Скучный рассказ

Капитон Стручков -Хрустальный
 Человек волен сам выбирать дороги судьбы или они предопределены ? Я не знаю...

 
 Январь. Завтра девятнадцатое, а зима ещё не началась. Температура не опускается ниже ноля. Дуют южный, юго-западный, реже юго-восточный ветра. Полдень. Сижу на кухне, пью кофе, смотрю в окно. Скучнейший пейзаж: железнодорожное полотно, гаражи, голые деревья, коробки домов, телевышка. Эту серость спасает немного облачное небо. Синее небо лежит на кронах тополей, как измятая скатерть. Солнце ! Справа, из-за барака, закрывающего часть полотна, вышел человек. Развернулся в противоположном движению направлении и остановился. Это путеец. Он стоит внутри железнодорожного пути и в правой руке держит знак: чёрная металлическая труба с горизонтально расположенным прямоугольником чёрно-белого цвета наверху. Глядя на фигуру, пейзаж, я подумал:


 - А может ли это послужить сюжетом рассказа ?


КОЛЕЯ ВЕЧНОСТИ

                Ночь, улица, фонарь, аптека,                Бессмысленный и тусклый свет.                Живи ещё хоть четверть века -                Всё будет так. Исхода нет.

                Умрёшь - начнёшь опять сначала        И повторится всё, как встарь:    Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.
                10 октября 1912 ( А. Блок )


Земли притяжение, рассеянность мысли, Границы сознания - сковали друг друга.        Я знаю, что вырвусь из этого круга,     Миры созидая, светила повисли.


Используя все центробежные силы,        С орбиты сорвавшись, вспыхнув, сойду        И как бы тела надо мной не кружили - Вперёд, пронизая пространства, пойду !


Навечно утрачу понятие времени,    Новой Вселенной явлюсь праотцом,        Я стану с богами единого племени -        Я сам стану богом ! Я стану - Творцом !
                ( неизвестный поэт )

   
 Путеец вышел из-за барака, остановился и повернулся, находясь внутри колеи. Редкий для января юго-восточный ветер дует ему в спину. Несмотря на тёплую погоду, шесть градусов тепла, у него высоко вокруг шеи, закрывая рот, намотан синий шарф. Чёрная вязаная шапочка низко натянута на глаза. Среднего роста фигура и тяжёлый знак в руке, стоят, криво опершись друг на друга. Голова человека опущена на грудь и лишь изредка, слегка приподнимая её, исподлобья, рабочий пути взглядывает вперёд. Его состояние, вид, говорили о болезни, внутренней расслабленности, равнодушном согласии со всем происходящим.


 - Этот человек простужен, - решил я.


Наконец он повернулся и потелёпал дальше.


 В городах, передвигаясь пешком, стараюсь избегать невольного программирования: всё стандартизировано и усреднено. Выбираю направления движения независимо от того, как они проложены. Чаще хожу дворами, где меньше людей и машин. Если рядом со ступенями или маршами есть наклонные поверхности, я использую их: сам выбираю темп и длину шага. В городе, где я живу, есть улица, имеющая довольно крутой спуск-подъём. Её тротуар похож на каскад коротких террас. Длинна одной террасы, мой рост, таковы, что я неизбежно делаю четыре шага и на следующую ступень ставлю одну и туже ногу. Идёшь, словно хромаешь, меня это раздражает. Я хожу рядом, по бордюру.

 
 Я пробовал ходить по шпалам - нет ничего более утомительного. Рваный ритм ходьбы убивает. То частишь, то растягиваешь шаг и редко удаётся сделать два-три шага в привычном тебе темпе. Чувство, что кто-то невидимый, вне колеи, кто сам не ходит по этому пути, чередует очень длинный кнут и крохотный пряник. Если кто-то не знает, любой железнодорожный путь заканчивается тупиком. Не понимая этого, стрелочник будет переводить вас с одного пути на другой, но итог всегда один - тупик. Несравнимо легче идти рядом, по насыпи. Ещё легче, самому выбирать направления движения.


 Подавляющая масса в течении жизни двигается внутри колеи, " по шпалам " и совсем ничтожное количество людей вольны выбирать свой путь сами. Первые - материальное, вторые - духовное, но это не религия и не церковь. Вот, как я это представляю. На листе бумаги проведена жирная линия - человеческие жизни, бесконечная масса точек, слившихся воедино. Поле листа - это пространство и отрезок времени которые включают в себя развитие нашей цивилизации на текущий момент. Рассматривая линию, невозможно увидеть каждую точку отдельно, тем более сказать о ней что-то конкретное, кроме одного - это ничтожная часть общей массы. Теперь вдоль линии проявляются точки: немногочисленные. Эти точки - личности - которые определяли, определяют и будут определять духовное развитие цивилизаций. Каждая из них самобытна и по отношению к линии имеет свои координаты. Они могут приближаться, удаляться, пересекать линию, но никогда с ней не сливаются. Это движение вне колеи. Чем больше таких точек в условную единицу времени, тем выше вероятность, что линия начнёт распадаться на точки её составляющие и за каждой из них проявится личность, а колея примет условные очертания.

 
 Я смотрел на фигуру и думал:


 - Этот человек всю жизнь будет ходить по шпалам ничего не понимая и не пытаясь понять, всё его существо говорит об этом.


 А он: взвалив тяжёлую ношу на плечо, согнувшись, побрёл больной, неловко подстраивая шаг под каждую лежащую поперёк шпалу и не пытаясь вырваться из колеи.


 Человек волен сам выбирать дороги судьбы или они предопределены ? Я не знаю...