Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану

Олег Долгов
Один из присутствующих на обеде у гостеприимного хозяина Саввы Ивановича Мамонтова зачитал ответное письмо запорожцев Турецкому Султану в ответ на его обращение к ним с предложением служить под его началом:
Я, султан, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога, владелец царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый воин, неотступный хранитель гроба Господня, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан — повелеваю Вам, запорожским казакам, сдаться мне добровольно безо всякого сопротивления и меня Вашим нападками не заставлять беспокоиться».
Султан турецкий Мухаммед IV.
 Конечно, в ответном письме было великое множество «крепких» простонародных выражений, но главным было совсем другое – смелый, остроумный ответ выражающий саму сущность вольных православных казаков. Илья Ефимович Репин, находившийся среди присутствующих, сразу «набросал» первый эскиз своей будущей великой картины, над которой он трудился 13 лет. Следующим летом, вместе со своим любимым учеником 15 летним Валентином   Серовым он отправился на запорожскую землю, затем много ездил на Кавказ и везде рисовал множество этюдов, искал и находил много нужных ему типов казаков.
     Ответное письмо: Ты — шайтан турецкий чёрт, проклятого чёрта брат и товарищ, и самого Люцифера секретарь! Какой же ты к чёрту рыцарь, когда голою сракой ежа не убьёшь? Чёрт высирает, а твоё войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сыновей христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой, ёб твою мать.
Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Великого и Малого Египта свинопас, Армянский свин, Подолянская злодеюка, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, и всего света и подсвета шут, а для нашего Бога — дурак, самого аспида внук и нашего *** крюк. Свинячья морда, лошадиная срака, мясника собака, некрещёный лоб, мать твою ёб!
Вот так тебе запорожцы ответили, никчёмный! Не годен ты и свиней христианских пасти! Числа не знаем, ибо календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, и за это целуй в сраку нас!

Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем войском Запорожским»


     На картине в левом углу могучая фигура Тараса Шевченко первого ратника войска Запорожского. Кто летит впереди всех с пикой наперевес? Врага на пику и в канаву его, а если пикой не достанет не уйти ему от острой шашки, ни щит, ни кольчуга не поможет, такая в Тарасе удаль богатырская. Сам то он, как дите малое. Приехали сыны домой, стал он над ними подшучивать, так вместо:» здорово сынки» стали друг друга кулаками обихаживать, а поутру взнуздали коней да и подались в Сечь Запорожскую. Из старшего Остапа добрый казак вышел, а когда пленили его, принял мученическую смерть и в последний момент позвал отца:
     - Слышишь ли ты меня батьку? - Тот ответил:
     -Слышу сынку…
     Младший пошел по другой дорожке – влюбился в паненку, стала она ему дороже отца и товарищей своих, обвязал дареный ею шарфик и пошел воевать против своих. Но отец позвал отойти в сторонку: Ну что сынку, помогли тебе твои ляхи… Я тебя породил, я тебя и убью…и выстрелил в сына. Честь жизни дороже.
     А что там за старче, да это же. дед Тимоха. По старости на коня уж не садится. Все по хозяйству: и за поварихами пригляд нужен и по обозу дел невпроворот. Но он здесь, по праву, со всеми вместе.
     А на правом углу голый по пояс казак – это же банкомет, по правилам, что бы не мог карту в рукав спрятать, сидит голый. Вокруг такие живописные лица.