему нужно обеспечить необходимую степень свободы. Прежде всего – свободу выбора дел или дела, которому он посвятит свою жизнь. Нам  хочется, чтобы наш сын или внук был бухгалтером. А ему летать охота. Или варить сталь, или строить мосты.
   
    Как помочь своему ребенку стать счастливым?
    Самое главное – дать ему попробовать и выбрать то, что его, на что он готов тратить драгоценное время своей жизни.За это он вам будет бесконечно благодарен и постарается выполнить свою главную обязанность перед вами.
    Мы, конечно, узнали бы, что произошли от обезьяны, и без Чарльза Дарвина, если бы он послушал своего отца и стал священником. Хорошим или плохим батюшкой стал бы Чарльз, не известно, но учения, которое все называют дарвинизмом, точно не было бы. Было бы другое. А сам Чарльз никогда не забыл бы, как мечтал поплавать на «Бигле». Чарльзу повезло. Его отец нашел разумный выход из возникших противоречий, и он поплавал на «Бигле».
    Был военный летчик, который не мог доваляться на морском пляже до конца своего отпуска. Едва выдерживал две недели, а потом убегал – в небо.
    Дед убеждал своего, уже вполне созревшего для самоопределения внука: сейчас тебе еще не поздно сделать свой выбор, чем ты хочешь заниматься всю свою жизнь. Делай  его быстрее, но обдуманно. Если сейчас сам не выберешь, будешь делать то, что за тебя выберут другие, чужие равнодушные дядьки и тётки. Выбирай, если ошибешься, можно будет исправить ошибку, пока у тебя есть мы. Кто будет  против такого наставления? 
    Никто не будет возражать, что все дети одаренные. Ни один родитель не скажет, что он не любит свое чадо. А что такое любить? Любить – значит изучать. Глубоко и постоянно. Открывать тайны того мира, который ты любишь. Мир ребенка такой же необъятный и многогранный, как и мир взрослого человека. Только он еще глубоко спрятан, и открывается каждый день по крупицам, вбирая в себя все пространство вокруг и одновременно заполняя собой окружающий мир. Сегодня  маленький растущий человек  не такой, каким был вчера. А завтра будет не таким, как сегодня. Нельзя  пропустить эти  перемены.
    Только что родившийся человек – драгоценный камень, только не ограненный. И отличается от камня тем, что сегодня он – сапфир, а завтра – изумруд, а послезавтра он может стать любым другим. Его, в отличие от всех драгоценных, полудрагоценных и иных камней, нельзя огранить, не повредив его сущность. И он сам ограняется. Задача гранильщика - максимально точно выявить истинную природу кристалла.
    Каждый маленький человек развивается всесторонне сам, но часто «не туда», если ему в этом не помогают, или не так помогают  взрослые. Он вынужден адаптироваться в том мире, куда его пригласили вовсе без его согласия. И он адаптируется. Независимо от того, какой вокруг него этот самый мир – враждебный или доброжелательный.
 
    Мир (люди) вокруг нас – всегда одинаков, и постоянно изменчив. Он может быть добрым, равнодушным и враждебным (это самая грубая шкала) – в зависимости от нашего к нему отношения. Чаще всего он добрый – добрых людей значительно больше на Земле, чем остальных, иначе всех нас было бы очень мало. Доброта в нас заложена тем социальным проектом «планета Земля», который  определил ее и её натуральное воплощение -  взаимопомощь   главным  условием существования человечества.
    Равнодушным мир по отношению к нам бывает тогда, когда мы ему – миру неинтересны, не знакомы. Поинтересуйтесь миром вокруг вас, вникните, хотя бы поверхностно, в его проблемы, попы тайтесь поучаствовать в их решении, станьте хоть на немного нужными ему, и мир вами сразу заинтересуется, перестанет быть равнодушным. Вы сразу ощутите и сочувствие, и понимание, и уважение. 
    А враждебным спокойный и уравновешенный мир мы делаем часто  сами, когда твердо убеждены, что он враждебен. Его враждебность – это реакция на все наши действия, вызванные этим убеждением, а они  - наши действия, не могут быть ни доброжелательными, ни равнодушными по отношению к даже мнимо враждебному миру.
 
    Все лучшее – детям. Этот принцип неоспорим. И чем больше этого лучшего, тем лучше. Только требует уточнения, как далеко или широко распространяется это лучшее.И сколько этого лучшего на самом деле требуется детям,чтобы их не  «перекормить. А еще очень важно определить – что лучшее, что так себе, а что худое.
    Вызывает тревогу, что «аттестат зрелости» - документ, свидетельствующий о наступившей зрелости человека, получают те, о ком говорят и родители, и выпустившие их из школы учителя,и даже принявшие их в ВУЗ преподаватели: «что вы хотите, они же еще дети!». Семнадцатилетние юноши и девушки, которые в некоторых вопросах разбираются лучше, чем их родители – еще дети.
Инфантильность–так называется результат чрезмерного потребления «всего лучшего» без вложенного в его добычу труда,более того,без знания,откуда и каким трудом оно добыто.
    Двадцатилетний парень гвардейского роста и телосложения плакался в жилетку другому, что его мама и папа умерли и ничего ему, единственному сыну,не оставили, кроме...собственного дома. И что ему теперь делать, как быть, он не знает. И в суд подать на них нет возможности.

    В Евпатории на лечебном пляже, где принимают солнечные, воздушные и морские ванны в основном пожилые люди, мамы с детьми, проводила дни женщина с дочкой - 12-ти летним подростком. Присутствующих дам эта пара заинтересовала в первую очередь элегантностью, вкусом  и красотой нарядов, в которых девочка появлялась на пляже.Пляжные костюмы, платьица, юбки и кофточки были изысканными произведениями швейного искусства, модными, и делали девочку изящной и благородной принцессой.
    После нескольких дней рассматривания самые смелые дамы начали вслух восхищаться нарядами ребёнка, после чего прозвучал вопрос:
    - Всё это импортное?
    И были поражены ответом: - Нет. Ничего импортного, всё наше, и почти всё из ситчика.
    Ещё более дамы были поражены, когда выпытали у женщины всю информацию.
    Женщина приехала из Прибалтики. Мать-одиночка. Так в этих кругах называют безмужних мам. Работает секретарём на предприятии. Её зарплата  позволяет одевать и обувать дочь в импортные вещи, и побаловать хочется. Но есть веская причина не баловать ребенка таким способом. В один момент может случиться так, что девочка останется одна, или вдвоем с мамой, которая будет не в состоянии наряжать её во «всё лучшее»  импортное. Как такую перемену воспримет еще не ставший крепко на собственные  ноги человек, никто не знает.
    И она нашла выход, простой и вполне в духе разумного оптимизма.
    - Я купила швейную машинку и вместе с дочкой мы научились кроить и шить. Большинство из наших швейных изделий – из моих платьев, кофт, халатов  и  юбок. Мы фантазируем, комбинируем, шьем, украшаем  детальками, а потом радуемся вместе, если получилось. Конечно, пользуемся и магазинами, но в очень маленьких дозах. В основном покупаем ткани и всякие мелочи для оторочек и украшающих элементов. Следим за модой и не отстаём.
    После таких откровений дамы стали завидовать этой женщине и её дочери.   
    И есть чему. Во-первых, ребенок уже понял, что «всё лучшее» не обязательно привезено «из-за бугра». Во вторых, своими руками можно сделать «всё самое лучшее». В третьих, сэкономленные деньги можно потратить на более полезные дела, например–провести летний месяц на золотом пляже в Евпатории. И,наконец, в четвертых: оставшись одна, девушка не будет иметь претензий к своей маме. И в ней уже, возможно, развивается зародыш разумного оптимизма.      
   
    Во всем лучшем, что необходимо детям, чтобы они стали счастливыми, самым главным представляется образование. Во-первых – самое лучшее, а во-вторых – сколько «влезет». По принципу: от каждого по способности, каждому – по потребности. Начиная с детского сада и...на всю жизнь. Замечено, если человек получил высшее образование и одержим делом, которое сам выбрал, он учится всю свою жизнь. Это становится жизненно необходимым, если мы хотим, чтобы уцелела наша планета и мы на ней.
    Первое, что должны сделать педагоги – научить человека  учиться. Ещё в детском саду, еще в начальной школе. Чтобы учеба была не каторжным непосильным трудом, а интересным занятием – подобным хобби. К сожалению, этому почему-то не учат. В этом смысле мы все – самоучки.
    Разумный оптимизм как образ жизни, и самое высокое и всестороннее образование поможет установить подлинное народовластие, без которого            и с т о р и я  человечества просто не состоится.