Отчего люди - от чего люди...

Светлана Маритим
« ОТЧЕГО ЛЮДИ…»
 «ОТ  ЧЕГО  ЛЮДИ…»











































Действующие лица:


 (семья соседей) :
- Отец
- Мать
- Сын
- ДочЬ

 ( семья Алисы )
 - Шляпница, мать Алисы
 - Алиса (актриса должна быть очень харизматична)



(Сцена разделена на 2 части: комната семьи и комната Алисы. Балконы смежные, разделены узкой перегородкой).


                ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
Комната семьи. Отец лежит на диване, разгадывает сканворд , работает телевизор. Дочь сидит у мольберта, Сын на балконе, жестикулируя, шёпотом произносит монолог. С улицы в комнату входит Мать, с грохотом ставит сумки на пол, выкладывает продукты на стол)


Мать Как купить и принести – вас нет, зато ложками хорошо стучите

Сын (выходя с балкона) Мам, позвонить – то ты не могла? Я бы подошёл к магазину.

Мать Как же, дозвонишься вам, оторвёшь вас от ваших важных дел.

Отец Ну, что ты всё ворчишь, заняться больше нечем?

Мать Это мне-то заняться нечем?! Я дом веду, работаю, детей воспитываю!


Сын Особенно дочь у нас сильно воспитанная.

Мать Это камушек в мой огород, да?

Дочь Мам, не бери в головА, у него просто стёрлась грань между его фиглярством и жизнью.(Сын посмотрел на сестру, ничего не сказав сел у компьютера) Вуаля! И ответить-то ему нечем, видно, эту маску он в своём У-чи-ли-ще позабыл

Отец У него не училище, а Институт, где дают Высшее образование, между прочим.

Дочь Сейчас любое ПТУ Университетом себя называет.

Отец У тебя и такого Диплома нет.

Сын (не отрываясь от компьютера) Образование у неё было, так себе, среднее…
Мать(накрывая на стол) Что вы на неё набросились, девочка – натура ищущая, тонкая, ранимая, ей, в конце концов, в Армию не идти! (Дочь показывает брату язык. Отец резко встал, взял сигареты, пошёл на балкон. Оглядываясь, достал бутылку, налил, выпил. Мать продолжает накрывать на стол). Это ж надо! Перефразируя Раневскую, могу сказать: « - Какая же я старая, я ещё помню времена, когда нецензурная брань считалась неприличной». Иду по улице. Стайка подростков. Мат-перемат. Стою на остановке, рядом стоят парень с девицей. Он матюгается, почём зря. Я, мягко так, делаю ему замечание: « - Молодой человек, вы же с девушкой, негоже так выражаться…» Парень промолчал, а девица открыла рот, и я узнала о себе много нового

Отец Учит – учит тебя жизнь, не лезь, куда тебя не просят. Тебя, хлебом не корми, дай других поучить.

Сын Да, мать, скажи спасибо, что не побили

Мать Да, что ты такое говоришь? Хотя, если проанализировать факты из Масс-медиа… (берёт банку с икрой минтая) Доченька, вот, купила тебе икру какой-то рыбины. Подкопчённая… (рассматривает банку) …Красивая, что твоя акварель. Малыш, ты слышишь меня или нет?

Дочь Ну, слышу.

Мать А, что, ответить – язык отвалится? (рассматривает этикетку. Берёт очки, затем лупу, начинает считать) :1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10!

Дочь Козлёнок, который умел считать до десяти… Я тебя посчита-а-ал…

Мать Очень остроумно. И отражает хорошее воспитание. Хотя… опять же, это камушек в мой огород. Всё равно, я хочу, чтобы все знали : Малыш, ты – дурно воспитана!

Отец (иронично) Дурно воспитана! Кто вообще её воспитывал? А Институт благородных девиц упразднили… некоторое время назад. Это так, к сведению.

Мать Твоя доля воспитания – ноль процентов.

Отец Не бросай камни в других, если сам обитаешь в доме из стекла.

Мать (опять берёт банку с икрой) Вот стекло. Всё красиво и аппетитно. Но оттуда на нас смотрят одни «Е». Аж 10 штук!

Сын (напевает как ослик в «Бременских музыкантах) Е-е-е-е-е…

Отец Ужин – то, скоро?

Мать Садитесь уже. (торжественно): Вся семья вместе – и душа на месте.

Отец Приятного аппетита! (все кивнули)

Сын Предложили роль в очередном «мыле», но не хочу размениваться.

Мать Вот оно! Стиральный порошок забыла купить! А я всё мучаюсь, ЧТО упустила!

Сын Мам, я о другом, ВАЖНОМ для меня. «Мыло» - это мыльная опера. Когда появились первые телесериалы, их показывали исключительно днём и по будням. Основная аудитория – домохозяйки. Вот для них – то и стали всякие-разные Компании рекламировать мыло и стиральные порошки.

Дочь Ой, нам вчера рассказывали, как Леонардо растирал порошки с маслом и желтком. Вот откуда эти загадочные улыбки..

Мать Солнце уже так греет. Когда приходит весна, начинаешь думать о лете, о море.

Отец Почему счёт жизни идёт летами, а не вёснами или зимами?

Мать Море – это красиво! Но! Как случилось, что я так и не научилась плавать?

Дочь Говорят, картины обладают положительной и отрицательной энергетикой.

Отец Во всём виноват Чубайс!

Дочь Позитивная энергия исходит от «Подсолнухов» Ван Гога, шишкинских мишек, вообще, от леса.

Отец Да, охота, это вам не рыбалка…

Мать Понравилась рыба?(все кивнули головой)

Дочь Отрицательная энергия – это «Чёрный квадрат», «Девятый вал», «Джоконда»…

Мать «Джоконда»? Кто это тебе сказал?

Дочь Мастер на курсах.

Мать Конечно, все посетители Лувра – дураки. У твоего Мастера надо консультироваться, какими картинами и скульптурами любоваться

Сын Не ссорьтесь, я читал, что настоящая «Джоконда» выставлена не в Лувре, а в Эрмитаже, и носит название «Коломбина» ( все встают и благодарят. Сын идёт на балкон)




      ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ


 ( Сын и Алиса - каждый на своём балконе, не видят друг друга)


Сын (звонит сотовый телефон, Сын берёт трубку)Да? Здравствуйте, Михал Николаич. Да, могу. Потому, что и Наташа Ростова, и Катерина, мне понятны. Нет, я ни на что не претендую, просто мне понятны их чувства… Да, сам выбрал… Когда я читаю её монолог, мне кажется, что это не Островский, а я написал… Михал Николаич, возражу, почему актрисы могут читать монологи Чацкого, Печорина и иже с ними, а я – не могу?.. Ну, и, что из того что соединил несоединимое? Идея в том, что из двух коротких монологов я сделал нормальный диалог двух родственных душ… В том то и дело, что Катерина на балконе – ВМЕСТО Сони… Спасибо… Хорошо, я подготовлю что-нибудь ещё… Хорошо, обещаю, что письмо Татьяны под музыку Чайковского исполнять не буду. Спасибо. До завтра. (подходит к краю балкона и начинает декламировать) Отчего люди не летают? Я говорю, отчего люди не летают так как птицы?

Алиса (сидит за перегородкой, разделяющей балконы)Мне иногда кажется, что я – птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так, кажется, разбежалась бы, подняла руки и полетела…

Сын (заглядывает за перегородку)Материализовалась… Вот она - Волшебная сила искусства! Тебя зовут Наташа или Катерина.

Алиса (весело смеётся) Нет, Алиса.

Сын Откуда ты взялась, прелестное дитя?

Алиса Живу я здесь. В соседнем подъезде.

Сын (нараспев) А-ли-са. Красиво. Ты, действительно похожа на свою тёзку из Страны чудес.

Алиса Может быть. Однако, назвали меня в честь Лисы из «Буратино». Мама хотела, чтобы мне, хоть немного хитрости её передалось. А про Кэрролла в те времена, и не слыхивали.

Сын Ну, и как? Передалось?

Алиса Угу. Я научилась лицедейству

Сын Как это?

Алиса Маски надевать.

Сын Так мы не только – соседи и единомышленники, но и кол-ле-ги? Мы, оказывается, из одного собрания сочинений?

Алиса А ты – кто?

Сын Лицедей. Делаю лица. Смотри (показывает гримасы, она весело смеётся) Ты родилась в воскресенье?

Алиса Да, а как ты узнал?

Сын «Рождённая в воскресенье» - так испанцы называют женщину с приятным, праздничным характером. С ней легко. Она нравится всем. Особенно – мне.

(голос из комнаты Алисы) Алиска! Алиска!
Алиса Иду! (Сыну) С тобой тоже легко и весело. Извини. Пока.

Сын До встречи!





ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ


 (Комната Алисы. Мать Алисы – шляпница, Алиса)


Шляпница Сколько тебя можно звать!

Алиса Извините, мама.

Шляпница (передразнивая дочь) Извините… мама…. Только и можешь – грешить, да каяться. Толку от тебя, ну, никакого!

Алиса Чем вам помочь?

Шляпница Да, чем ты можешь помочь? Такая же неумёха, как твой отец. Зато сейчас… В том доме, говорят, всё своими корявыми руками делает! Та жена – молодец, заставила его по дому работать.! Это не я – кроткая овечка…

Алиса Мама, давайте я картошку почищу или в магазин схожу.

Шляпница Раньше надо было о магазине думать. Всё равно, купишь не то, что нужно. А картошку… Я не могу видеть как ты этим хитрым ножичком – чик-чик, чик-чик…

Алиса (видит в окне швабру с надетой на неё шляпой, направленной с соседнего балкона)Мама, можно я позанимаюсь на балконе, у меня скоро зачёт?

Шляпница Что толку-то от твоих зачётов? Из третьего института тоже вышибут.

Алиса Вы же знаете, я сама ушла.

Шляпница Сама – не сама, а перед людьми стыдно. Иди с глаз долой.




       СЦЕНА ЧЕТВЁРТАЯ


 (Сын, Алиса)


Сын Я соскучился.

Алиса Я тоже

Сын Ты с кем живёшь?

Алиса С мамой.

Сын А кто она у тебя?

Алиса Шляпница.

Сын Кто, кто?

Алиса Ты прекрасно слышал. Хочешь поставить меня в неловкое положение? Не выйдет.

Сын Не сердись. Извини меня, пожалуйста, если я чем-то тебя задел. Просто я, в силу характера, наверное, всегда живо реагирую на всякие совпадения и случайности, свято веря, что случайностей не бывает.

Алиса Извинения приняты. А что тебя в моей истории зацепило?

Сын Как Кэрролл угадал! Видно, Алиса и Шляпник – всегда вместе. А чем ты занимаешься? Работаешь? Учишься?

Алиса И учусь, и работаю. Вернее, подрабатываю. Я знаю неплохо английский, у меня несколько учеников. Кроме того, я заканчиваю Психологический и, время от времени, помогаю людям на этом поприще. А так, я год отучилась на художника-модельера, поняла, что это – не моё.

Сын Действительно. В серпентарии я тебя не вижу. (Алиса весело засмеялась)

Алиса Потом год отучилась в одном известном техническом ВУЗе на факультете Иностранных языков.

Сын Откуда он там взялся?

Алиса Когда рухнул марксизм-ленинизм, и одноимённая кафедра приказала долго жить, на её базе создали подобие филиала Ин*яза. Преподы были – классные, а сокурсники – были, в основном, одни девчонки. Все – с пОнтом под зОнтом, с понтОм под зонтОм…

Сын Не сработалась с ними?

Алиса Да нет… Может, я – такая глупая, а, может, наоборот… Но мне хорошо везде.

Сын А почему ты себя назвала лицедейкой?

Алиса Мне всё нравится в этой профессии. Я немного попробовала… Нравится и волнение, прячущееся где-то в солнечном сплетении, вот здесь, сердцебиение и дыхание зала, и огни рампы, и партнёрство на сцене…Правда, если бы я выбирала, то пошла бы в режиссёры

Сын Меньше зависимости?

Алиса Нет. Интересно быть первопроходцем.

Сын Мне думается, что ты и сейчас всё это имеешь, занимаясь тем, чем ты занимаешься.

Алиса Да, это – мой мир.

Сын Нора белого Кролика?

Алиса Нора белого Кролика.

(голос из комнаты)Шляпница Алиска! Есть иди! (Алиса уходит)
Сын (ей вослед Я люблю тебя.




( Прошло несколько дней )
 

                ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ

( Мать, Отец, Сын, Дочь )


Сын Родители, если не возражаете, к нам сейчас придут гости.

Отец Какие гости?

Мать А, если возражаем?

Дочь От-чень ему важно ваше мнение! Что хочу, то и ворочу.

Отец А кто, всё-таки, придёт?

Сын Одна моя хорошая знакомая с мамой. Ненадолго.

Мать Ты хочешь сказать, что я сейчас должна всё бросить и бежать стол сервировать?

Сын Мам, ничего особого не нужно, просто попьём чаю и познакомимся. Они – наши соседи, вон через эту стенку, из другого подъезда.

Отец А кто они?

Сын Люди. Хорошие люди.

Мать А мы, значит, плохие?

Сын Мамуль, ну не сердись понапрасну. Я сам всё подготовлю для чая (ставит на стол посуду)

Дочь Пять дней, как познакомился, и уже: «- В гости пожалуйте…» Сколько у нас в доме квартир?

Отец Зачем тебе?

Дочь Хочу подсчитать, сколько месяцев мы гостей по вечерам чаем будем поить. Напишем на двери объявление: Приёмные дни тогда-то…

Сын Не ёрничай. Ничего больше тебе не буду рассказывать. Если бы это были твои друзья, я бы только порадовался за тебя. (Дочь хихикнула и пошла поливать цветы)Ведь ты очень добрая девушка. Зачем тебе всё время находиться в боевой стойке, ежесекундно ожидая вражеской атаки? Ты – такая красива, когда улыбаешься…

Мать Что-то ты уж очень добренький и обходительный стал!
Сын Мамочка, а ты уверена, что я – ДРУГОЙ ?

Мать Ни в чём я не уверена. Ладно, давай, помогу.





                ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ


 (Те же и Алиса со Шляпницей)
(звонок в дверь, Отец открывает дверь, входят гости, он помогает шляпнице снять плащ)



Отец Добро пожаловать. Друзья наших детей – наши друзья.

Мать Можете не переобуваться.

Шляпница Да, ничего, мы тапки с собой принесли (Шляпница переобувается, Алиса входит в комнату, здоровается, входит её мать)Только, вы знаете, Алиска только что мне сообщила, что вы нас пригласили на чай, поэтому я и купить-то ничего не успела. Вот, дома котлеты накрутила (передаёт Матери свёрток, она с удивлением берёт его и несёт к кухонному столу, повторяет бесцветным голосом:)

Мать Котлеты…Накрутила…

Шляпница Ой, простите меня, за ради Бога, я вчера поздно пришла, усталая, сразу спать легла, а мне могут позвонить. У вас есть резетка?

Отец Простите, что?

Шляпница Резетка, телефон зарядить, а то мне позвонить могут

Отец Ах, это…Конечно. Не вопрос. Давайте ваш телефон.(берёт телефон идет и подключает зарядку)

Шляпница Ох, сколько у вас книг!

Дочь И все прочитаны! А то некоторые по цвету переплётов библиотеку подбирают!

Шляпница (берёт в руки лежащую на столике книгу, читает вслух) Тургенев. «Отцы и дети». Ух, собрать бы в один мешок этих ОТЦОВ и эти книги, да сжечь!

Отец Да, Фамусов до этого не додумался…

Шляпница Скажите ему, пусть со мной впредь советуется.

Отец Всенепременно.

Шляпница (подходит к мольберту, рассматривает картину Дочери)Рисуете?

Дочь Нравится? Я на специальных курсах занимаюсь. Глазунов был в восторге.

Шляпница Конечно… Глаз да глаз нужен.

Мать А ваша дочь, чем занимается?

Шляпница Она всё учится, учится, всё ей мало. Я, говорит, мама - натура ищущая. Она и художник-модельер, и иностранные языки, а сейчас вот какой-то психологией занялась. Институт скоро кончает. Где только работать будет, вот в чём вопрос. Хотя, психов на наш век хватит.

Алиса Мама!

Шляпница Ничего, дочка, без куска хлеба не останешься, я тебя своему ремеслу научу.

Мать А вы, чем занимаетесь?

Шляпница Я делаю шляпы. Клиентов – море. Если надо, я и вам сделаю. По-соседски.

Отец Интересно, в известной сказке Алиса подружилась со Шляпником, он тоже шляпы делал.

Шляпница Видела я этот мультик. Ничего особенного. Хоть где-то наше ремесло прославили.

Сын Прославили. Это точно. Есть английская поговорка: mad as a hatter – безумен как шляпник. Раньше, когда делали фетр, использовали ртуть, шляпники вдыхали её пары и страдали от ртутного отравления. Первые симптомы - спутанная речь, искажение зрения…

Отец Ну, сынок, ты уж слишком…

Сын Ещё симптомы – чрезмерная застенчивость, неуверенность, возрастающая стеснительность, потеря уверенности в себе, беспокойство и желание оставаться скромным и незаметным.

Шляпница Ну, это – про меня. (все молчат)Я свою дочь во как (показывает сжатый кулак) держу. Бывает звОнит: «- Мама, можно я на дискотеку пойду?» - «Нет,- говорю, - ехай домой. До добра эти дискотеки не доведут…( все молчат)

Дочь Хотите загадку? Чем отличается портфЕль от пОртфеля?

Шляпница Ну, портфЕль, наверное, кожаный, солидный…

Дочь Вот и нет! В портфЕле носят докумЕнты, а в пОртфеле – докУменты. (пауза)

Шляпница А дальше, что?

Мать А дальше – тишина.

Шляпница Спектакль такой я с Мулей и пастором Шлаком видела.

Мать Прошу к столу. Извините, БЛАНМАНЖЕ не успела приготовить, зато чай – из Duty free, настоящий. Сын поздно предупредил о вашем визите, поэтому, извините, у нас – скромно

Шляпница Ничего, мы дома поели, а, потом, нам идти 5 минут.

Отец Угощайтесь, вот печенье очень вкусное.

Шляпница А я котлеты накрутила. Кто хочет?

Мать Спасибо, котлеты…мы их потом… за ужином скушаем.

Сын (встаёт)Ладно, предки, мухи – отдельно, котлеты – отдельно. Партия переходит в эндшпиль. Алиса, встань, пожалуйста. (Алиса встаёт) Вот – моя невеста, мы любим друг друга и хотим быть вместе.(немая сцена)

Шляпница (растерянно)А жить-то…, жить-то, вы где будете?

Сын Да вот, проём в стене пробьём!

Шляпница Этого только не хватало!

Мать Да, не в ЭТОМ дело, в конце концов!

Сын Ясно. ЦУГЦВАНГ.

Отец Успокойтесь, дамы, попьём чайку, потом всё спокойно обсудим.

Сын А пока, помолвку объявляю свершившейся, поднимите же чашки за счастье молодых!

Мать Вы уж извините, у него часто бывают идиотские шутки!

Сын «Идиот» - в первозданном значении – мирянин, инакомыслящий.

Мать Угомонись! Здесь не твой балаган. Люди могут принять твоё фиглярство за чистую монету!

Сын Мамочка, это – очень серьёзно. Поверь мне. Нам никто и ничто не помешает.

Мать Ах, вот до чего дело дошло!

Отец Успокойся, дорогая.

Мать Я – спокойна! Я – совершенно спокойна! Я спокойна, как никогда! Но я не позволю моему единственному и любимому сыну подобный МЕЗАЛЬЯНС!

Отец Кто знает, может, они - те самые две половинки, может, они созданы друг для друга, и будут жить долго и счастливо!

Мать Не могут они быть счастливы!

Отец А вдруг?

Шляпница Вдруг бывает только пук…

Мать Ни–ког–да! Слышите, ни-ког-да! По Сеньке и шапка!

Шляпница Что?! Профессия моя вам не по нраву?! Может, и дочь моя не достойна вас?! (хватает Алису за руку, тащит её к двери)У, буржуи! (берёт плащ, туфли, выталкивает Алису за дверь)

Мать Идите, идите, скатертью дорога! Ре-зет-ка! Тап-ки!

Шляпница (возвращается, берёт телефон)Блан-ман-же! Дю-тя-фри! (уходит, громко хлопнув дверью)






 ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ


 ( Комната Алисы.) Алиса, Шляпница)


Алиса Мама, давайте поговорим как взрослые люди.

Шляпница Не о чем нам с тобой разговаривать. Заманила меня в этот вертеп, в этот бандитский притон, в эту мафию, да ещё и замуж за этого…

Алиса Мама, я Вас люблю и уважаю, но, давайте постараемся не наговорить друг другу того, о чём придётся пожалеть.

Шляпница Замуж за этого… За этого…парня. Он – такой же, как твой отец – молчит-молчит, а как откроет рот, хоть святых выноси!

Алиса Мама, я не собираюсь Вас поучать…

Шляпница Попробовала бы ты!

Алиса Вы – старше…

Шляпница Невежливо!

Алиса Опытнее…

Шляпница Это точно.

Алиса Наверное, мудрее…

Шляпница То есть, как это «наверное»? Что значит, «наверное»?! Ты вон в своих трёх институтах ни ума, ни опыта, ни знаний не набралась, а туда же…

Алиса Мамочка, Вы – добрая, хорошая, грубость Вам не к лицу.

Шляпница Добрая. Хорошая. Была когда-то. Пока твой отец не перевернул всю мою жизнь.

Алиса Мамочка, отец ушёл очень давно. Бог с ним. У нас с Вами жизнь – не хуже. Есть всё необходимое. МЫ есть друг у друга. Поберегите себя, не нервничайте, не расстраивайтесь по пустякам… По большому счёту – большинство вещей в жизни – пустяки.

Шляпница Как не нервничать? Повсюду пакостники и зло. Я вон работаю, как проклятая, от усталости даже расслабиться не получается. Откуда тут здоровье и радость жизни?

Алиса Мама, я Вас научу как победить усталость. Только Вы делайте то, что я Вам скажу. И каждый день. Это – как научиться кататься на велосипеде – научитесь «держать равновесие», езда будет доставлять удовольствие. И, вообще, нервы таблетками не лечатся.

Шляпница Ну, давай попробуем, даром, что ли, учишься?

Алиса Реабилитация, лечение, помощь, называйте это, как хотите, разбивается на 3 этапа. Лягте на спину (помогает ей лечь), руки вдоль туловища, глаза закрыты. Попытайтесь представить себе голубое-голубое безоблачное небо.

Шляпница И всё?

Алиса Это не так просто, как кажется. Будет много помех, облака, например. На тренировку может уйти 2 – 3 недели, а то и больше.

Шляпница Допустим, я научусь, а дальше?

Алиса Второй этап – лечь, представить небо, затем – птицу летающую в этом небе.

Шляпница Любую?

Алиса Любую. Когда и этот этап будет преодолён, нужно научиться отождествлять… чувствовать себя этой птицей. Любая усталость через 10 – 15 минут «полёта» исчезает бесследно, Вы, как будто заново родитесь.

Шляпница (встаёт) Попробую. Спасибо тебе. Люблю я тебя, Алиска…А ты вот, не спросясь у матери, замуж собралась.

Алиса Мамочка, да я…

Шляпница Собралась, собралась, материнское сердце не обманешь. Что ж, уходишь? Бросаешь мать одну? Я тебя родила, выкормила грудью, воспитывала, была тебе и матерью, и отцом…Шо б он был здоров, паразит! Вот ты уйдёшь, детей нарожаешь, а про меня совсем забудешь?

Алиса Мамочка, родная, поверьте, в трудную минуту я всегда буду рядом. Но, поймите, у меня должна быть своя жизнь, свои ошибки и достижения. Как сказала моя тёзка Алиса : - «Это – МОЯ сказка».

Шляпница Трудно, доченька, с этим смириться…

Алиса Есть такая притча. Летит орёл. На спине у него сидит орлёнок, которого он во время полёта, время от времени, подкармливает пойманными мошками. Спустя какое-то время он спрашивает у сына: «- А вот, когда ты вырастешь, а я буду стареньким, ты будешь меня вот также возить на спине?». « - Нет, - честно признался орлёнок. Я тебе, при необходимости, буду приносить мошек, а на спине я буду возить своих орлят».

(Алиса садится рядом с матерью, они обнимают друг друга)






              ЯВЛЕНИЕ ВОСЬМОЕ

 (комната соседей)
 (Мать, Отец, Сын, Дочь)



Мать (Сыну) И ты предлагаешь нам породниться с этими чумичками?!

Сын
Мама! Не смей!... Прошу тебя…. Я тебя очень люблю. Не надо осложнять наших отношений

Отец (жене) Ты, конечно, вправе иметь собственное мнение, в том числе и на избранницу твоего сына. Но это – твоё, только твоё мнение. Его жизнь – это ЕГО жизнь. Это ЕГО судьба. Никто не может прожить жизнь за другого человека.
Мать Что я слышу?! У кого-то появились собственные мысли?! Ты, которому, кроме телевизора и четвероногого друга (показывает на диван) ничего в жизни не нужно?! Ты даже собаку завести не захотел, её надо выгуливать, кормить, делать прививки! Ты – ничтожество! НИ – ЧТО! И сейчас, в трудную минуту, в переломный момент жизни семьи, ты открываешь рот и льёшь воду на мельницу такого же ничтожества, как ты?! Молчать! Иди на своё место (показывает на диван) и замолкни!

Сын Мама… Ты ли это? Что с тобой произошло?

Дочь Невесту твою увидела…

Отец Прекрати!! Прекрати…

Мать Не кричи на ребёнка, у неё кризис 20-летних.

Отец 20 лет живёт она на свете. Каждый год у неё этот самый кризис, совпадающий, причём, с метрикой. Ты из неё сделала инвалида умственного труда, то есть, на любое предложение поработать головой, она показывает справку об обучении на каких-то художественных курсах, где 2 вечера в неделю её учат водить кистью по холсту, который она сама, даже загрунтовать не может.

Сын Мама, что с тобой произошло много-много лет назад? Ты была классным специалистом, Искусствоведом с большой буквы. С тобой советовались и считались корифеи искусства. А сейчас? Прости меня за вторжение в твой мир…Сейчас ты довольствуешься, так называемой, благодарностью, так называемых, частных коллекционеров, чтением лекций для скучающих дамочек, по какому-нибудь Мейсеновскому фарфору… Где полёт Души? Ведь ты – другая. Не предавай самоё себя.

Дочь Наташа Ростова. Том пятый. Драма «Гроза». Том второй. Обе себя икарами возомнили, им тоже полёта Души не доставало.

Сын Ты, сестрёнка, хотела меня обидеть, а сделала комплимент. Лев Толстой говорил: «- Наташа – это я», так же как Флобер утверждал, что Эмма Бовари – это он. Это МОЯ сказка, и я сам её напишу и сыграю. Кого я выберу в партнёры – тоже, только мой выбор, я прошу его уважать, как я уважаю ваш. Извините за откровенность. (идёт к балкону, поворачивается) И за резкость…

ЯВЛЕНИЕ ДЕВЯТОЕ



                (Комната Шляпницы)
Звонок в дверь. Шляпница открывает, на пороге стоит Мать.
       (Долго смотрят друг на друга)
Мать Добрый день…

Шляпница Здрасьте. (пауза).

Мать Я могу войти?

Шляпница Заходите.

Мать (Мать входит в комнату, осматривается)
Позволите присесть?
Шляпница Садитесь. ( обе садятся. Молчат)__

Мать А вы и вязанные изделия делаете?

Шляпница Да. И спицами, и крючком… (пауза) Но больше люблю с фетром работать… (пауза)

Мать Да, с фетром – интереснее… (пауза) Больше возможностей для творчества…

Шляпница Точно… (пауза) Может, чайку? У меня и «Шарлотка» испеченная…

Мать Спасибо, но я «Шарлотку» - не ем.

Шляпница Почему? Это очень вкусно. Продукты – натуральные, выпечка – домашняя…

Мать Не в этом дело. Просто, в своё время –переела. В какой дом ни придёшь, везде угощали «Шарлоткой», это – самое лёгкое и простое лакомство

Шляпница И самое дешёвое, к тому же…

Мать Да,бюджетное…(пауза) Скатерть у вас симпатичная…

Шляпница Ага. Я её в микроволновке так отстирала.

Мать Не поняла…

Шляпница В микроволновке.

Мать Как это?

Шляпница Берёте вещь, но, если её кипятить нельзя, а обновить хочется, намочили, намылили хозяйственным мылом, положили в целлофановый пакет, такой, с ручками, только не завязывайте и – на несколько минут в микруху. Потом постирали – она  новая такая не была. Главное – цвета восстанавливаются…

Мать Интересно…

Шляпница А подруга моя так мужу рубашки отстирывает. Супер! (пауза) Может, скушаете чего-нибудь?

Мать Спасибо. Мне пора. У меня – работа…

Шляпница Ну, ладно, заходите как-нибудь, я испеку что-нибудь другое, я много чего умею… Вы что любите?

Мать Всё, что готовлю не я.

Шляпница Кроме «Шарлотки?»

Мать Кроме «Шарлотки»

Шляпница Тогда – «Наполеон»

Мать А знаете, почему торт так называется?

Шляпница Нет, не знаю…

Мать По легенде, Наполеон, горячо любя Жозефину,
оставался при всём при этом полигамным мужчиной…

Шляпница (Шляпница кивает)
Ну, это – понятно…

Мать Однажды он, встретив в коридоре фрейлину, взял её за руку и стал поглаживать её по тыльной стороне ладони, уговаривая встретиться с ним. Тут в конце коридора показалась Жозефина, подошла к ним и услышала: _ Ещё 1 слой теста, потом – слой крема… при этом он водил своей ладонью по её руке. А к 100-летию Победы в русских кондитерских появились такие пирожные, они были треугольной формы, как шляпа Наполеона.

Шляпница Это что же, французы спокойно поедают своего Императора?

Мать Да нет, там торт называется «Тысячелистник», у них с уважением к собственной истории – строго… (пауза) Ну, я пошла, а то, поздно…

Шляпница Симпатичная у вас кофточка…

Мать Спасибо… И у вас – очень мило… Счастливо!

Шляпница Пока!







             
ЯВЛЕНИЕ ДЕСЯТОЕ

(на балконах Алиса и Сын)
Сын Алиса, ты здесь?

Алиса Здесь

Сын Я люблю тебя.

Алиса Я тоже люблю тебя. (пауза) А ещё я очень люблю свою маму. Не потому, что родителей не выбирают, я бы и сейчас выбрала бы только её, а потому, что не могу без этой любви, потому, что мне нужно постоянно, денно и нощно, испытывать это чувство к своей маме.

Сын Я понимаю тебя. Скажи, а почему она так отреагировала на Тургенева?

Алиса «Отец» - у неё кодовое слово, чтобы «включить пургу», а так, она – классная мама.

Сын Я её тоже люблю. Люблю за то, что она подарила миру и мне - тебя. Знаешь, я сначала удивился, что ты со своей мамой на «Вы», а потом – позавидовал.

Алиса Почему?

Сын При такой позиции ты никогда не сможешь наговорить резкостей и, тем более, грубостей своей маме.

Алиса (задумчиво) Да… Ты, пожалуй, прав… Но и здесь есть другая сторона медали. Я никогда не смогу прийти к ней и сказать: « - Мамочка, я влюбилась. А что ты испытывала в подобном случае?»

Сын Знаешь, я понял, что тоже очень сильно люблю своих. И ни на какую другую, самую золотую семью, их не променяю. Я люблю их всех, потому, что… Потому, что люблю… Но им надо помочь, я это чувствую. Ты помогла мне ощутить свои крылья, расправить их.

Алиса Нет, это ты помог мне взлететь над суетой, «встать на крыло».

Сын Я понял ещё одну вещь: ты обладаешь редким талантом, талантом ЛЮБИТЬ, и ты заражаешь этим даром других.

Алиса Ты преувеличиваешь. Просто, я люблю Жизнь, люблю мою маму и люблю тебя. Иногда это чувство проникает в каждую клеточку мою, наполняет, наполняет меня…Даже, переполняет… И в этот момент я хочу оторваться от Земли, взлететь высоко-высоко, над облаками, туда, где всегда яркое солнце и синее-синее небо…

Сын Синее небо… Яркое солнце… Взлететь… Мне знакомо это состояние. Может, это и есть СЧАСТЬЕ? Может, время от времени это испытывают все, просто не догадываются, что они счастливы? Или стесняются в этом признаться, даже самим себе? Чтобы взлететь, нужно поверить в это, поверить в себя, в свою судьбу.

Алиса Сложно оторваться от Земли. Вот она, никуда не делась. Но, даже когда птица ходит, видно, что у неё есть крылья.

Сын Полетели?

Алиса Полетели!

(хором) (встают на перила балкона, берутся за руки)Летим! (прыгают вниз)

Сын Ну? Как ощущения?

Алиса Впервые я порадовалась, что живу на первом этаже.(подходят к авансцене)

Сын Отчего люди не летают?

Алиса Я говорю, отчего люди не летают так как птицы?

(выходят по очереди)

Отец Мне иногда кажется, что я – птица.

Шляпница Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь.

Мать Вот так бы, кажется, разбежалась…

Дочь Подняла руки… И…

Все Полетели!…