Первая любовь длинною в жизнь

Шафран Яков
О творчестве Валерия Савостьянова

«Мне верить с нежностью и грустью,
Мне верить радостно и всласть
В ту землю милую, что Русью,
Издревле ласково звалась!..»
(В. Савостьянов)

У меня в руках последний сборник известного тульского поэта Валерия Николаевича Савостьянова «В эпоху нежности»(а). А рядом на столе лежат его же сборники стихов, изданные в прошлом, начиная с 1984 года. Все книги говорят о неутраченной с годами глубокой лиричности автора и о том, что вектор его произведений остался прежним.

Открываю новую книгу Валерия Савостьянова в любом месте, вчитываюсь и не могу оторваться. Каждая строчка, каждое слово высвечивает большое сердце автора, его неравнодушный ум. О чем же мыслит поэт, о чем поет его сердце? Вот об этом и хочется рассказать.

Уже само название последнего сборника заставляет человека задуматься. Какую эпоху автор называет эпохой нежности — старую, доперестроечную, когда была написана книга «Товарищ мой»(б) (1)? Или эпоху 90-х годов, которой принадлежат книги «Лебедь с девичьим лицом»(в) (2) и «Деревенская школа»(г) (3)? Или же первое десятилетие XXI века, в которое были изданы: «В объятиях Селигера и Оки»(д) (4), «Однолюб»(е) (5), «Последние фронтовики»(ж) (6) и собственно «В эпоху нежности» (7)? Можно много говорить по этому поводу. Найдутся и такие, кто станет «ломать копья», доказывая свою исключительную правоту, защищая ту из эпох, которая им ближе. А Валерий Савостьянов, может быть, говорит о том, что нужно, не соглашаясь внутри с несправедливостью, беззаконием, бездушностью и равнодушием, но смирившись с тем, что невозможно изменить в конкретной эпохе, сохранять любовь к людям, к народу, к стране, к своему городу, к близким и друзьям? Думаю, что это так и есть. Если таким образом относиться к настоящему, то тогда любое время жизни человека большой души, настоящего патриота будет эпохой нежности. И чем больше будет таких людей, тем больше любви и нежности будет в последующую эпоху.

Вначале думал написать отзыв только на последний сборник. Но захотелось снова перечитать все книги поэта. И мне не пришлось пожалеть о принятом решении. Ибо темы, поднятые Валерием Савостьяновым в новом сборнике, живут и раскрываются из книги в книгу.

1. «Чтоб России возродиться»

Принято книгу читать с самого начала. И я поступил, естественно, так же. Но писать отзыв начну с конца «В эпоху нежности», с той ее части, которая называется «Чтоб России возродиться». Стихи, вошедшие в эту подборку, обозначают Валерия Савостьянова как человека, глубоко и по-настоящему любящего свою Родину, которому не свойственен ни фанатизм, ни экстремизм, ни пустословие, ибо все это далеко от истинной любви, от истинного отношения к проблемам людей и страны.

Болью отзываются строки:

Мы потеряли не в бою
Страну великую свою (7)

В стихотворении «Гоголю» автор с сокрушенным сердцем говорит о том, как живучи «мазепы», на протяжении веков пытавшиеся разрушить Россию и, к сожалению, до-стигшие своей цели в Беловежской пуще в памятном 1991-м году. Переживания эти ярко отражены в строках из книги «Однолюб» (2005 г.):

Брат, хоть я не привередник,
Мне сегодня тяжело:
Я империи наследник,
Чье названье с карт сошло.
Я лишь ей давал присягу,
Ей оружие ковал,
Кровь свою — больному флагу
Для нее переливал.
Я любил ее устало,
Мог с устатку нагрубить —
Но когда ее не стало,
Стало некого любить. (5)

Мы видим, как В. Савостьянов смело называет вещи своими именами. Олигарх — проходимец, вор и временщик, а богатство ныне не знает стыда. И не всякие прямые и короткие пути являются верными («В объятиях Селигера и Оки», 2003 г.).

Вы не трогайте русские реки,
Ибо на руку это врагам:
Посмотрите, какие калеки
По спрямленным идут берегам! (4)

Очень актуально и сейчас определение, которое Валерий Николаевич дает недругам России, эмоционально, но четко выражая к ним свое гражданское отношение в книге «Последние фронтовики» (2007 г.):

Да будет проклят и забыт
Великою страною,
Кто силу русскую дробит
Гражданскою войною! (6)

Но в то же время поэт понимает, что вина за все вышесказанное лежит и на всех нас, на современниках этих событий и этих явлений. Пророчески звучат его слова из книги «Товарищ мой» (1984 г.):

Вдруг поймешь: настоящим заплачено золотом
За ошибки твои и прозренье твое. (1)

И потому мы должны сделать все возможное, чтобы «отстроить топором все, что разрушено пером ополоумевшего змея»! Тем же, кто говорит — все, мол, бесполезно, и машет на страну рукой, поэт отвечает:

Нам не дано другой страны:
Она — такая. (5)

То, что сейчас мы живем в годы, когда наша Россия, хоть и медленно, но возрождается, хоть и медленно, но воссоздается на новой основе наш Союз, есть заслуга и таких писателей и поэтов как В. Н. Савостьянов, чье перо все эти годы не было равнодушно ко всему, что происходило. Ведь еще в книге «Товарищ мой» (1) автор сказал:

Как бы теперь тяжело ни пришлось,
Знаю: с меня ваш особенный спрос,
Край мой,
село мое,
добрые люди.

И далее:

Как многие живущие на свете,
За дело трудное берясь,
Я был — всего-то! — за него в ответе,
Лицом стараясь не ударить в грязь. (1)

Ибо:

И вижу я:
у отчего порога,
Горячими колосьями звеня,
Издалека
задумчиво и строго
Земля родная смотрит на меня. (1)

Настоящий поэт — это пророк и его слово очень весомо. И автор в книге «В эпоху нежности» (2010 г.) призывает:

Путеводные лампы
Русской жизни зажечь (7)

Вот из таких слов, из таких мыслей и чаяний и строится спасительный плот, который вынесет нас из полосы омутов и стремнин на ровную и широкую реку жизни.

… Молитвой песня станет.
А молитве — нет преград! (7)

В. Савостьянов верит, что Россия возродится и не просто возродится, а станет процветающей во всех аспектах страной. И эта вера путеводной нитью проходит через его книги:

Мне верить с нежностью и грустью
Мне верить радостно и всласть
В ту землю милую, что Русью
Издревле
ласково звалась. (1)

Возродится обязательно! Так же как возродилась разрушенная в селе колокольня («Деревенская школа», 1991 г.) (3), так же возродится и Церковь, и вера, и Россия:

Но ты верь, что день придет,
Не отчаясь,
И вернет тебе народ
Величавость. (3)

Да, народ! Но народ состоит из конкретных людей, и именно конкретные люди и совершают дела, из которых складывается общенародное дело. Потому поэт и говорит в книге «Однолюб»:

Но ни один из них не скажет:
«Наша хата с краю — мы пскопские!..»
А скажет: «Кто — если не мы?» (5)

Мы поднимем знамя, что утеряно
Теми, кто споткнулся во хмелю… (5)

Ибо:

Меч поэтической речи
Все-таки в наших руках. (6)

Из книг В. Савостьянова видно, что одним из основных героев его стихотворений является русский богатырь. И он очень актуален сейчас, в наше время.

Пусть во славу, подвигом добытой,
В главном храме ставится свеча.
Даже по колено в землю вбитый —
И теперь не опущу меча. (6)

Для этого нужно вернуться к своим истокам, к себе самим и смыть с себя все ненужное, наносное.

Есть обряд обновленья:
Умыться речною водой
Той деревни
Где бегал купаться — такой молодой! (7)

Поэтому поэт, как и в молодые годы, многое постигает и многое делает для того, чтобы люди это осознали.

И ты готовься, мое сердечко:
Ведь путь поэта тяжел, тернист.
Уж стол мой письменный — недалечко,
И авторучка, и белый лист… (7)
 
И строчки, исходящие из самого сердца, складываются в стихи-проповедь:

И все же проповедью страстной
Ты звал своих учеников
За нашу родину несчастную
Стоять, как сорок сороков! (5)

2. «Путь»

Но слова из повести
Держат рубежи:
Трудно жить по совести,
Да нельзя по лжи!

«Однолюб», Тула, 2005 г.

Валерий Николаевич Савостьянов верит, что, рано или поздно, но наступит эпоха, которая сменит долгую эпоху преобладания вовне грубости и зла, когда нежность должна таиться в глубине души, боясь показаться снаружи, чтобы не прослыть глупостью и слабостью.

Верю я: в Эпоху Нежности
Бредящий литературою
Следопыт найдет подснежники
Строк, не сгинувших под Тулою… (7)

И все творчество автора пронизывает мысль: чтобы наступила эта эпоха, мы должны, прежде всего, в себе самих что-то менять.

Время землю копать —
время поту пролиться!
Даже если проржавлен,
душой конопат,
Помни:
чистит земля
не одни только лица
Безнадежно,
казалось бы,
ржавых лопат. (1)

До последней, до смертной муки
Быть в движении, на лету!..
Как похожи на крылья — руки,
Созидающие красоту! (7)

И от этого никуда не уйти, ибо:

Тянет вновь мою голову к небу звезда… (7)

Но не только любовь к земле, созидание красоты и так много говорящее нам звездное небо приведут к изменениям нашей внутренней сути. На первом месте должно быть ду-ховное изменение. Поэтому Валерий Савостьянов говорит:

И спасет нас, я верю, от бед
Послушание богоугодное
И святого терпенья обет. (6)

Для любого патриотично мыслящего человека и поэта любое время тесно связано, вернее, сплавлено с Державой, которая понимается как:

Сплав бесценный наших слав (7)

Получить же такой сплав можно только трудом всех и каждого, кто мыслит в направлении созидания, каждого на своем месте, каждого в своей деятельности.

Здравствуй, дым свершений и прогресса!
Ждут меня у письменной печи
Новых книг тяжелые замесы
И четверостиший кирпичи… (7)

И поэт твердо, как и ранее, верит:

Знаю: все наладится, верю: все устроится —
В центре мироздания родина, семья. (5)

О чем же должны быть эти четверостишья и новые книги? Что волнует В. Савостьянова в читателе более всего?

Так доколе же, доколе
Будет в душах пустота
Без Успенской колокольни —
Без Отцовского перста?.. (7)

Автор как верующий человек прекрасно понимает, что пустота в душе не может быть долгой. Она неминуемо заполнится или Богом, или страстями, удаляющими человека от Него. А чтобы в душах был Бог, необходимо покаяние.

Шли тропою мы грешной и скользкой,
Долго-долго мы шли под уклон…
Возрождение церкви в Никольском —
Покаяния общий поклон. (7)

Именно покаяние помогает «возвратиться к святыням своим». И как верно и прочувствованно звучат слова-призыв:

Хватит русской душе разрушаться,
Опускаться бескрыло во зло —
Наступила пора возвышаться,
Вспомнить небо и лечь на крыло… (7)

Ныне же в «раю» потребления и океане безкультурья вырождается всякая отвага и честь, это есть «хитрость главная Кощея!» И Валерий Николаевич говорит, что есть верный и испытанный путь:

Пусть бес — нас вяжет тросами,
Пусть лень — сожгла мосты,
Пора пройти покосами
На отчие кресты!
Зачем пути окольные? —
Есть путь наверняка:
Ведь церковь с колокольнею
Видна издалека. (5)

И он призывает тех, кто знает и верит, идти «застыть перед иконами»:

Идем застыть перед иконами
В слепой неистовой мольбе —
Постигнуть счастье быть покорными
Всевышней Воле и Судьбе.

И верить: все, молясь без устали,—
И старцы, и богатыри,—
Воскреснем вновь
Как наши пустыни,
Как древние монастыри. (7)

И тогда, как пишет Валерий Савостьянов:

Никаким набегам половецким
Этих не осилить крепостей.
На орешке русском
И на грецком
Сломано немало челюстей. (5)

3. Корни

Своими стихами, своим творчеством, всей своей жизнью В. Н. Савостьянов дает ответ на вопрос: «Возможно ли правильно жить, создавать что-то доброе, возможно ли воз-родить нашу страну, если не помнить своих корней, если не продолжать дело своих отцов и дедов, если не любить людей, свой город, места, где родился и рос, если не иметь добра в душе и не заботиться обо всем, что тебя окружает?» «Нет, нельзя!» — отвечает поэт и он глубоко прав. Этим темам посвящены и все книги автора и вся первая часть сборника «В эпоху нежности», которая не даром назы-вается «Урок чистописания». Этим пронизано от начала до конца его замечательное стихотворение «Не гаси мою свечу!», которым открывается новый сборник.

Не гаси мою свечу,
О, Всемилостивый Боже —
Я еще воспеть хочу
Ту любовь, что всех дороже.

Ту любовь, что даришь мне
В пору старости бесплодной —
К сыновьям моим, к жене,
К нашей кошке беспородной.

И к рассаде, и к цветам,
На окне моем живущим,
И к сияющим листам,
Строчки новые зовущим…

Не вели меня казнить —
Я иду, не зная броду.
Дай мне что-то объяснить
Драгоценному народу!

Что — пока не знаю сам.
Но в годину испытаний,
Верю, дашь моим устам
Нежность словосочетаний,—

Чтоб не ядом напитать,
Не отмщением, не болью,
Чтоб молитвой отшептать,
Чтоб спасти его любовью!..

С чего же начинаются корни? Конечно, они начинаются с памяти об отце и матери, о близких и родных.

... И вспомнит мамины бинты,
Огонь отцова горна… (7)

... Не забуду вовек,
моя добрая мама,
Твоих юных волос
проливного дождя. (1)

... И не зря тебе казаться
Стало вдруг на склоне лет:
Богородицей Казанской
Смотрит маменька вослед. (4)

... Мой отец работал кузнецом.
Был он добр душой, красив лицом,
Потому что сотни раз на дню
Он смотрел глаза в глаза огню. (1)

... Где высокие деревья
Небо трогают рукой,
Встала тихая деревня
Над красавицей-рекой.

... Там под солнышком
И ветром
Вот уже который год
В доме стареньком и ветхом
Моя бабушка живет.

В той земле святые кости —
Там мой дед,
Моя родня… (4)

... Здесь на земле родной пшеница
И здесь, в земле родня и мать:
Есть что любить, есть чем гордиться,
За что, коль надо, умирать. (6)

Счастье жить на земле зависит от многих факторов, но более всего от любви и уважении к родителям, к предкам и к земле, на которой родился, вырос и живешь.

Здравствуй, чудо края отчего:
На развилке трех дорог
Вставшие из корня общего
И березка, и дубок! (7)

И идет эта любовь изначально из первых книг Валерия Савостьянова. Открываем книгу «Товарищ мой» (1):

И снова, и снова, и снова
Захочется до немоты
Просторного духа лесного,
Негромкой лесной красоты. (1)

... Какою силою влеком
К тем пустырям, к полям, к полянам,
Где был ромашкою, бурьяном,
Травой, пшеничным колоском…

Ручьем, что с камушка течет,
Дорогою седой от пыли,—
В края, где молоды мы были,
Какая сила нас влечет? (1)

В книге «Лебедь с девичьим лицом» (2) есть такие строки:

На стареньком кладбище
Высокая трава.
Здесь в каждом камне ищет
Душа исток родства.

Здесь каждое надгробье
И каждый обелиск
В тебя стреляет дробью
Фамилий, дат и лиц.

Здесь чувствуешь невольно,
Что век — преступно мал,
А бес придумал войны,
Покуда Бог дремал…

Лежать и нам когда-то
В земле среди корней.
Но смерть — всего лишь плата
За счастье жить на ней. (2)

И там же автор продолжает тему любви к родной сердцу земле:

Я отыщу знакомую избу,
Что встала у обрыва над рекою,
Истлевшую сырую городьбу
Поглажу нежно дрогнувшей рукою.

Тихонечко калитку отворю
В мир детства я и с прежнею судьбою —
Со старою бревенчатой избою,
Как с бабушкой моей, поговорю. (2)

Человек всегда крепился и крепится своими корнями:

Что сердцу так сладко и горько,
Что больно ему и светло? —
Как будто бы с неба, с пригорка
Смотрю на родное село.

Трех улочек узких излуки
Опять и опять узнаю —
И нету желаннее муки —
Быть снова в родимом краю! (2)

И это отношение к своим корням идет из детства, именно из того дорогого края детства, где формируется душа человека, его сердце.

Есть в первом снеге откровенность,
Которую не превозмочь.
И мне всю ночь
Шептать про верность,
И мне не спать уже всю ночь…

... Мне с каждым годом все дороже
Девичья трепетность осин,
Мне с каждым годом все милее
Цветы и травы на лугу,
Где слушал в детстве
Журавлей я,
И крик их в сердце берегу. (4)

Родные места для В. Савостьянова это не только деревня, где он родился и прожил детские и отроческие годы, но и Тула, город, ставший родным. В каждом слове, посвящен-ном городу, звучит негромкая, но постоянная любовь:

... Ах, как верю я в мой город разудалый!
И готов я поручиться головой:
Никогда не станет вором и «кидалой»,
Тот, кто удалью живет и мастерством. (5)

... Я люблю тебя, мой город, в зените
Мастерства и славы, с коими рос! (5)

... Рощица прозрачная, нагая,
Листья днями прошлыми шуршат.
Есть ли на земле земля другая,
Чтобы так умела утешать? (5)

... С окраины своей к знакомой роще ль выйду,
С окраины своей пройду ли на проспект… (7)

… Вот я выбегаю в рассветный город,
Знаток его юбилейных дат,
И вновь замечаю, как он — не молод
И как новостройки его молодят! (7)

И места, где родился и рос, и родной город — это малая родина. А есть еще большая родина — Россия, Русь. Сборники стихотворений поэта наполнены его святой любовью.

... Красота твоя — непарадна:
Поля, ивушка у ручья.
И за что же
так безоглядно
Я горжусь тобой, Русь моя? (4)

... Рябина, милая рябинушка,
Ведь это Русь, а не чужбинушка,—
С лугами древними, исконными,
Куда пустили наши корни мы. (5)

... Чтоб, когда меня спросили:
«Где земля, что всех милей?»
я ответил бы:
«Россия —
имя родины моей!» (6)

Нет и не может быть действенной любви к Родине без друзей, без любви к друзьям. И автор уделяет этим темам большое внимание в своих стихотворениях.

Люблю вас настоящие
Товарищи, друзья,
На сердце не таящие
Ни радости, ни зла. (1)

И как больно бывает настоящему другу, когда по сердцу вдруг проходит разделительная черта.

Я измучен, истерзан, изранен,—
Просто валится все из рук! —
Потому что уехал в Израиль
Закадычный сердечный друг.
С ним, что ближе, дороже брата,
Шел я в горы, в байдарке мок…
Нет, Россия не виновата,
Что он сыном ей стать не смог!

... Нам сердец своих не раздвоить:
Здесь лишь — в поле и на плацу —
Русским русская вьюга воет
И по матери, и по отцу… (6)

Корни человеческие — это отношение и к сиротам, и беспризорникам, и бомжам, и нищим. Тот, кто не имеет со-страдания к обездоленным согражданам, у того нет сердца. А корни жизненные наши растут из наших сердец.

... Накормлены они, обуты и одеты,
Но тихая мольба всегда во взгляде их.
Кукушкины птенцы, оставленные дети,
Сироты при живых родителях своих. (3)

... Нищим, бомжам и ворам,
Пьющим из русских луж,
Гибнущим под забором,
Но не сгубившим душ —

Крови не проливавшим
Финкой и кистенем,
Отче, воздай как павшим
Воинам под огнем. (5)

В тяжелые минуты, которые неминуемо бывают у всех, кто трудится, поэт, будучи верующим человеком, говорит:

А когда я душой неспокоен,
Я иду по любимым местам —
У святых постоять колоколен,
Поклониться высоким крестам. (6)

Но одной любви и сострадания мало. Перефразируя известное выражение из Библии, можно сказать — любовь без дел мертва! В замечательном и программном стихотворении «Старшиновская пехота» из сборника «В эпоху нежности»  есть такие строки:

Эта песня — гимн похода —
Не закончена пока.
Допиши ее, пехота
Старшино;вского полка!.. (7)

Строки эти — девиз тех, кто считает долгом продолжить отцовское дело. И поэт достойно его продолжает и своей жизнью, и своими книгами. Об этом можно много говорить. А лучше всего об этом говорят стихи нашего замечательного тульского и русского поэта Валерия Савостьянова.

Примечания: 

(1) — «Товарищ мой». Стихи. Москва: Изд-во «Современник», 1984.
(2) — «Лебедь с девичьим лицом». Любовная лирика, поэма. Москва: Изд-во «Современник», 1989.
(3) — «Деревенская школа» Стихи. Тула: «Приокское книжное изд-во», 1991.
(4) — «Объятья Селигера и Оки». Сборник стихотворений. Тула: Изд-во «Левша», 2003 г.
(5) — «Однолюб»: Книга новых стихотворений. Тула: Изд-во «Гриф и К», 2005.
(6) — «Последние фронтовики»: Книга новых стихотворений. Тула: Изд-во «Гриф и К», 2007.
(7) — «В эпоху нежности». Новые стихотворения. Эссе. Тула: «Гриф и К», 2009.

(а) Валерий Савостьянов. «В эпоху нежности». Новые стихотворения. Эссе. Тула: «Гриф и К», 2009.
(б) «Товарищ мой». Стихи. Москва: Изд-во «Современник», 1984.
(в) «Лебедь с девичьим лицом». Любовная лирика, поэма. Москва: Изд-во «Современник», 1989.
(г) «Деревенская школа» Стихи. Тула: «Приокское книжное из-во», 1991.
(д) «Объятья Селигера и Оки». Сборник стихотворений. Тула: Изд-во «Левша», 2003 г.
(е) «Однолюб»: Книга новых стихотворений. Тула: Изд-во «Гриф и К», 2005.
(ж) «Последние фронтовики»: Книга новых стихотворений. Тула: Изд-во «Гриф и К», 2007.

21 мая 2010 г.

© Шафран Яков Наумович, 2019