Аксакал

Айша Курбанова 3
                Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов
                сохраняют листву и после морозов до снежных метелей
                стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть,
                перенесли все на свете, а сами становятся
                до самой смерти все лучше.

                Михаил Пришвин

               У горца-аксакала спросили:
               – Скажи-ка, уважаемый Магомед, есть ли у тебя радость в жизни: ты похоронил жену и детей, у тебя почти не осталось друзей. В тягость ли тебе одинокая жизнь?
               Старец ответил:
               – Жизнь никогда и никому не бывает в тягость до тех пор, пока он чувствует, что нужен людям.  Да, я вынес много горя, но есть и у меня своя радость. Радость от того, что живу на свете не зря. Сегодня, например, мне удалось помирить поссорившихся соседей-молодоженов – их трогательная благодарность за советы переполняет мою душу.
               Вчера мне удалось утешить скорбящего знакомого, потерявшего сына. Его признательность за наставления воодушевляет и меня.
               А позавчера приласкал сирот, подарив им обновки. Их безмерно счастливые лица побуждает меня помогать близким и дальним родственникам.
               Пока могу радовать горемычных, подавать руку помощи изможденным, кормить беззащитных голодных животных, я чувствую себя нужным человеком на земле. Окружён ли человек многочисленными потомками или обделён ими, он может жить полноценной жизнью, если к нему приходят люди за советом, за решением своих насущных проблем. Раз я ещё нужен людям, они всегда будут тянуться ко мне и не дадут мне почувствовать одиночество.
               А бездушный человек – другое дело. К черствому человеку люди при его жизни забывают дорогу. Возможно, человек, позабытый близкими по духу и крови людьми, чувствует себя отвергнутым или одиноким, но не я.