Якопо Понтормо. Снятие с креста

Алина Алексеева-Маркезин
     Якопо Понтормо . «Снятие с креста» 1525-1526 .Дерево, масло 313 x 192 см Флоренция. Часовня Каппони в церкви Санта Феличита (Chiesa di Santa Felicita, Флоренция)

    Между Дворцом Питти и Понте Веккьо размещена маленькая церковь Санта Феличита,в которой находится «Снятие с креста» работы флорентийского маньериста начала XVI века Якопо Понтормо.

      Часовня Каппони, расположенная в церкви Санта-Феличита, была заказана Бартоломео Барбадори в 1420 году и спроектирована Филиппо Брунеллески.

    В 1525 году она была приобретена дворянином и банкиром Лодовико ди Джино Каппони , чтобы стать «Семейным мавзолеем». Спустя год, Каппони нанял Понтормо, чтобы тот разрисовал интерьеры.

     Художник и его ассистент Аньоло Бронзино в течение двух лет с  1525 по 1526 год изолировали себя в часовне, лишив доступа всех до тех пор, пока работа не была завершена.К созданным им для капеллы полотнам принадлежит известный алтарный образ «Снятие с креста».  Понтормо полностью закончил алтарь, написал фреску «Благовещение» и четыре тондо с изображением евангелистов.

    Картину «Снятие с креста» можно рассматривать,как манифест маньеризма. Понтормо решительно порывает с устоявшейся традицией и отказывается от пейзажного фона или архитектурной декорации.

     Фигуры на картине расположены в несколько рядов ,один поверх другого,так что заполняют всю плоскость картины.  Неустойчивая и шаткая композиция «Снятие с креста» ,нервные экспрессивные жесты,их отрешённые лица,наконец колорит картины в котором преобладают холодные резко звучащие тона(розовый,лимонно -жёлтый, синий,  зелёный)создают особую,пронизанную мистическим напряжением и духовной экзальтацией атмосферу.

     В картине отсутствует ясность пространственных отношений, фигуры приближены к переднему плану. Отсутствие твёрдой опоры композиции создает впечатление неустойчивости, подчёркивает драматизм и напряжённость одного из первых произведений зарождающегося маньеризма.

    Фигуры в этой композиции кажутся невесомыми и передвигаются
   пространстве,своего рода танец скорбящих . Это создаёт неземной  эффект движения элегантных фигур.Печаль и мука на их лицах контрастируют с веселыми, кружащимися яркими красками . Пространство, в котором они находятся, кажется неземным,а небесным.
     Вихрь композиции опускается вниз  от центра слева к телу Христа.Те, кто поддерживает  Христа, кажется, ждут нашей помощи и поддержки ,чтобы мы разделили с ними их горе и бремя греха,который взял на себя Христос.

    Крест не виден, мир природы почти исчез.Мы видим только одинокое облако и затененный участок земли. Если небо и земля бесцветны, то скорбящие ,наоборот,отличаются яркими развевающимися одеждами.Работа  прекрасна и очень трогательна.

     "Однако властвует в этой картине страшное, безусловное, сокрушающее горе. Это оно не оставляет места для личного, для внимания к индивидуальному человеческому переживанию; оно лишает фигуры почвы под ногами, заставляет их парить в изломанных позах и придает жуткий мертвенный оттенок сиянию красок.

     В творчестве Понтормо мир получил совсем другое освещение, чем у мастеров Возрождения. Если у них человеческая личность стоит в центре мироздания, наполняя его своими импульсами и диктуя свои законы, личность царящая или борющаяся, исполненная внутренней силы, достойная или аморальная, то у Понтормо главную роль играет некая атмосфера, некие таинственные владеющие миром силы, игрищем которых является напряженно улавливающий их человек."
   
    Высокое эмоциональное напряжение и драматизм, использование изысканных переливающихся красок делают «Снятие с креста» одной из величайших работ Понтормо.

   Искусство Понтормо помогло переопределить живопись в 16 веке, и этот новый стиль стал очень популярным в течение нескольких десятилетий. Хотя даже среди маньеристской традиции  стиль Понтормо был уникальным.

   В 1722 году Ферранте Каппони восстановили часовню, установив новый алтарь, обогащенный полихромным мрамором, и закрыв его сохранившимися воротами из кованого железа, несущими герб семьи.

    Совсем недавно в капелле Каппони была проведена новая реставрация реставратором Даниэлем Росси под руководством Даниэля Рапино, бывшего сотрудника Управления археологии и  изобразительных искусств и ландшафта столичного города Флоренции.
    
    Всё это осуществилось благодаря некоммерческому фонду Friends of Florence и, в частности,меценатам американцам   Кате и Джону Дайсону.
        Работы начались в марте 2017 года, общая стоимость которых составляла приблизительно 120 000,00 евро, продолжались около года и охватили весь архитектурный комплекс и необычные произведения искусства, содержащиеся в нем.

     «Нечасто встречается благотворитель, который берет на себя ответственность за полное восстановление архитектуры, богатой такими произведениями искусства, как часовня Каппони в Санта-Феличите, - объясняет Даниэле Рапино

          «Капелла Каппони - одно из сокровищ Флоренции, которое очаровывает и наполняет глаза и сердце радостью и красотой. Гений Понтормо - это настоящая достопримечательность, которая приглашает нас входить в Санта-Феличиту каждый раз, когда мы проходим через этот уголок города.

       По этой причине реставрационный проект был немедленно принят Friends of Florence. Вмешательство в часовню было полным и включало в себя все работы, присутствующие в ней, от надгробий до деревянных артефактов, от украшенных поверхностей стен до отделенных частей фрески, от каменных работ.